Практика показала: накануне выборов депутаты намного активнее, чем через год после избрания
Как это удалось узнать
Недавно активисты местного отделения Комитета избирателей Украины (КИУ) бросили клич всем общественникам и журналистам ведущих изданий с просьбой помочь в проведении мониторинга деятельности депутатов-«мажоритарщиков» Херсонского горсовета.
В анонсе акции «Поход к депутатам», который был опубликован на сайте «Політична Херсонщина» www.politics.kherson.ua, говорилось: «В октябре 2010 года мы выбрали новый состав Херсонского городского совета, состоящего как из депутатов-“мажоритарщиков”, так и депутатов, избранных по партийным спискам. Все они обещали активно работать на благо города, решать наши проблемы и проблемы избирательных округов, в которых мы живем. После выборов прошло уже почти 10 месяцев, и мы имеем право знать, выполняет ли депутат свою предвыборную программу и что он делает для этого в городском совете. Мы имеем право проверить в каждом округе, ведёт ли депутат обязательный ежемесячный прием избирателей».
Кстати, по утвержденному графику, день приема депутатами своих избирателей выпал на минувший четверг, 18 августа (послеобеденное время). Участники мониторинга, среди которых была и автор этих строк, имели возможность посмотреть, как проводит прием депутат, а заодно пообщаться
с «мажоритарщиком».
Визит к народным избранникам
Организаторы акции выдали акти¬вистам анкету, состоявшую из двух частей. Первая описывала доступность депутата: имеется ли на здании, где он ведёт прием, табличка, насколько легко посетить «мажоритарщика» даже пожилым людям, присутствует ли вообще народный избранник в заявленное время. Вторую часть анкеты посвятили собственно деятельности депутата: как он информирует избирателей о часах приема, ведёт ли журнал приема, сколько конкретных проблем, озвученных гражданами, удалось разрешить, на какую сумму помочь.
Увы, оказалось, что на прием избирателей явились лишь отдельные депутаты (всего 10 человек из проверенного херсонскими активистами 31). Остальные либо вообще проигно¬рировали свою обязанность, либо прислали помощника. Кстати, такая статистика совпала и с личным опытом корреспондента «Гривны».
Первым в моем списке числился Владимир Белоножков, который обязался вести ежемесячный прием в помещении Таврического лицея искусств (третий четверг месяца с 15:00 до 17:00). Войдя в здание школы, я увидела табличку с его именем и часами приема. Но там не указали, в какой аудитории принимает депутат, а на вахте в то время никого не было. Сотрудники лицея сообщили, что депутат принимает в библиотеке на 1-м этаже. К сожалению, Владимир Александрович не пожаловал. Подо-ждав немного, я была вынуждена уйти. Как потом удалось узнать от депутата по телефону, он не пришел, так как пребывает в отпуске. Конечно, все люди, в том числе и депутаты, имеют право на отдых. Но в анкете всё-таки пришлось поставить прочерк.
Далее мне нужно было добраться до помещения бывшего Института усовершенствования учителей, где в третий четверг месяца с 16:00 до 18:00 должен вести прием Анатолий Добровольский. Ни на вахте, ни в холле я опять же не нашла информации о том, в какую аудиторию идти.
В прием¬ной сказали, что вроде бы депутат принимает в кабинете напротив. Неизвестно, сколько бы я там просидела, если бы случайно снова не заглянула в холл и не увидела, что мужчина, со спины похожий на г-на Добровольского, прошел в кабинет в противоположном крыле здания. Оказалось, депутат принимает именно там (а ведь я могла развернуться и уйти).
Следует отдать должное: Анато¬лий Николаевич явился на прием вовремя и даже не один, а вместе с помощником. Мне показали журнал приема граждан, ответили на все вопро¬сы анкеты. Анатолий Николаевич рассказал, что на прием в основном приходят пенсионеры и жалуются на жилищно-коммунальные проблемы: протекающие кровли, плохие дороги, неработающие лифты. А тут как раз пожаловал на прием пенсионер (кстати, узнавший о возможности пообщаться с народным избранником из «Гривны»): у него возникли проблемы с оформлением субсидии.
Третьим депутатом, которого следовало посетить, числился Сергей Карунос (ведет прием в третий четверг месяца с 16:00 до 18:00 в здании школы № 45). Сергея Андреевича на месте не оказалось, хотя был помощник – некий Константин (позже депутат рассказал, что в этот момент был занят решением вопросов у себя в округе). Формально прием состоялся: помощник принял от жительницы микрорайона заявление – жалобу (в многоэтажке не работает лифт, так как обслуживающая организация требует от жильцов оплатить экспертизу, еще и ремонт, а не все проживающие могут собрать нужную сумму). И отзывы о депутате были хорошие (обратиться к Сергею Каруносу посоветовали соседи, которые остались довольны решением своей проблемы). Но вот ответить на элементарные вопросы анкеты – каким образом депутат инфор¬мирует избирателей о своем приеме, каковы конкретные достижения «мажоритарщика», помощник затруднился.
Подводя итоги
Выше имеется упоминание лишь о трёх народных избранниках: больше за 2–3 часа (с учетом того, что нужно перемещаться по городу) не обойдешь. Впрочем, организаторы акции собрали информацию и по осталь¬ным депутатам, которые должны были явиться на личный прием, и пришли к выводу: из 31 «мажоритарщика» лично прием вели лишь 10.
«Депутаты-“мажоритарщики” откро¬венно разочаровали, – прокомментировал ситуацию заместитель главы общественного совета при ОГА по вопросам подотчетности власти и правовой защиты населения Александр Мошнягул. – Сложилось впечатление, что у нас не горсовет, а депутатская “вольница”. Один народный избранник “напахался” на субботнике и решил не обременять себя прие¬мом избирателей – обойдутся! Другой спокойно расхаживал по магазинам на глазах у волонтера, бегущего к нему на прием избирателей. Третий ушёл через 45 минут после начала прие¬ма, так как избиратели не явились, а он устал их ждать, хотя до конца прие¬ма оставалось еще более часа. Некоторым волонтерам помощники или коллеги народных избранников объясняли причины отсутствия депутатов по-разному: командировка, сдача экзамена. Кое-кто даже пытался связаться с ними по телефону. Часто ссылались на период отпусков. Но проблемы избирателей и в летний период не исчезают, а каждый депутат обязан вести прием в любое время года. Звание народного избранника обязывает депутатов к тому, что прием избирателей – понятие круглогодичное и длящееся все 4 года каденции».
В этой ситуации, наверное, нужно назвать имена «героев» – депутатов, которые добросовестно вели прием граждан, несмотря на занятость, уста¬лость, субботник и прочие важные дела. Это Владимир Пепель, Александр Малышев, Зоя Бережная, Анатолий Добровольский, Татьяна Варущик,
Виктор Шевчук, Николай Каракоз, Лариса Кононенко, Александр Ткач, Михаил Колобов. Не густо, но и не пусто. Возможно, в следующий третий четверг месяца примерных «мажоритарщиков» будет больше.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |