На фоне бурных событии октября почти незамеченным остается очень значимый для всей страны процесс подготовки, корректировки и утверждения государственного бюджета Украины на 2012 год. Причем, в условиях, когда правительство обратилось к гражданам страны с призывом поучаствовать в обсуждении этого документа. Чего здесь больше: непонимания значимости этого процесса или нежелания разобраться в тонкостях финансово-бюджетной политики страны на будущий год, судить читателю.
Действительно, в отличие от многих так называемых цивилизованных стран, принятие «экономической Конституции» Украины, как правило, не вызывает интереса и бурного обсуждения в среде обывателя. И это опасно в двух смыслах. Во-первых, неучастие, «абсентеизм» граждан в процессе создания финансового плана развития страны позволяет чиновникам принимать экономическую программу «под себя». Отсутствие консолидированного мнения населения, гражданского лоббизма приводит к тому, что, к примеру, бюджет Министерства здравоохранения предусматривает от 75% до 85% тратить на нужды министерства (зарплата и премии работников, командировочные, повышение квалификации, содержание ведомственных санаториев для работников министерства и т.п.) и только 10- 15% (!!) — на развитие украинской медицины, строительство и ремонт больниц, закупку передового оборудования, новых лекарств и т.п. Дикость? Конечно, но ни граждане сами, ни их депутаты не протестуют.
Во-вторых, бюджет носит все более ассиметричный характер, когда львиная доля средств остается в Киеве, а в регионы, где и создается бюджет, приходит все меньше и меньше средств. И области, и областные центры становятся глубокой провинцией, не развиваются, не ремонтируются, нет средств на модернизацию коммунальных сетей и т.д. и т.п. В конечном счете, это может привести к тому, что падающие лифты и дома станут явлением повседневным.
И об этой тенденции хотел бы поговорить подробнее. Есть ли позитивные тенденции в бюджете Украины — 2012? Безусловно, есть. Во-первых, это низкий плановый дефицит бюджета, прогнозируемый значительный прирост бюджета на 12.5% в сравнении с 2011 годом. Обнадеживающе выглядят рост ВВП и темпы его прироста в 5% в предвидении мирового кризиса.
Вместе с тем, очень важно понять, что бюджет, образно говоря, наполняем мы, жители регионов, областей, городов и сел. А как он будет нами потребляться? Конечно, значительные средства пойдут гражданам по национальным программам: пенсионной, социального обеспечения и т.п. А что получат регионы, города на развитие? Вот тут и возникает проблема с проектом бюджета.
Прежде, чем ее иллюстрировать, хотел бы напомнить, что резервы местного развития для таких областных центров, как Херсон, в значительной степени исчерпаны. Количество предприятий, приносящих весомые достатки бюджету, не увеличиваются, объемы производства не растут, а снижаются в своей массе. Уровень оплаты труда не успевает за ростом инфляции и цен. Число предприятий и бизнес-структур, способных наполнять, к примеру, резервные фонды города, резко сокращается, их возможности, вследствие общей неблагоприятной экономической ситуации, не увеличиваются. И здесь правительству, тем более, после принятия нового бюджетного кодекса, следовало бы увеличить дотации и субвенции местным бюджетам. Но в нынешнем году они существенно сократились в сравнении даже с 2010-м. Что же будет в 2012?
Как свидетельствует анализ, подготовленный Региональным центром прогнозно-плановых инициатив по моей просьбе, пока в проекте бюджета предусмотрены позитивные предложения. Предусматривается, например, увеличение удельного веса местных бюджетов в структуре сведенного бюджета до 45,6%. То есть, больше, чем в другие годы. Объем местных бюджетов составит 194,7 млрд. гривень, или на 18%, больше, чем в 2011 году. И пойдут эти деньги на инфраструктурные проекты, в частности, переоснащение и реконструкцию объектов ЖКХ. Есть и некоторые другие «хорошие новости».
Вместе с тем, возникает ряд кардинальных, принципиальных вопросов и проблем, которых не должно быть в утвержденном бюджете.
Первая проблема — это то, что не реализуются требования нового Бюджетного кодекса в части того, что определенная и значительная часть заработанных в регионах средств сразу же остаётся в распоряжении местных властей, местных громад. Это в значительной мере подорвало бы базу коррупции «белых воротничков» в Киеве. Но главное — это то, что местные власти по- прежнему не получают самостоятельности и полномочий не столько в расходовании, сколько хотя бы в среднесрочном планировании инвестиций в город. Этот подход не разрешает проблемы субъективного распределения трасфертов между национальным бюджетом Украины и бюджетом херсонской громады. Чтобы было понятно даже школьнику, приведу такую статистику. Из 691 местного бюджета 641 — дотационный. То есть, эти 641 бюджет содержит в себе социальные льготы, зарплаты бюджетникам, другие выплаты населению. На эти цели выделяется 91,5% субвенций из центра. А, оказывается, эти межбюджетные отношения так и не урегулированы в бюджете 2012.
Более того, такая система распределения трансфертов практически не учитывает мнение местных громад в вопросах объема и направленности инвестиций в местные бюджеты. В этой ситуации, когда расходы Херсона планируются «из центра», не учитывая интересов и мнения громады, органы местного самоуправления не имеют возможности планировать и качественно, в полном объеме финансировать предоставление населению услуг. А о средствах .на развитие Херсона вообще речи идти не может.
В качестве выводов следовало бы сказать следующее. Нам остро и срочно необходима профессиональная разработка конкретных программ социально- экономического развития Херсона. И в этом процессе заинтересованы и власть, и, в не меньшей мере, херсонская громада. Необходима совместная и плодотворная работа власти, бизнеса и общественности в этом направлении. И если эти программы не будут внимательно рассматриваться и приниматься в столице, то надо понимать, что Херсон не будет заинтересован в саморазвитии и будет прозябать на правах «содержанки» национального бюджета.
С другой стороны, херсонский регион должен резко усилить инициативу и активность при обсуждении и принятии национальных программ социально- экономического развития, которые, в основном, разрабатываются в научно-исследовательских центрах Киева, Министерстве экономики и отраслевых министерствах. До тех пор, пока эта работа будет идти пассивно, наш городской бюджет будет бюджетом «проедания», и ни о каком обновлении и прогрессе нашего города говорить не придется.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.030Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |