Своими шедеврами музеи, как правило, делятся неохотно. Но Симферопольский художественный оказался исключением — ценнейший экспонат своей коллекции, работу Архипа Куинджи «Ночь на Днепре» (1882), которую часто именуют еще и «Лунной ночью на Днепре», начали активно демонстрировать украинским любителям прекрасного.
В июле картина на некоторое время «переехала» в «Ласточкино гнездо», а накануне празднования Дня города, 14 сентября, переместилась в Херсон, в областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко, где будет находиться до конца октября.
Куинджи называют русским художником, но он — грек по национальности, с турецкой фамилией. Родился в Украине — в Мариуполе, правда, большую часть жизни прожил в Петербурге, но много времени проводил в Крыму, а самые яркими работами, принесшими художнику славу, были украинские пейзажи.
Вот и в далеком 1880-м «Ночь на Днепре» стала в Петербурге настоящей сенсацией. Вокруг нее возникло движение, когда Куинджи еще работал над картиной. Российскую столицу заполонили слухи об ее феерической красоте, и художнику пришлось по воскресеньям на два часа открывать желающим двери своей мастерской, дабы петербургская публика смогла воочию увидеть будущий шедевр. «Ночь на Днепре» была продана еще до выставки — за фантастическую по тем временам сумму в 5 тысяч рублей ее купил какой-то морской офицер. Как оказалось — великий князь Константин. Да и сама выставка произвела на зрителей магическое впечатление — картина демонстрировалась одна, в глухо зашторенном зале, освещенная двумя фонарями.
Все было настолько необычно, что вокруг Общества поощрения художников на Большой Морской улице тянулись огромные очереди. Дабы избежать давки, публику пускали в зал группами. И завороженные зрители останавливались перед картиной в «молитвенной тишине»… Казалось бы, обыкновенный пейзаж: ночное небо, облака, луна, река, равнина, тропинки, деревья и хатки, мельница на берегу. Да и размеры не поражают монументальностью — меньше полутора метров в длину. Но этот лунный свет, исходящий из картины, был просто необыкновенным. Он оживал, он раздвигал пространство, он притягивал… Что это — иллюзия света или реальность?
Одни называли увиденное волшебством, другие считали, что здесь без связи с нечистой силой не обошлось, а третьи подозревали шарлатанство и пытались найти с обратной стороны фонарь или лампу, не находили и удивлялись еще больше — луна по-прежнему излучала свой таинственный свет…
Поговаривали даже, что весь секрет — в необычных красках с перламутром, которые для Куинджи за громадные деньги привезли то ли из Японии, то ли из Китая. Художник действительно экспериментировал с красками и пользовался советами Менделеева. И секреты, наверное, какие-то были, но фокусов точно нет — картина написана обыкновенным способом, маслом на холсте.
Неудивительно, что Куинджи получил заказы на авторские повторения своей гениальной картины, и сегодня «Ночь на Днепре» существует в трех вариантах. В Русском музее в Петербурге — то самое полотно, купленное великим князем Константином, с ним хозяин не захотел расставаться, даже отправляясь в кругосветное путешествие, но после воздействия соленого морского воздуха пейзаж стал темнеть. В Третьяковской галерее в Москве и — в Симферопольском художественном музее, откуда картина, собственно, и приехала в наш город.
И хоть с момента первого появления на публике самой известной работы Куинджи прошло почти полтора века, в Херсоне ее демонстрируют зрителю точно так же, как в свое время придумал сам художник — одну в зале, в темноте, освещенную двумя фонарями. Разве что рама не золоченая, а черная. Да еще добавили звуки природы, записанные на берегу Днепра.
Вот так заходишь в темный зал, присаживаешься на стул или подходишь ближе — и из суетливой современности переносишься в иное пространство: огромный мир, залитый лунным сиянием, где есть не только небо и земля, тишина и покой, но еще и ощущение свободного полета. Если сегодня картина производит столь сильное впечатление, совсем не удивляешься, что в свое время она стала сенсацией.
Правда, любопытные и нетерпеливые, увидев картину во всемирной сети, могут выразить скепсис: а что там можно разглядеть — кругом одна темнота. Единственное светлое пятно — луна и ее отсветы в воде. Но это как раз тот случай, когда наш друг Интернет, позволяющий увидеть все и везде, нам совсем не друг. С картиной Куинджи такой номер не проходит — ни одна репродукция не передает и сотой доли того, что видишь собственными глазами. Казалось бы, на что уж искусствоведы люди искушенные, но и они, глядя на «Ночь на Днепре», находят все новые и новые нюансы — то костер и дым от него разглядят, то дорога с разных точек зрения направление меняет (с этой стороны идет по равнине, а с этой — спускается с холма).
Да и многие херсонцы понимают, что нечасто в нашем городе случаются выставки столь высокого уровня: взглянуть на шедевр идут потоки людей, хотя выставка не бесплатная (билет для взрослых стоит 15 гривен, для детей, студентов и пенсионеров — 7).
Кстати, хоть мы и говорим об одной картине, в действительности же выставка несколько шире — четыре работы самого Куинджи плюс несколько работ его учеников. Да и со временем экспозиции сотрудники музея не ошиблись: изначально проведение выставки планировалось на май, потом решили ее перенести к началу учебного года. Так что сегодня можно убедиться, насколько был прав Илья Репин, написав о Куинджи: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |