Так уж случилось, что в Херсоне провел последние свои дни и был похоронен один из величайших людей своей эпохи английский филантроп Джон Говард. 2 сентября ему бы исполнилось 285 лет, и это хороший повод напомнить об этом человеке.
Говард по собственной воле был похоронен в Херсоне. «Не переносите моего праха в Англию, – просил он, – там, как и здесь буду я в одном расстоянии от неба...».
И хотя, никаких обязательств он, конечно же, не предполагал возлагать на херсонцев, тем не менее, мы должны понимать, что с момента его захоронения в нашем городе на нас лежит ответственность за память о нем. Что бы мы ни делали, как бы к этому не относились, но время от времени Херсон и херсонцы будут оказываться и оказываются в в центре внимания людей со всего мира, так или иначе связанных с занятиями и деятельностью Говарда, развивающих его филантропические и христианские идеи. Ведь во многом Говард был первым.
В июне этого года в Лондоне была издана книга Тессы Вест «Любопытный г-н Говард». По приглашению херсонской торгово-промышленной палаты Тесса приезжала в Херсон прошлым летом, собирая материал для последних глав своей книги. На сегодняшний день эта книга – одна из наиболее полных биографий Говарда. В ней представлены интереснейшие документы и материалы, раскрывающие малоизвестные страницы жизни этого человека. Тессу поразил тот факт, что в Херсоне Говарда помнят, что о нем слагаются легенды и его имя на слуху. А ведь прожил он в нашем городе всего то около 3-х месяцев!
В XVIII веке Говард был очень популярным человеком. Ему при жизни хотели поставить памятник, но сам он был против всяких памятников. Он просил, чтобы не ставили их даже после смерти и не хранили о нем воспоминаний. Но противостоять желанию общественности выразить почтение Говарду как национальному герою было невозможно.
В Великобритании во многих городах улицы носят его имя, установлены его бюсты, а в Бедфорде, где он жил, на главной площади города к 100-летию со дня его смерти установлен памятник в полный рост на высоком пьедестале.
Первый же памятник Говарду появился в Лондоне. Вопрос этот рассматривался в Палате Общин Британского Парламента. Был образован даже специальный комитет по созданию памятника. К работе привлечен лучший английский скульптор, основатель британской школы скульптуры Джон Бэкон. Тогда родилась идея установить памятник Говарду прямо в соборе Святого Павла. Это теперь в этом храме целая скульптурная галерея выдающихся британцев, а тогда под сводом Сэнт-Пола никаких памятников не было. И потому вопрос этот казался серьезным. К просьбе с пониманием отнеслись декан и настоятель собра Святого Павла, дав свое разрешение.
По словам летописца собора Дина Милмена, «первый скульптурный памятник, который разрешили установить в Сэнт-Поле, не был памятником государственному деятелю, военачальнику, или даже суверену; это был памятник Джону Говарду, который стремился не к великолепным святыням мучеников и святых, не даже к святым землям, но к отвратительным глубинам и мраку тюрем повсюду, где говорили, что это – цивилизованный мир».
В своей работе Бэкон сумел создать образ, ярко раскрывающий Говарда как личность, заслужившую всенародное признание и любовь. Это несомненно выдающееся художественное произведение эпохи классицизма. Худощавая фигура человека в римской тунике – ведь он был аскетом и в одежде, и в еде – с ключом и со свитком «Положений о тюрьмах», выходит из тюремной камеры, оставляя лишь пустые и разоравннные цепи.
Да, Говард известен в Британии прежде всего реформами в пенитенциарной системе. Он первый, кто обратил внимание на проблему, о которой не подозревали, не хотели говорить и замечать ни в Правительстве, ни в обществе – на положение и судьбу заключенных. Говард, в конце концов, подарил оступившимся надежду и возможность исправить свою ошибку, заслужить прощение. Он заявил во всеуслышание, что заключенные в тюрьмах – прежде всего люди. Одежда, питание, возможность работать и получать за это деньги, санитарное обеспечение и медицинское обслуживание, государственное жалование тюремщикам – вот лишь часть из тех положений, о которых не ведали в английских тюрьмах до Говарда.
Когда в комитете по сооружению памятника Говарду дискутировали по поводу подписи на постаменте, один из членов комитета предложил написать просто: «Джон Говард. Посетитель Тюрем». Кстати говоря, на многих мемориальных досках в различных городах Великобритании, где бывал Джон Говард, написано так же просто: «Джон Говард. Реформатор тюрем».
Но в данном случае члены комитета настояли на развернутой эпитафии. Близкий друг Говарда, его помощник и единомышленник Семюэль Витбред составил текст, в котором ему удалось объединить основные вехи жизни Говарда с его заслугами и достижениями, показать его человеческие качества и объяснить, почему он пользовался таким уважением в обществе.
Памятник был готов в 1795 году и установлен у юго-восточного столпа под куполом Сент-Пола в самом виигрышном для визуального восприятия месте.
На передней стенке постамента размещена горельефная композиция «Говард посещает темницу» – распространенный художественный образ Говарда. Но здесь он, принеся пищу и одежду, подает руку помощи измученному заключенному. На правой стороне постамента выгравирован текст эпитафии:
«Этот необыкновенный человек имел счастье получить признание еще при жизни, и он доказал это своими добродетелями.
Он принял Благодарность от обеих палат Британского и Ирландского парламентов за выдающиеся заслуги перед своей страной и человечеством.
Наши национальные тюрьмы и больницы были улучшены его мудрыми предложениями, свидетельствующими о серьезности его суждений и взглядов, в которых он отстаивал принципиальность.
В каждом уголке цивилизованного мира, пройденного им во имя уменьшения человеческих страданий, от трона до тюрьмы, его имя вспоминалось с уважением, признательностью и восхищением.
Его крайняя скромность подавляла все попытки возвести при его жизни монумент, который теперь общество посвящает его памяти.
Он родился в Хэкни в графстве Мидлсекс 2 сентября 1726 г.
Ранний период жизни провел он в отдалении, проживая главным образом в своем отцовском имении в Кардингтоне в графстве Бедфоршир. В этом графстве он занял пост шерифа в 1773 году.
Он умер в Херсоне в Русской Татарии 20-го января 1790 г.
Он пал жертвою опасной, но благородной попытки выяснить причины заболевания чумой и найти средства для ее лечения.
Он шел к бессмертию путем открытым, но мало следуемым, ревностно исполняя заветы христианской любви.
Возможно, эти слова, раскрывающие его значение, побудят к подражанию его поистине славных достижений».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |