В любом порту буксир без проблем опознают даже малыши — чувствуется в нем сила, внушающая уважение. В Херсонском морском порту шесть таких красавцев. Самый сильный — «Бакай», многоцелевой буксир ледокольного типа. Мощность его двигателей — 3750 лошадиных сил.
«Рождественский подарок»
Он построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, — рассказывает старший помощник капитана Андрей Балашов. — Спуск на воду состоялся 18 ноября 2003 года, но только 25 декабря «рождественский подарок» своим ходом пришел в порт приписки — Херсон, преодолев без проблем ледяные поля и торосы. Хотя после постройки буксир все время работает в Херсоне, он не считается домашним. Ему не раз доводилось сопровождать крупнотоннажные суда в Херсон и Николаев, буксировать плавкраны в Одессу и на Дунай.
Но все это — линейная работа. Совсем другое дело — буксировка в стесненных условиях незнакомого порта. Поэтому, когда «Бакай» приступил к работе в Одессе, местные портофлотовцы ревниво наблюдали за маневрами херсонцев. И были приятно удивлены...
А работа действительно была сложной и необычной — швартовые операции судов не менее 200 метров длиной и высотой борта до 20 метров (в Херсон такие корабли не заходят). Соответственно, высокая парусность судов и ограниченный обзор для буксировщика, — уточняет капитан «Бакая» Валентин Пшенишнюк.
Сейчас херсонский буксир ведет погрузочно-разгрузочные работы на рейде Одесского порта. Здесь большими судами никого не удивишь. Но когда вы на борту маленького буксира подходите к балкеру-великану, становится немного не по себе. Вот он уже заслоняет солнце, борта соприкасаются, толчок, скрипят покрышки по бортам «Бакая». А команда делает свое дело быстро и четко: вот подведен плавкран, и готова к приему груза баржа, вот канат натянут, как струна и связан с буксиром. Море штормит, сильный боковой ветер. Капитаны судов действуют синхронно, разворачивая их для оптимальной перевалки. Сбросив лишний груз на баржу, иностранный гость спокойно швартуется в порту.
Не как в кино...
— За 12-мильной зоной бросают якорь океанские великаны, водоизмещением 100—150 тысяч тонн, которые по осадке не могут зайти даже в Одесский порт, — объясняет Валентин Пшенишнюк. — Мы подводим к таким гигантам плавкран и баржу. Кран выгружает груз на баржу, потом мы ее буксируем в порт. И так до тех пор, пока у балкера хватит осадки зайти в порт. Часто «проматываем пленку» в обратном направлении: балкер в порту грузится, а догружаем его на рейде...
Работа у экипажа, прямо скажем, специфическая, тяжелая и порой даже опасная. В каждой вахте — по девять человек. Два экипажа — два капитана, два старпома, которые меняют друг друга каждые две недели. На борту — всегда одни мужчины.
Помните фильм «Берегите женщин», о команде буксира, состоящей из одних только девушек? Скорее всего, именно по этой ленте составилось представление о буксирах у многих граждан. Всегда интересно, что о кино думают профессионалы, и вообще, под силу ли женщинам справиться с теми задачами, которые стоят перед буксировщиками.
Валентин Петрович смеется, говорит, что кино и есть кино:
— Работа на буксире всегда экстремальна. Иногда возникают такие ситуации, что даже товар обязан выйти на помощь экипажу в шторм илй лед. Так что работа на буксире явно не для женщин. Ну представьте, буксир — 30 метров длиной, 7 — шириной. И на борту — не менее 9 человек. Условия практически спартанские: каюты на трех-четырех человек. Круглые сутки — в море. Часто бывает так, что стоишь за рычагами маневров все 6 часов! Мы же не линейное судно, которое вышло в море и пошло. Надо постоянно учитывать и ветер, и осадку, и смотреть за буксирным тросом...
Капитан постарался в деталях разъяснить специфику буксирно- швартовных операций: судоводители должны досконально знать порт, его акваторию, глубины, подходы к причалам, уметь тесно взаимодействовать с экипажами других буксиров, лоцманами и диспетчерами порта. Любая ошибка, неточность маневрирования, неправильно поданная или неправильно понятая команда может привести к навалу судна — созданию аварийной ситуации, и дорого обойтись всем. Поэтому судоводителями на портовые буксиры назначают опытных и, как правило, прошедших стажировку командиров. У двух капитанов и двух экипажей морского буксира «Бакай» не было времени на обучение и детальное изучение акватории Одесского порта. Сразу после прибытия и оформления формальностей буксир приступил к работе.
А что, в Одессе не нашлось такого же буксира?
Выбирать, собственно говоря, не из чего: у них, в основном, линей- ники, не двухвинтовые буксиры, — с гордостью отвечает капитан «Бакая». — Да и опыта работы у них меньше, чем у нас. Любой херсонский буксировщик даст фору своему коллеге- одесситу!
Буксир — школа жизни
Многие в порту считают за честь работать на борту «Бакая», — уточняет Андрей Владимирович. — Сейчас те, кто начинал учеником на нашем буксире, уже стали механиками, судоводителями, мотористами, капитанами. Сказалась, конечно, и суровая выучка Леонида Череваня, прежнего капитана буксира, который недавно сам пошел на повышение — в службу капитанов-наставников. Со дня постройки работают на судне моторист Вячеслав Пронин и боцман Виталий Масибут. Я на буксире — третий год, после окончания Херсонской мореходки. А до этого поработал практически на всех судах портофлота. Начинал с «караванки», шкиперской службы. Потом перешел на катер «Ко- пейкин», с него — на буксир «Московский». И на плавкране работал, и в дальние моря ходил. Но больше всего удивил старый портовой буксир «РБТ», которому больше полвека. Его строили еще по военным стандартам: два танковых двигателя от знаменитых «Т-34»! А где создавали это полувоенное чудо техники, никто уже и не знает: табличка с датой и местом рождения стерлась от времени.
Капитан Пшенишнюк пришел в морской порт с речного. Днепр и Дунай знает, как свои пять пальцев.
— Я окончил Киевское речное училище в 1988 году, а затем — Херсонский государственный морской институт, который на днях получил статус морской академии, — не без гордости говорит Валентин Петрович. Он с удовольствием рассказывает о своей работе. Поэтому вопрос о том, хотелось бы ему быть капитанам большого судна, воспринимает с улыбкой: — Работал и на больших судах, опыт такой есть. Был в портах Египта и Албании. Но поверьте, работа на буксире не менее интересна, да и не каждый судоводитель с большого корабля сможет справиться с тем, что необходимо делать маленькому буксиру. К тому же, далеко не каждый сможет преодолеть в себе «страх узости»... Ситуации складываются разные.
Невелик буксир «Бакай», но работают на нем настоящие морские волки.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |