ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Как ликвидировать заповедники браконьерства
18.08.2011 / Газета: Вгору / № 33 / Тираж: 10000

В последее время о Черноморском биосферном заповеднике пишут и говорят во всей Украине. Еще бы: ведь то, что произошло в этом крупнейшем заповедном объекте страны, выходит далеко за рамки рядовых новостей. Да только вот известность эта недобрая.

Итак, воспользуемся известной формулировкой: заповедник «попал в поле зрения правоохранительных органов». Была тщательно запланирована и успешно осуществлена масштабная спецоперация.

Ночью, скрытно, на заповедные острова была доставлена группа боевых пловцов (!) из элитного офицерского подразделения Внутренних войск.

Несколько дней люди лежали в траве под палящим солнцем на берегу необитаемого острова. В тех местах, кстати, пауков-каракуртов и агриоп – что на Днепре комаров, не говоря уже о клещах. Так что офицеры реально рисковали. После завершения операции несколько безвестных героев попали в больницы.

День за днём шла работа: фотографирование и видеосъемка. А снимать было что: в заповедных водах полным ходом шёл лов креветки и рыбы. И в ночь с 8 на 9 июля осуществили основную часть операции. В результате были задержаны около 20 человек. В их числе не только работники заповедника, но и лица посторонние – те, кому на заповедных островах вообще находиться не положено. А на следующий день арестовали директора заповедника Дмитрия Чернякова и двух его замов.

Вопросы о прошлом

Хотелось бы знать, с какого времени заповедник стал объектом внимания правоохранителей? Потому как сведения о том, что он превратился в браконьерское гнездо, появились достаточно давно – не позже середины 2000-х годов. Об этом знали все: от торговцев в «рыбных» рядах на Голопристанском базаре до людей, облеченных властью и полномочиями. Буквально все они, с кем довелось обсуждать последние шокирующие новости, «с ходу», без подсказки комментировали ее так: «За креветку!». Ту самую, которую и сейчас продают на каждом углу.

Знали! Но молчали...

Черноморский заповедник – самый большой в Украине: общая площадь его территорий и акваторий – более 109 тысяч гектаров. По показателям биоразнообразия он занимает первое место в стране. То есть, здесь сосредоточен наибольший набор биологических видов и экосистем. В то же время это один из самых больших охраняемых природных объектов Европы, отнесенный к международной категории «биосферный резерват». То есть, к таким участкам Земли, которые являются эталоном биосферы планеты: наряду с Командорскими островами и первым в мире Йеллоустонским национальным парком в США.

И вот в последние несколько лет это богатство планомерно уничтожалось – нагло, цинично и безнаказанно. По крайней мере, до последнего времени организаторы преступного бизнеса были уверены в своей неприкосновенности. И дело далеко не в тех конкретных тоннах креветки и рыбы, с которыми были задержаны фигуранты уголовного дела. Масштабы преступных деяний гораздо большие, вред – колоссальный. Этот вред наносился в течение многих лет. Огромный моральный ущерб был причинен самой идее охраны природы.

Что делать?

Вероятно, дело зашло уже столь далеко, что личный состав службы охраны заповедника должен быть заменен. Во всяком случае, пересмотрен: ведь ясно, что все, в чьи должностные обязанности входило соблюдение охранного режима морских акваторий, были, по меньшей мере, осведомлены, как на самом деле этот режим выполняется.

Где ж их взять – преданных идеям охраны сотрудников? Да еще тех, кто согласится жить на удаленных кордонах и за копейки выполнять опасную работу? И не набивать себе при этом карман, вылавливая все живое?… Проблема серьезнейшая. А значит, надо искать законные способы увеличения зарплаты наблюдателей.

А теперь о том, что касается науки. Бешенство лис и волков и современные способы борьбы с этим заболеванием, сероводородные заморы в море, предотвращение гибели в сетях дельфинов – вот научные разработки, которые, по идее, должны быть реализованы в заповеднике такого уровня. И – опубликованы и внедрены . Где эти работы?

И еще. Любой заповедник (а тем более такой!) может и должен быть той организацией, которая не только осуществляет охрану и изучение, но и пропаганду. Имеется в виду не только пропаганда охраны земель и вод заповедника и региона – но и природы в целом.

А многие ли знают, что мелководные (2–4 м.) заросли морских водорослей и зостеры (это цветковое растение, приспособившееся к обитанию в море) Тендровского и Ягорлыцкого заливов по красоте, зачастую, не уступают прославленным пейзажам? И иногда и с коралловыми рифами могут поспорить! А для съемки на таких глубинах используется относительно недорогое снаряжение – сверхпрочные боксы не нужны. Да и сухопутные участки заповедника не бедны красотами.

Но где фотографии и видеофильмы?... Где выставки, где школьники и взрослые Херсонщины и Украины, потрясенные такими богатствами?!

Вместо этого – «слава» браконьерского гнезда. От этой славы надо избавляться – и немедленно. Заповедник должен стать реальным (а не декларированным!) научным и просветительским центром. Но для выполнения всего этого необходима смена руководства. Новый директор должен быть преданным делу патриотом: готовым идти до конца, решительным и жестким по отношению к нарушителям.

И, разумеется, нужно, чтобы полностью изменилось отношения к заповеднику: и в столице, и в области. Национальное достояние не должно быть источником наживы для преступников ни в Голой Пристани, ни в Херсоне, ни в Киеве.

Море и люди

К превеликому сожалению, масштабная операция начала июля не внесла коренных изменений в ситуацию с охраной морских ресурсов. И для того, чтобы понять это, не надо использовать агентов и электронику – надо лишь выйти на рынок в Голой Пристани. И чего там только нет! Камбала глось – а ведь этих рыб, по меткому выражению одного рыбака, осталось «десяток на весь Ягорлыцкий залив». Скаты: маленькие, почти крохотные – они явно появились на свет не раньше прошлого года! Кажется, и осетрами уже торгуют. Испуг прошел, уничтожение морских ресурсов Херсонщины продолжается.

Но следует ясно понять: одними лишь запретами ситуацию изменить нельзя. Приморским селам не выжить без моря! Поэтому надо коренным образом изменить систему природопользования на приморских территориях. А именно: разрешить, наконец, контролированный лов рыбы в северной части Ягорлыцкого залива, в буферной зоне Черноморского заповедника: ведь такой промысел разрешен законодательством. Но местных рыбаков на просьбу разрешить лов «футболили» всеми способами. Ловили другие – «свои», варварски и под прикрытием.

Нужны немедленные действия по сохранению и рациональному пользованию биоресурсов Черного моря. Легализация лова креветки, жесточайший запрет на применение донных тралов и иных варварских способов лова рыбы, создание легальных коллективных рыболовных хозяйств вместо подпольных браконьерских «бригад» – вот те меры, без которых морские обитатели обречены на уничтожение.

Иначе наши моря станут безжизненными, ловить будет нечего: вековая традиция морского рыболовства Херсонщины исчезнет. Ни Бог, ни природа, ни дети и внуки нам этого не простят.

Автор: Евгений Роман


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту