ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Формула успеха Анны Усатюк
16.09.2011 / Газета: Херсон Маркет плюс / № 37 / Тираж: 20000

Eе сияющие глаза часто можно увидеть на разных концертах и конкурсах — она всегда рядом с юными артистами — детьми, которых учит петь. Одни делают самые первые шаги, за плечами других — участие в известных музыкальных проектах и победы в престижных конкурсах. Да и сама Анна Усатюк — руководитель вокальной студии «Унисон» — в 2007 году стала победительницей — на Всеукраинском конкурсе мастерства педагогических работников внешкольных учебных заведений.

И хоть это интервью планировалось очень давно, встреча сложилась, можно сказать, к дате: 1 октября студия «Унисон» празднует свое совершеннолетие.

- Анна Евгеньевна, как будете отмечать свое 18-летие?

- Изданием нового альбома.

- А если вернуться к началу педагогической деятельности. Что Вас заставило заняться именно этим направлением?

- Петь любят все. Человек поет, когда ему хорошо. Каждый ребенок рождается музыкантом — нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте и помочь найти свое место в этом удивительном и таком разнообразном мире. А с детьми, которые мечтают о сцене, о славе, или просто хотят получить удовольствие от пения, должен быть рядом человек, который поможет реализовать мечту. И я счастлива, что мне как педагогу предоставляется такая возможность — превратить мечту в реальность.

- А почему Вы не стали обычным учителем пения? Или был и такой этап в жизни?

- Этапы были разные — и учитель пения, и хормейстер, и руководитель хоровой школы. Моим ориентиром всегда была работа моего преподавателя — Светланы Григорьевны Фоминых, которая, к сожалению, трагически погибла. Тогда такой хоровой музыкой могли похвастаться только коллективы Грузии, Риги и наш николаевский женский молодежный хор Светланы Фоминых — это была гордость Украины. Мы объездили чуть ли не полмира. Петь современную хоровую музыку, это было круто. Я всегда старалась хоть немножечко, хоть на шаг приблизиться к тому, что делала Светлана Григорьевна. Но создать полноценный хоровой коллектив — это непросто. Да и родителей больше интересует индивидуальное творчество собственного ребенка, чем коллективное.

- И можете похвастаться достижениями?

- Дети — постоянные участники и победители районных, городских, региональных, всеукраинских, международных фестивалей и конкурсов. Каждый — обладатель какого-то титула. Но достижения – понятие относительное. Для одного ребенка — это сформировать правильный вокальный звук. Для другого достижением является попасть на телевидение… Но всегда результативность зависит от способностей самого ребенка, его природных данных, от его трудолюбия и просто успешности. Впрочем, как и все в жизни.

- Сколько детей занимается в студии?

- Сегодня их — звонкоголосых, озорных и неизменно талантливых — уже более 40 человек в возрасте от 4 до 20 лет.

- И с каждым занимаетесь индивидуально?!

- Да.

- На семью время остается?

Остается. С удовольствием иду на работу, с удовольствием работаю, с таким же удовольствием возвращаюсь домой. Времени хватает и на то, чтобы приготовить, и на воспитание сына, и на внимание к своей любимой собаке. Отдельное спасибо мужу — он моя большая моральная поддержка.

- А почему при такой маме сын не поет, а танцует?

- Антон занимался вокалом, даже был солистом. Параллельно он занимался в клубе спортивного бального танца «Адеона». Но когда он танцевал, вместо того, чтобы считать «раз-два-три» — пел «Венский вальс». Вот и встал вопрос: или вокал или хореография. Для себя я решила, что к вокалу мы еще вернемся. Так и произошло. Сейчас Антону 13 лет, и в прошлом году он снова вышел на сцену с песней «Супер-мама» — подарил мне ее ко дню рождения на фестивале в Крыму и даже стал в своей возрастной категории лауреатом первой степени. А в этом году мы с удовольствием приняли приглашение на участие его как солиста в общем проекте ко Дню города.

- А вокалом, наверное, занимаются больше девчонки?

- Да. В студии всего 8 мальчиков. Хотя мальчишкам тоже очень нравится петь, и они с удовольствием приходят работать. Но для родителей мальчиков приоритетом является спорт. Бывает такое, что звонят ребята постарше, хотят подготовиться к какому-то кастингу, но взрослых я уже не беру.

- Сейчас очень популярны телевизионные талант-шоу. Как Вы к ним относитесь?

- Телевизор стараюсь не смотреть, потому что он отбирает очень много времени и отрывает от книг, от живого общения. Но, на мой взгляд, участие в таком конкурсе — это обретение новых навыков, проба себя. И не важно, выиграл ты или проиграл. Если ты участвуешь — ты уже победитель.

- Значит, своих воспитанников отпустили бы на «Фабрику звезд» или «Х-фактор» и болели бы за них?

- Однозначно. Мне бы хотелось, чтобы мои дети находили в себе силы раскрывать себя заново.

- Ну а что для певца важнее: природные данные или труд?

- Для вокалиста природные данные очень важны: тембр голоса, обертона, красота звука. Но если ты не владеешь техникой, не работаешь над собой, то результат будет минимальным. Ведь с каждым годом требования к исполнителю все выше, и если еще 10 лет назад песня была в мелодике проста, то сейчас все больше технически сложных произведений. Мы наслаждаемся исполнением Лары Фабиан, Уитни Хьюстон и многих других звезд. Но для того, чтобы петь так, как они, нужно много работать над собой, нужно овладеть выпеванием мелизмов, обладать крепким дыханием, силой звука, а для этого нужно много трудиться. Есть много упражнений, которые помогут человеку сформировать себя…

- Но ведь встречаются и самородки — люди без музыкального образования, которые могут заткнуть за пояс звезд, и мы порой видим их на тех же шоу…

- И это нормально. У человека, талантливого от природы, тонкий слух, он легко может копировать — изучать мастерство другого исполнителя и как бы примерять его на себя. Но если бы этот человек попал к педагогу, тот смог бы раскрыть его индивидуальные способности, Ведь это самое ценное. Мало повторить произведение технически, мало выучить текст и чисто спеть нотки — нужно открыть себя, чтобы проявлялись какие-то индивидуальные способности. Вот тогда это будет открытие новой звезды.

- А Ваши детки перепевают известные песни или Вы создаете свой репертуар?

- Для маленьких стараюсь искать эксклюзивные авторские вещи. Порой беру те, что уже исполнялись, но не массово. Старших же больше интересуют кастинги, участие в шоу, поэтому их нужно готовить на материале хорошей поп-музыки, чтобы при быстром обучении они добились высокой техники исполнения. И как только техника будет достигнута, они могут искать себя. Как видите это, два разных подхода: у маленьких — выработка вкуса, обретение уверенности и раскрытие себя, у взрослых, начиная с 14 лет, — преодоление заведомо высокой планки.

- Особенности работы с разными возрастами есть?

- В малышах радует открытость, непосредственность, во взрослых — работа на равных. Но и тех, и других нужно чувствовать — видеть в них личность и уважать эту личность. И постоянно напоминать, что они все могут, что у них все получается. Рано или поздно у них возникают проблемы с обучением в школе (хотя детей, которые плохо учатся, у меня нет), ведь они, как правило, занимаются и вокалом, и в художественной школе, и в танцевальном коллективе, и иностранными языками — и все успевают. И вот вдруг вместо 11-12 баллов пошли «девятки». Первое решение нормального родителя: «Пока не исправишь оценки, на вокал (на танцы) ходить не будешь!» У меня такого не бывает. Наоборт, родители звонят и говорят: «Анна Евгеньевна, помогите».

И начинаешь ребенку объяснять: для того, чтобы у тебя получалось, ты должен трудиться. Если ты будешь трудиться, то у тебя будет получаться. Если у тебя будет получаться, то тебе будет интересно, а если тебе будет интересно, ты захочешь делать с еще большим удовольствием. А если будешь делать с удовольствием — ты будешь успешен. Эта формула реально работает. Дети не пропускают занятия и держатся в студии годами. Я их беру 4-5 летними и веду класса до 9-го. Кто-то задерживается дольше, кто-то отсеивается по дороге (и это нормально — есть пассажиры, есть и попутчики). Есть родители, которые пытаются реализовать себя посредством детей — здесь детям бывает посложнее. Но в любом случает мы втроем (я, ребенок и родители) работаем совместно. Если есть взаимопонимание, то есть и результат. У каждого — свой. И порой дети, которые показывают себя на конкурсах, более техничны и более профессиональны, чем «звезды» нашей эстрады.

- Кстати о «звездах». Кого Вы ставите в пример?

- Ани Лорак, Лариса Долина, Александр Пономарев…. Это личности, которые имеют свое лицо, свой стиль, высокопрофессиональны, владеют мастерством, у них грамотный звук.

- Ссылаются ли дети на авторитеты, которые Вы не приемлете?

- Мы такого не поем. Ты изначально направляешь ребенка, и как бы он ни сопротивлялся, он все равно впитывает тебя, он доверяет. Ты изучаешь его вкусы, но мягенько подвигаешь в нужную сторону, сосредоточиваешь на том, к чему стоит стремиться. Но и ребенку нужно доверять. Если он просить исполнить произведение, например, Эрики — почему бы и нет? Нужно учиться. И почему бы не поработать над произведением в стиле Эрики, взять ее песню как материал и внести в него частичку себя? Ведь не все произведения нашей эстрады низкокачественные.

- А дети могут заставить руководителя слушать свою музыку?

- Руководитель не должен быть консерватором. Он должен быть свободным, принимать ребенка с его мировоззрением, чувствовать его и помогать ему правильно слепить себя, обогатить себя. У меня многие девчонки увлекаются роком и исполняют его — но делают это мягче, элегантнее, по-женски. А почему бы нет? Поют блюз. Пытаются петь джаз. Мне кажется, это вкусно. Ограничений нет. Ребенок приходит, чтобы найти себя, чтобы выразить себя посредством песни. Они приходят с разными целями, но все проходят через один механизм — работа в классе, выход на сцену и участие в конкурсной концертно-фестивальной деятельности.

- Сцены не боятся?

- Нет. Потому что все нюансы, все мелочи проговариваются в классе. Как поступить, если вдруг фонограмма замолчала, если в микрофоне перестали работать батарейки, если на открытой площадке с тобой начали танцевать маленькие детки, если у тебя просят автограф… Ко всему этому нужно быть готовыми, не испугаться и не задрать нос.

- Бывает, что ученики огорчают?

- Бывают и моменты огорчения. Но это мимолетное. А в основном это желание все время что-то создавать – не пробовать, не экспериментировать, а давать стабильный результат. А чтобы был стабильный результат, ребенку должно быть все интересно, понятно и доступно. Он должен получать крепкую базу исполнителя и крепкую духовную базу. Я как педагог вкладываю в них себя. Главное правильно направить — на позитив. И тогда ребенок будет успешен. А если ребенок успешен — будут рады его родители. А когда родители рады — счастлива семья. Ведь так?

Автор: Лариса Жарких


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.040
Перейти на повну версію сайту