Формулировку «право граждан на получение информации» часто используют в качестве политического лозунга или аргумента в суде, её связывают со свободой прессы. Однако Закон «О доступе к публичной информации» основан на интересах всех украинцев
В нем изложено право народа знать о действиях чиновников, право на получение информации о деятельности субъектов властных полномочий.
Но пока что из украинских чиновников щипцами нужно вытягивать информацию о том, сколько же потрачено, например, на уличные фонари или облагороженный парк. А потом ещё удивляемся: судя по сумме, там точно было что-то из золота. Обратим внимание на, казалось бы, публичные сессионные заседания украинских парламентариев – всё открыто. В то же время только после узнаем: «розданы» дорогостоящие участки земли. Оказывается, голосование происходило за номера законопроектов. Таковы реалии коррупционной деятельности в кулуарах.
Сегодня украинцам наивно ожидать значительного прогресса от реализации вступившего в силу 9 мая 2011 года Закона «О доступе к публичной информации». Во-первых, в Украине и поступках тех, кто нею управляет, кроется отпечаток режима советского тоталитаризма. Мол, это вам знать не положено, это засекречено. Во-вторых, нашим чиновникам придется распрощаться с коррупционными делами. А это невозможно даже представить.
Однако, приняв во внимание опыт Европы, наше государство с появлением этого закона должно только выиграть. «Прозрачная» деятельность сняла бы массу вопросов граждан: что? сколько? куда? В конце концов все мы – плательщики налогов и имеем право знать, как распределяют наши средства.
Источники горисполкома малопубличны
В Херсоне 14 октября юристы и эксперты из столицы для региональных журналистов и представителей органов власти провели семинар-тренинг на тему «Организация доступа к публичной информации в органах власти».
Так как этот закон касается каждого гражданина страны, читателям «Гривны» будет также полезно ознакомиться с его основными аспектами: как получить интересующую информацию, в какие сроки и так далее.
Согласно Закону «О доступе к публичной информации», субъекты властных полномочий должны добровольно предоставлять информацию, разместив ее на веб-сайтах, в газетах, на телевидении или радио. А также реагировать на письменные обращения граждан или организаций. Журналисты, проанализировав доступность информации на официальных источниках Херсонского горисполкома, сделали вывод, что в его структуре не сформировано подразделение, отвечающее за исполнение данного закона. Как прокомментировала этот факт присутствовавшая представительница органов местного самоуправления, в ближайшее время такого отдела и не будет ввиду сжатых рамок бюджета. Не обнародована информация о планах проведения и повестке дня открытых заседаний, их членов комиссий, нет графической карты и самого документа корректировки Генерального плана города. Хотя по закону всё, что касается деятельности субъектов властных полномочий, хозяйствования, здравоохранения, экологических служб и лиц, которые её выполняют, должно быть обнародовано. А именно – обязательно и неотложно, но не позже 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих документов. Проекты нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, разработанные соответствующими распорядителями, обнародуют не позднее, чем за 20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия.
Неправильный запрос – причина для отписки
Итак, обратиться с запросом об информации может любой человек, независимо от того, касается это его лично или нет, без пояснения причин подачи. Письменный запрос можно подавать в произвольной форме, в нем не ограничено количество вопросов. Но задавать их следует конкретно, лучше не более трех-четырех, а то получите отписку. Запрос должен содержать ваши имя, адрес, номер телефона, короткое описание информации и четкий вопрос (просьбу), подпись, дату. Чтобы не ошибиться, кто является распорядителем интересующей вас информации, адресуйте запрос руководителю. В этом случае вы, скорее всего, не получите отказ. Ваше письмо должны будут перенаправить распорядителю информации. Учтите: отсчет срока рассмотрения запроса начнется со дня получения его должностным лицом.
Кстати, срок рассмотрения запроса – не позднее 5 рабочих дней со дня получения. Если он касается предоставления большого объема информации или требует поиска среди значительного количества данных, распорядитель может продлить срок до 20 рабочих дней с обоснованием. То есть уведомить вас в письменной форме не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса.
В случае, если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни, свободы личности, относительно состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, которые произошли или могут произойти, ответ предоставляют не позднее 48 часов со дня получения запроса.
К слову, информацию предоставляют бесплатно. Если она объемная, предусматривает изготовление копий документов более 10 страниц, только тогда вы должны возместить фактические расходы на копирование и печать. Что определяется в пределах норм, установленных Кабинетом министров. Но при предоставлении гражданину информации о нём и таковой, которая несет общественный интерес, плата за копирование
и печать не взимается.
Учтите, что распорядитель информации имеет право отказать в ее предоставлении, если он ею не владеет в рамках своей компетенции. Также последует отказ, если информация относится к категории с ограниченным доступом, что определяет данный закон.
Если вы получили так называемую отписку (ответ дан не по существу запроса или поверхностно из общедоступных источников), это можно расценивать как неправомерный отказ в предоставлении информации. Следует обращаться с жалобой в прокуратуру.
Отказ должен быть предоставлен в письменном виде и содержать фамилию, имя, отчество и должность лица, ответственного за рассмотрение запроса, дату отказа, его мотивированное основание, порядок его обжалования, подпись. Отсрочку в удовлетворении запроса допускают, если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в предусмотренные настоящим законом сроки в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (землетрясение, наводнение и тому подобное).
Однако важно не путать: доступ к публичной информации – это копирование уже существующих документов, а не создание новой информации или аналитических данных.
Три вида ответственности за отказ
Также в Законе «О доступе к публичной информации» определена мера ответственности, которую несет чиновник за несоблюдение данного закона. Как обозначено, госслужащего могут привлечь к дисциплинарной, административной и криминальной ответственности. Причиной для этого могут стать: отказ в удовлетворении запроса, предоставление недостоверной или неполной информации, отсрочка или несвоевременное предоставление ответа, необнародование распорядителем информации в соответствии со статьей данного закона, бездействие или другие решения, нарушившие законные права и интересы запрашивающего.
Данный закон действует менее полугода, однако в Реестре судебных решений Украины уже находятся 75 дел по доступу к информации. А также 5 постановлений о делах об административных правонарушениях, в которых чиновников, нарушивших закон, просили привлечь к ответственности. Из общей численности дел в 60% суд отказал истцам в удовлетворении их требований, в 40% – поддержал требование, хоть и не всегда полностью.
От редакции. Наверное, «с разбегу» сложно разобраться в вышеизложенном. Но надо бы покорпеть над этим, позарез надо! Потому что позарез надо приучить начальника ЖЭКа уважать квартиросъемщика и отвечать на его конкретные, по делу, вопросы. И горисполкомовского начальника, и «водоканальского», и «газового», и «электрического». Обязаны информировать! Будут ли – зависит от нашей настойчивости. И знания своих законных прав.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |