Очередная амфиболия как нельзя лучше иллюстрирует нынешний «плач» ветвей власти по украинской земле. Одни (Президент с Кабмином) уверяют, что без продажи земель сельхозназначения Украина пойдет по миру. Другие (некоторая часть Верховной Рады) настаивают, что именно продав последнюю «рубашку, страна останется за бортом.
Наивно полагать, что истина где-то посредине – ее здесь и близко «не стояло». На самом деле все гораздо хуже, чем может показаться доверчивому украинцу, если он рискнет поверить нашим «державотворцам».
Я не настолько наивна (хотя и абсолютный дилетант в аграрных вопросах) и меня очень многое настораживает и в самом законопроекте, и в методах его «продавливания». А еще меня пугает очевидная возможность оказаться на своей земле без земли. В Законе «О рынке земли» слишком много лазеек и «вариантов». Кроме того, откровенно видна заинтересованность определенных кругов именно в ТАКОМ законе, состряпанном далеко не в пользу рядовых украинцев, в том числе и херсонцев – жителей самой аграрной области Украины.
О необходимости продажи земель сельскохозяйственного назначения господа, сильно приближенные к власти, начали мечтать еще на заре независимости Украины. Собственно, первые шаги в этом направлении были сделаны еще 20 лет назад. Тогда, в далеком 1990 году, было принято Постановление Верховного Совета УССР «О земельной реформе». Никто и предположить не мог (кроме самых закоренелых пессимистов), что этот «невинный» документ станет первым шагом к уничтожению сельскохозяйственного производства в Украине. Если еще кто-то верит, что оно у нас есть, пусть сходит на обычный рынок и попытается сравнить хотя бы визуально количество местной фруктово-овощной продукции с импортной. О дефиците мяса, молока и яиц упоминать не будем – это совсем отдельная «песня».
Правительство хочет…
Кабинет Министров Украины настойчиво агитирует и нардепов, и рядовых граждан за свое законодательное детище – Закон Украины «О рынке земли». Причем, агитационно-охмурительная работа идет ускоренными темпами и даже уже не маскируется под дискуссию. Сельхозземлю решено продавать – и точка. Вопрос только состоит в том, с какого числа. Даже Верховная Рада только делает вид, что «брыкается». На самом деле, депутаты согласны с тем, что «относительно честного» отъема земли не избежать. Их волнует только одно – начнут ли распродавать Родину накануне парламентских выборов или потерпят годик, чтобы в Раду прошло максимальное количество лобби латифундистов и лендлордов. Впрочем, некоторые нардепы уже «наковыряли» с десяток «мелких» недочетов в законопроекте и предлагают их изменить сейчас, еще до принятия. Но их убеждают, что закон сначала надо принять, а уж потом менять. Как это делается в нашей стране, рассказывать не стоит.
О несовершенстве предлагаемого законопроекта не говорили только ленивые закоренелые урбанисты. Но толку от народного обсуждения ждать не стоит. Во-первых, большинство граждан просто заблудится в терминологической казуистике документа. А во-вторых, мнение даже самых заинтересованных и продвинутых аграриев может быть учтено когда-нибудь потом. Может быть. Когда-нибудь.
То, что ситуация в стране будет развиваться подобным образом, пришлось лишний раз убедиться 20 сентября. В тот день заместитель губернатора Михаил Мельник провел в Херсонской облгосадминистрации совещание с фермерами и частными собственниками земли. Если верить официальному сообщению, размещенному на сайте обладминистрации, участники совещания чуть ли не «на ура» восприняли идею продажи земли сельхозназначения и нашли массу позитивных моментов в Законе «О рынке земли». Только одной фразой автор информации намекает, что были обсуждены и недостатки.
Вероятно, такая подача материала связана с тем, что «поступило указание» активно промывать мозги и, хоть мытьем, хоть катаньем, доказать всем и каждому: продажа земли – несомненное благо.
А фермеры – нет
Подобная трактовка дискуссии во время совещания в областной администрации, мягко говоря, вызывает удивление. Ведь фермеры, присутствующие на этом мероприятии, в большинстве своем просто отмалчивались. И именно присутствовали. Возможно, они полностью поддерживают мнение главы Ассоциации фермеров Херсонской области Николая Халупенко. Он известный «протестант» против продажи сельскохозяйственных угодий. А, может быть, просто считают, что их мнение не будет иметь решающего веса в решении этого вопроса. По этому и обсуждать нечего: «верхи» приняли решение пойти на поводу у Международного валютного фонда, а «низам» остается молча соглашаться.
Без вариантов
МВФ настолько «эффективно» управляет мировой экономикой, что только успевай отслеживать страны с угрозами дефолта и экономического кризиса. Государства, доверившиеся экспертам Валютного фонда, погрязли в долгах, потеряли экономическую независимость и семимильными шагами движутся по направлению к разряду стран «сто двадцать пятого» мира. Чем выше доверие государственных чиновников к указаниям и требованиям МВФ, тем ближе страна к краху. Это уже аксиома. И за примерами ходить далеко не надо. Так развалили относительно благополучные экономики Греции, Аргентины, Бразилии, на подходе Испания и Италия (их, правда, щипают меньше – все-таки Евросоюз). Причем, заметьте, разваливают изначально крепкие аграрные государства, способные конкурировать на мировом рынке (каждая в своем сегменте производства). Греция была одним из мировых лидеров по производству оливкового масла. Ну, и где она теперь? Аргентина лидировала на рынке продаж говядины. Стоимость килограмма мяса внутри страны позволяла гражданам не так остро реагировать на колебания валют и перепады ВВП. Но стоило аргентинскому правительству согласиться с требованиями МВФ и провести «сельскохозяйственные реформы», как из лидеров страна укатилась едва ли ни на самое дно. Да, аргентинские гаучо по-прежнему являются лидерами экспорта говядины и баранины. Только прибыль за эти «операции» получают заокеанские «инвесторы» из Катара, Саудовской Аравии и еще Бог знает откуда. А гаучо вернулись в свое первобытное состояние батраков.
Большинство наших фермеров даже на интуитивном уровне способно почувствовать угрозу. Вот только правительство ее в упор не видит.
Кабмин против АПК
Пересказывать перипетии спора – бессмысленное занятие. Достаточно внимательно изучить основные «посылы» законопроекта (Кабмин относит их к несомненным плюсам) и аргументы «против», высказанные парламентским комитетом по вопросам АПК. Собственно, точек «для бодания» всего 4.
Первая – размер земельного участка как объекта продажи. С точки зрения Кабмина, оптимально от 900 до 2100 га в зависимости от региона может находиться в одних руках. Авторы законопроекта ссылаются на мнение Национальной аграрной академии (для выращивания некоторых культур рентабельными могут быть только такие площади). Ну, аграрным академикам виднее, что, где и сколько выращивать. Есть только парочка «противных» вопросов по поводу. Продать свой пай сможет любой, а купить? До какого размера можно увеличить свое владение? До двух тысяч? Это у какого же крестьянина будет столько денег? Наверное, баба Маня, 70-летняя пенсионерка из Богдановки, сдающая в аренду свой надел за копейки, сможет прикупить еще пару паев у Васьки-пропойцы или у Лизки, многодетной матери? И станет в одночасье эта пенсионерка латифундистом и будет на 900-х гектарах выращивать подсолнух? Вы в это верите? Я тоже – нет.
А сможет ли один, даже самый крутой фермер, обработать эти гектары? Предположительно, только привлекая наемных работников. А кто к кому пойдет в найм, если у всех сельских жителей будут такие наделы? Значит, кто-то менее продвинутый вынужден будет продать свой надел (по чисто техническим причинам) и пойти в батраки.
В парламентском комитете смотрят на вещи чуть реальнее и предлагают сократить размер участка «в одни руки» до 150 га. Кстати, регионал Валерий Бевзенко, заместитель главы комитета по АПК, считает: «У нас в селах живет 30% населения, поэтому нам нужно ориентироваться на европейскую модель, где 8% занимается сельхозпроизводством, и живет в селах 20-25% населения, а не на американскую модель, когда на селе живет 3%».
Вторая точка «несогласия» – собственность у физлиц. С одной стороны, как бы все соглашаются, что только физлицо (условно Иван Иванович Иванов) может быть собственником земельного участка. Есть только одно «но» – Кабмин считает, что к этой категории можно отнести и фермерские хозяйства, ибо они не являются юридическими лицами. Комитет же уверен, что это всего лишь очередная лазейка для иностранцев и агрохолдингов, читай, лендлордов, которые скупят плодородные украинские земли с целью дальнейшей перепродажи. Причем, руководство страны, стыдливо потупив очи долу, намекает, что надо привлекать инвесторов – сами аграрии с землей не разберутся. Конечно, не разберутся, если их давить налогами и создавать им совершенно нереальные условия для реализации своей продукции. Но об этом – в другой раз.
Третья точка – перепрофилирование назначения земли. Вот этот вопрос самый болезненный. Кабмин считает, что после покупки земли сельхозназначения на ней нельзя ничего строить в течение 10 лет. В комитете по АПК предлагают закрепить за земельными наделами статус сельскохозяйственных навечно, без права на перепрофилирование. Было бы нормально, если бы не нынешнее состояние этих самых земель. Как вы думаете, почему в Херсонской области так много сельскохозяйственных земель, которые уже второе десятилетие упорно превращают в целину? Все просто: пока закон с жестким ограничением на изменение статуса не принят – земли из сельхоз переводят в резерв. А уж «резервными» участками можно манипулировать по своему усмотрению. Ну, «потеряло» поле свой статус, ну заросло бурьяном. Чтобы его возродить, нужны значительные капиталовложения, а их нет. Зато есть инвестор, которому этот кусок плодородной, пусть и запущенной, земли очень мил. Его и продадут. Очень за недорого. И закон не нарушен, и инвестор пришел, и средства между бюджетом и чиновничьим карманом поделили. Все довольны. Только при таком раскладе останемся мы без своих помидоров и арбузов, и будем радостно питаться турецко-итальянскими нектаринами. Чудная перспектива.
Ну и последний, контрольный удар по здравому смыслу – стоимость земли. Почетную миссию определять минимальную аукционную стоимость земли (по предварительным оценкам, минимум может быть от тысячи до трех тысяч долларов за гектар) будет определять Кабмин.
Вот молодцы! И размеры льгот для населения они определят (в нарушение Конституции), и землю «не позволят по дешевке отдавать». На все руки мастера – куда ни глянь, со всем Кабмин управляется! Так может, это наша единственная и самая главная власть? Зачем тогда все прочие «ветки», если всем единолично будет распоряжаться расплодившийся чиновничий аппарат? Прочие для красоты и для одобрямса действий исполнительной власти?
Странно как-то получается, вроде речь всего-навсего о продаже сельхозземли, а получается, что проблема-то глубже. Упирается все в скрытый передел власти. Ведь кто распоряжается финансами, кто распоряжается имуществом государства, тот державу и «танцует».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.025Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |