Украинская власть пошла навстречу пожеланиям автомобилистов
Или не снимаем эти разноцветные бумажки, если, скажем, они кому- то нравятся, в качестве элемента художественного оформления лобового стекла. Потому, что отныне их можно использовать лишь в таком качестве. Так решил новый закон, один из немногих, не вызывающих, пожалуй, никакого возражения ни у власть предержащих, ни у оппозиции.
А если говорить более четко, то Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» № 3565Л/1, вступивший в действие 14 августа, устанавливает, что техосмотр упраздняется для всех типов легковых автомобилей, прицепов к ним, а также мотоциклов, мопедов и мотоколясок. Условие одно: эти транспортные средства не должны использоваться для перевозки пассажиров и грузов с целью получения прибыли. Но и для коммерческого транспорта вышло послабление: его можно не «техосматривать» в первые два года эксплуатации.
Но отменой талонов техосмотра законодатель отнюдь не ограничился. Для многих автовладельцев, скажем, безусловным поводом для радости станет отмена обязанности водителя иметь при себе документы, удостоверяющие право пользования транспортным средством. То есть доверенности и временные техпаспорта отныне также не нужны: работники ГАИ обязаны проверять лишь права и технический паспорт на автомобиль. Дело в том, что в новой редакции Гражданского кодекса сделано исключение для наземных транспортных средств, и теперь передать кому-то право управления (но не владения!) транспортным средством можно на основании простой устной договоренности. При этом полезно помнить, что, в соответствии с новым порядком, водитель не обязан передавать свои документы в руки сотрудникам ГАИ, а должен лишь предъявить их.
И еще об одном полезном новом, а точнее — уже подзабытом старом, правиле, которое вновь обрело силу: работники органов внутренних дел не имеют права остановить авто «просто так». Установлен немаленький, но конечный перечень обстоятельств, которые могут привести к подъему «полосатой палочки» в ваш адрес:
в случае нарушения водителем правил дорожного движения;
при отсутствии номерного знака на транспортном средстве или при несоответствии знака установленным требованиям, закреплении его не в установленном для этого месте, загрязнении знака, закрытии его иными предметами, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния в 20 метров;
при наличии признаков, прямо свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства;
если существуют данные о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или багажа к совершению ДТП, преступления, правонарушения;
если транспортное средство пребывает в розыске;
при наличии данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
если необходимо опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, свидетелями которого они являются или могли быть;
в случае привлечения водителя транспортного средства для предоставления помощи иным участникам дорожного движения или работникам милиции, или привлечения его как свидетеля при оформлении административных материалов;
при проведении целевых мер (операций, отработок, оперативных планов) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство (важно отметить, что эта норма противоречит отмене обязанности водителя иметь при себе документ, удостоверяющий право пользования ТС);
в случае исполнения решения (принятого компетентным государственным органом) об ограничении или запрете движения;
если способ закрепления груза на транспорте создает опасность для иных участников дорожного движения;
при нарушении установленного порядка размещения или использования на ТС специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
И в любом случае, сотрудник, остановивший транспортное средство, обязан сообщить водителю о причинах остановки и сути совершенного правонарушения.
Пока неясно, как будет разрешаться коллизия с возможной проверкой документов на право пользования машиной при разрешении таких документов не иметь вовсе. Возможно, наличие техпаспорта на автомобиль и отсутствие его в базе угнанных ТС даст возможность сотрудникам ГАИ сделать необходимые выводы. Злоупотребления же с остановкой по поводу постоянных «отработок», которыми, чего уж греха таить, славятся отдельные представители ДПС, легко можно пребечь простым звонком в дежурную часть или на телефон доверия на предмет выяснить, а проводится ли в настоящий момент такая «операция» или нет.
Таким образом, власть, по моему мнению, сделала весьма важный шаг в деле искоренения ненужных формальностей и поводов для взяток, а водители получили более свободный режим использования своих автомобилей. При этом очень хотелось бы, чтоб маятник не качнулся в обратную сторону, вызвав появление на дорогах в усмерть убитых развалюх и всплеска преступных угонов.
При подготовке использованы материалы
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |