В свое время Владимир Семенович достаточно емко охарактеризовал борьбу советской власти с инакомыслящими, он же и описал их методы работы. Уж сколько лет прошло, а ничего не изменилось: «Из-за елей хлопочут двустволки – Там охотники прячутся в тень». «Охотники» нынче пошли продвинутые, они не с двустволками, а с подставными понятыми в лесу заседают, и «дичь» выбирают с оглядкой. «Крупную» не трогают, все больше на председателей сельский советов облавы устраивают.
Вот уже который год в Украине объявлена война с коррупцией. Кто только и какими методами с ней не боролся. Сначала «не боролся» Виктор Ющенко. При нем какие-то телодвижения в этом направлении происходили, но имели все-таки больше спорадический характер. В период междуцарствия, ознаменованный выборами в Верховную Раду, на войну с коррупцией вышел Арсений Яценюк. Но ничем знаменательным не обозначился – только повеселил избирателей своими хиппово-милитаристскими биг-бордами. Теперь войну пережитку бюрократически-олигархического настоящего объявил наш нынешний гарант. В его исполнении это выглядит еще более малоубедительно. Крупного коррупционного «зверя» совсем не берут. Наверное, не чуют. Зато пытаются найти коррупцию там, где ее нет.
Засада
Понедельник. 5 сентября. Два часа пополудни. Дом Правосудия в Херсоне. 4 этаж, Комсомольский суд. Коридор. Возле кабинета одного из судей долго мается жгучая брюнетка c ярко выраженным восточным акцентом. Судья не принимает. Несколько звонков по нужным телефонам и… гражданка проникает в кабинет к судье. Судя по услышанным телефонным переговорам, даму интересует не разрешение на свидание с подсудимым супругом, а возможность пообщаться с судьей в интимном порядке и «полюбовно» решить энное количество вопросов. Если мы хоть что-нибудь смыслим в физиогномике, то даме все-таки удалось склонить судью к «нужной мысли» – уж очень довольным было лицо визитерши…
Как сторонним наблюдателям, нам очень хотелось поучаствовать в процессе и возопить: «Держи взяткодателя!». Благо ситуация располагала – в это время в коридоре суда находилось несколько сотрудников отдела по борьбе с экономической преступностью. Но на происходящее они не реагировали, в этот момент их занимали совершенно другие проблемы. Они бурно обсуждали способы доставки из здания суда в СИЗО одного подследственного «крупного взяточника». Собственно, и корреспонденты газеты «Вгору» находились в здании суда по делу. Отнюдь не в качестве сторонних наблюдателей. Нас интересовал тот же человек, о котором так «заботились» правоохранители. Хотелось выяснить, отчего в здании суда, буквально под носом у правоохранителей и борцов с коррупцией, происходят действия, попадающие под разряд противоправных, а гражданин, задержанный с нарушениями процессуальных норм и не представляющий угрозы обществу, оставлен под стражей, несмотря на все усилия громады.
Работа с «дичью»
Не надо быть профессиональным охотником, чтобы иметь хотя бы отдаленное представление о способах «работы» с дичью. Ее либо загоняют на стрелков, либо заманивают специальными манками или подсадными утками, либо просто расставляют силки и капканы и ждут…
Наши правоохранители тоже своего рода ловцы. Чаще всего они пользуются проверенными методами: капканы расставляют, на «стрелков» загоняют, но могут и «подсадную утку» запустить или на «живца» брать…
Собственно, по этой схеме и сработана «антивзяточная» операция в селе Червоный Чабан Каланчакского района.
26 августа, около 17 часов, в Червоночабанском сельском совете раздался звонок. Трое предпринимателей из Мариуполя сообщили, что намерены встретиться с председателем сельсовета Андреем Сучком с целью посмотреть на месте земельные участки, которые намерены взять в долгосрочную аренду. Андрей Николаевич согласился на встречу, ведь до этого он уже общался с этими господами и даже получил распоряжение Каланчакской райгосадминистрации о выделении 6 гектаров земли неподалеку от села. Поэтому со спокойной душой и отправился за село: ну, надо людям участки показать – покажет, ведь землей в районе распоряжается госадминистрация, а сельсовет готовит только выкопировку. Знал все это Андрей Николаевич, и был абсолютно уверен в том, что встреча будет одной из, рядовой, взял с собой пакет документов и уехал, никого не предупредив…
Время шло, от Андрея Николаевича не было никаких известий, жена заволновалась, стала всюду разыскивать супруга. Неоднократно звонила в милицию, там отвечали, что у них его нет. Около полуночи Светлана в отчаянии позвонила в милицию, там снова ответили, что им ничего не известно о местонахождении Андрея. Тогда жена председателя попросила принять устное заявление в милицию о похищении супруга, пообещала утром принести письменное. Каково же было ее потрясение, когда через несколько минут ей позвонили и сообщили, что Андрей Сучок задержан по подозрению в получении крупной взятки (в сообщениях информагентств фигурирует сумма 30 тысяч гривень).
На следующий день, 27 августа, в кабинете председателя сельсовета был проведен обыск. Изъяты документы.
«Осечка»
Всю неделю после задержания председателя село бурлило – народ не мог понять, куда и за что увезли Андрея. В то, что он «взял, никто не верит. Ситуация в Червоном Чабане накалилась до предела и 3 сентября громада собралась на сходку, чтобы решить, как помочь своему председателю.
Народ разошелся ни на шутку – звучали даже призывы перекрыть крымскую трассу и железнодорожные пути. Менее радикально настроенные односельчане предложили собрать 30 тысяч гривень и отдать их «бедным» правоохранителям, если они уж так нуждаются в средствах, что «подставили» честного человека. Это не эмоции журналистов – это всего лишь незначительные выдержки из общей массы высказываний на сходке в Червоном Чабане. Там же на сходке было принято коллективное обращение (подписалось около 300 жителей села) к судье Комсомольского района Дзиговскому с просьбой избрать другую меру пресечения для Андрея Николаевича, не связанную с содержанием под стражей. К заявлению прилагалась характеристика на председателя сельского совета, в которой указано, что за время пребывания на своем посту Андрей Николаевич, избранный впервые в 2010 году, зарекомендовал себя как умелый руководитель и добрый, отзывчивый, а главное – честный человек. Долгие годы в Червоном Чабане не решались социально важные вопросы, новому же председателю удалось всего за неполный год своей первой каденции сделать очень много хорошего для села: отремонтированы дороги, открыта вторая группа в детском саду, завершались работы по освещению села, готовилось открытие детского сада в с.Каирка…
Если же оставить чувства «за скобками» и обратиться только к фактам, то картина получается весьма странная. Председателя сельского совета задержали на крымской трассе вечером. Причем, не было ни свидетелей, ни посторонних понятых. Совершенно не известно, куда исчезли предприниматели (если таковые были), и почему они не отвечают перед законом, как взяткодатели (ведь это тоже уголовно наказуемое деяние)? Откуда на трассе появились представители компетентных органов вместе с «ручными» понятыми? Почему во время обыска в кабинете председателя не была составлена опись изъятых документов и в сельском совете не знают, где сейчас находятся копии документов по нескольким судебным искам. Дело в том, что Червоночабанский сельский совет сейчас ведет несколько дел, связанных с передачей на его баланс здания сельсовета и оросительной системы. Исчезла также и копия распоряжения райгосадминистрации о выделении 6 гектаров земли (с чего вся эта «песня» и началась).
Вопросов, как всегда, больше, чем ответов. Пока суд не счел возможным принять во внимание ни коллективное обращение жителей Червоного Чабана, ни массовый пикет односельчан, которые собрались под Домом Правосудия, чтобы поддержать своего председателя. Андрей Николаевич до сих пор находится под стражей. Следствие продолжается. Будут ли учтены во время судебных слушаний нарушения во время задержания обвиняемого – вопрос открытый.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |