ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Пасти нельзя пахать
20.10.2011 / Газета: Вгору / № 42 / Тираж: 10000

Степь. Пожухлая трава. Звон цикад. Редкие тополя не отбрасывают тени. Зной такой, что даже надоедливые мухи и слепни куда-то запропастились. Небо превратилось в старую больничную простынь. Негде укрыться от палящего солнца. Мне, привыкшей переживать летние месяцы в мелких перебежках между кондиционированными офисами, даже в страшном сне не приснится провести большую часть светового дня в таких условиях. А им, пастухам, приходится…

Село в 150-ти километрах от Херсона. По представлению стопроцентного homo urbanicus – человека городского, это даже не край географии. Это за границами разумного восприятия. А они ничего, живут. И даже пытаются бороться за жизнь и за свои права.

Степное де-факто

Жители села Трофимовка Ивановского района Херсонской области отличаются, вероятно, особой разновидностью украинского долготерпения. Ну, а как по-другому можно оценить то, что с ними происходит уже несколько лет?

Некогда богатый и самый большой в районе совхоз «Мирный» спокойненько угробили, земли – 10 тыс. гектаров – частично распаевали, частично перевели в запас. Работников отпустили в свободное рыночное плавание – как умеешь, так и выплывай со своим паем. А много ли на этом наживешь? Ведь земли-то богарные, неполивные. Мелиоративную систему при попустительстве властей выкопали и продали. И на этих землях, кроме зерновых да рапса с подсолнухом, ничего и не растет. Да и то, у последних урожайность не ахти. О прочих дарах природы приходится только мечтать – воды на повседневные нужды не всегда хватает, не до масштабного полива, быть бы живу.

Вот и получилось, что в Трофимовке на 800 жителей всего 50 работающих (школа, ФАП, магазин, сельсовет), остальные либо пенсионеры, либо…

Единственный способ получить «живую» копейку – содержать коров. Причем, либо на молоко (оптовики потом приедут и по 2 грн. за литр скупят), либо на мясо (живой вес – по 8 грн. за кг). Понятно, что при таких расценках занятие сельским хозяйством превращается в трудоемкое хобби, а не в доходный бизнес. Денег хватает – едва-едва концы с концами сводить. Но даже так можно было бы существовать. Несколько же лет так жили и даже привыкли.

Долгие годы жителям Трофимовки практически нечем было зарабатывать средства на хлеб насущный. Разве что небогатый урожай на приусадебном участке соберут да пару коровенок вырастят. Но в категорически засушливом крае сделать это непросто – корма под ногами не растут. Между несколькими селами, которые относятся к Трофимовскому сельсовету, есть приличный шмат давно не обрабатываемой земли. На нем и выпасали селяне больше десяти лет свою худобину(почти 400 голов).

Потом поселянам объяснили, что такое вольное обращение с землями запаса чревато – могут запретить выпасать коров. То, что селу положено пастбище, об этом, судя по всему, ни в местном сельсовете, ни в райадминистрации даже не догадывались. Хотя, еще в 1999 г. президент Леонид Кучма подписал Указ № 1529/99 «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики», в нем говорилось, что возле населенных пунктов (имеются в виду села и поселки) из земель ЗАПАСА и из резервного фонда должны быть выделены участки для создания общественных пастбищ для выпаса скота. Собственно, местные органы власти «наглухо» проигнорировали тогда подзаконный акт, да и теперь достаточно вольно обращаются с нормативными документами.

Да бюрократов вообще не заботят интересы конкретных жителей села. Пасите, не пасите, на показатели района это не влияет. Чиновникам глубоко неинтересно, за счет чего и как выживают люди – главное отрапортовать наверх о «выполнении и перевыполнении», чтобы по бумажкам сходилось.

Официальное де-юре

А по бумажкам получается, что тот участок земли, где выпасали коров, числится плодородной пахотой. И никого «не колышет», что эта пахота не видела плуга и бороны уже больше 10 лет. Степь. В засушливое лето там даже двум козам есть нечего, не то что стаду коров. А уж о плодородии можно только мечтать. Хотя нет, если учесть количество выработанных за эти годы натуральных удобрений, то, возможно, при надлежащей обработке там даже что-то и вырастет. Когда-нибудь.

А тогда, в 2006 г., глава сельсовета сделала односельчанам предложение: селяне получали землю под выпас, а сельсовет – деньги в виде арендной платы. Вот только получился маленький финт: земля-то по документам пахотная и арендовать ее можно только под товарное сельхозпроизводство. Да и договор оформили только на одного человека, якобы фермера-землепашца. Во всяком случае, именно так отреагировал орган местного самоуправления на просьбу жителей Трофимовки выделить им участок земли под общественный выпас. Мол, на всех оформить невозможно, и коллективный договор в районе не утвердят, нужен только один представитель, на него все и запишем, а вы только деньги вовремя сдавайте.

В райадминистрации, где утверждали договор и производили все подсчеты размеров арендной ставки, тоже оказались людьми наивными и доверчивыми. Они ни на йоту не усомнились в том, что некий житель Трофимовки вдруг повторит бессмертный подвиг покорителей Целины. Их даже не смутил факт, что 495 га целинных земель в одиночку освоить ну не то, чтобы совсем нереально, но уж больно затратно. Не взирая на очевидную невозможность свершения такого подвига, договор утвердили, землю выделили и даже расписали размеры платежей на пять лет. Естественно, с учетом того, что на выделенном участке будут произрастать дары Херсонщины: колоситься брюква и созревать озимые арбузы. В общей сложности, за пользование землей должны были заплатить порядка 150 тыс. грн. за пять лет. Красивая сумма. Если действительно на этих почти 500-х га что-то выращивать, то вполне посильная.

Встреча двух реальностей

Вот только выращивать-то никто и ничего не собирался. Сельсовет на ровном месте решил проблему со своим бюджетом: деньги за пользование землей поступали именно органу местного самоуправления, райадминистрация демонстрировала вышестоящему начальству усиленную борьбу за возрождение украинского села (на бумаге, понятное дело). А у жителей Трофимовки появился выпас. Правда, им пришлось за него платить немало. Народ терпел и деньги платил…

Но даже такое выдающееся долготерпение имеет свой «срок годности». Он истек, когда в марте сельский голова заявила, что в 2011 г. каждый трофимовский «скотопромышленник» должен заплатить по 340 грн. (то есть сумма выросла более, чем в два раза) за выпас одной коровы. Пока речь шла о 30, затем 60 и даже 150 гривнях с крупнорогатой головы – терпели и платили. Теперь народ всполошился и попытался выяснить, а за что они платили все это время и куда уходили деньги. Сельский голова упорно, сколько могла, отмалчивалась. Но под давлением общественности все же была вынуждена предъявить документы. Правда, как утверждают селяне, почему-то так и не показала никаких платежных документов, которые бы свидетельствовали, кто, сколько и когда сдавал денег за выпас скотины. Зато пригрозила: откажетесь платить новоназначенную сумму – останутся ваши буренки вообще без выпаса.

Логика и бумаги – кто кого

Бумажно-бюрократическая муть вконец извела трофимовцев. Попытки вытрясти договор аренды на земельный участок, расчеты и квитанции об оплате постепенно превращались в плохой провинциальный детектив – сельский голова пряталась, документы не предоставляла. Ведь копия договора аренды обязательно должна находиться в сельсовете. Только в конце июня жителям Трофимовки удалось заставить сельского голову появиться на сходке вместе с представителем Ивановской районной администрации и дать объяснения по поводу значительного повышения сбора за выпас скота. К удивлению селян выяснилось, что еще 14 апреля 2011 г. с арендатором (он, как помним, выступал единоличным представителем «выпасающей» стороны) было заключено дополнительное соглашение. Им арендная плата увеличивалась до 2%от оценочной стоимости земли (прежние расчеты: сначала – 0,1%, затем – 0,5%, а в 2009-2010 годах – по 1% от стоимости земли). Как стало известно на сходке, это дополнительное соглашение так и не было утверждено в райадминистрации, и по признанию ее представителя, не может считаться вступившим в силу, а значит, является незаконным. Трофимовские «скотопромышленники» было воспряли духом, им не придется платить непомерные суммы. Ведь для жителя глубинки, у которого две-три коровы, 340 грн. за голову– неподъемная сумма.

Недолгим было их торжество . Представитель районных властей сообщил, что продлить договор они с селянами не могут, так как теперь требуется проведения аукциона на аренду земельного участка, да и такой большой ломоть им уже не светит в любом случае. Единственный выход, по мнению чиновника, – уговорить арендатора остаться единоличным «землепашцем» и взять у него землю в субаренду под 2%. То есть, не хотели по-хорошему платить втридорога, мы вас заставим по-плохому. А нет – так и земли под пастбище вам не видать. Принялись селяне искать юридическую помощь и выяснять, а возможно ли им защитить свои права. В Интернете нашли информацию о Збурьевском Центре правовой информации и консультации. Обратились к ним за помощью. Там трофимовцам подсказали, как по закону организоваться для ведения борьбы за свои права. Было создано объединение землепользователей-владельцев скота «Світанок» (сейчас в нем 55 членов).

Теперь им предстоит длительное противостояние и с местной властью, и с районной. Они пытаются доказать, что их село просто не выживет без собственного пастбища. Власти, естественно, не хотят понять и принять этого очевидного факта. У них свои интересы. Их больше волнует сохранность целинного поля в его прежнем статусе. Сказано в бумажке – плодородная пахота – значит, она там есть (даже если ее там и нет). Просите пастбище – платите немереные деньги, чтобы мы бумажки переделали. Нет денег – нет и смены статуса. Даже если это пойдет на пользу нескольким селам. Интересы громады вообще мало кого интересуют, кроме самой громады, которая, наконец, дозрела до самоорганизации.

Это только у Булгакова квартирный вопрос портил людей. У нас людей портит земельный вопрос. И даже не он сам, а грядущая продажа земли. Может быть, именно в этом и есть своя тайная логика поведения районной администрации. Ведь не просто так она препятствует передаче спорного участка в общинное пользование. Кто знает?

Автор: Лада Чемерис


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту