Вряд ли найдется херсонец, который никогда и ничего не слышал о ПАО «Херсонский судостроительный завод» (ХСЗ), предприятии, которое по праву можно назвать одним из крупнейших в Украине. В этом году завод празднует свою шестидесятую годовщину.
Начиналось все в далеком 1951 году: Херсонский судостроительный завод основали как главную верфь коммерческого судостроения СССР.
Уже через два года со стапелей завода сошли первые танкеры: «Херсон» и «Грозный». А в 1965 году предприятие спускает на воду один из первых в Советском Союзе океанский сухогрузный газотурбоход – «Парижская коммуна», в 1970 году — ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский». С 1984 г. корабелы начали собирать арктические суда снабжения. Они предназначены для перевозки различных грузов: сыпучих, горюче-смазочных материалов, колесной техники. А в 1986 году Херсонский судозавод построил первые буровые судна.
За свою историю завод сумел завоевать большое признание на рынке судостроения. Он привлекает внимание судовладельцев ведущих мировых держав качеством и многообразием построенных судов: танкеров, сухогрузов, ледоколов, контейнеровозов, арктических снабженцев, рефрижераторов, оффшорных судов и т.д.
За 60 лет со стапелей предприятия сошло более 370 судов для 26 стран мира.
Опережая конкурентов и время
Как рассказал генеральный директор ХСЗ Василий Федин, сейчас завод загружен заказами на полтора года вперед. Есть заказчики и из ближнего зарубежья, и из дальнего. На заводе все стапельные места заняты, а в акватории предприятия стоят суда в ожидании своей очереди: как ни банально это звучит, но пока для них нет места на стапеле.
На фоне других умирающих судостроительных заводов Украины просто не верится, что это возможно. Но руководство ХСЗ прикладывает немало усилий, чтобы работать и развиваться. Так, к примеру, большое внимание уделяется модернизации заводского оборудования. На это выделяются деньги каждый год, невзирая ни на какие кризисы. Недавно предприятие приобрело транспортную платформу KAMAG, которую используют для перевозки крупных секций. Стоит она ни много, ни мало – 1 млн. евро. Хотя есть и более дешевые аналоги, заводчане не поскупились и купили ту, которая на порядок качественнее и прослужит гораздо дольше. В этом году только в усовершенствование техники вложено около миллиона гривень. Недавно построена новая кислородная станция. Поставщики завозят на предприятие готовый кислород, а на заводе идёт его потребление, как это делается на верфях всего мира.
Кузница кадров
Но без квалифицированных и талантливых работников даже самое лучшее оборудование останется просто грудой метала и электроники. Поэтому судозавод заботится о своих работниках и постоянно готовит новых.
– Не стану скрывать, что средний возраст рабочего на заводе близится к пятидесяти, – добавил Василий Федин. – Это высокопрофессиональные и опытные электросварщики, судосборщики, достройщики. Но сегодня мы вкладываем немало средств (по миллиону гривень в год) и знаний в молодых специалистов. Ведь завод ежегодно готов принять до 250 молодых парней для обучения их судостроительным специальностям. При этом, в течение четырехмесячного обучения на заводе новые работники будут получать минимальную заработную плату и, конечно же, опыт и знания.
Да и оплата труда на этом предприятии тоже приятно удивляет: средняя зарплата судостроителя – 2400 грн. (для сравнения, по Херсону – 1900 грн.). А высококвалифицированный электросварщик со стажем работы зарабатывает и 5 тыс. грн. К тому же работники судозавода и социально защищены. Они точно знают, что больничный им всегда оплатят и трудовой стаж непременно засчитают.
Градообразующее предприятие
Cтоит отметить, что в новом Налоговом кодексе для судостроителей предусмотрены льготы: в течение 10 лет судостроительные предприятия освобождются от уплаты налога на прибыль и имеют льготы по земельному налогообложению. Но еще до этого нововведения Херсонский судостроительный завод по итогам работы в 2010 году стал первым по объемам реализованной продукции среди 11 судостроительных предприятий Украины и реализовал 37% продукции всего украинского судостроения.
Херсонский судостроительный завод всегда считался градообразующим предприятием, которое формирует городской бюджет. И сейчас ХСЗ остается одним из крупных налогоплательщиков города. Только за прошлый год завод перечислил 30,5 миллионов гривень налогов и сборов. Сложно переоценить вклад предприятия в развитие Херсона. Ведь все понимают, что город никогда не станет садом, если в нем не работает промышленность. К тому же, как подчеркнул Василий Федин, предприятие всегда работало открыто. Никогда не платили зарплату «в конвертах», а только с учетом всех обязательных отчислений в Пенсионный и другие государственные фонды.
P.S.
Херсонский судостроительный завод ни в коей мере не собирается останавливаться на достигнутом. Когда готовился номер газеты «Вгору», мы узнали, что юбиляр получил еще два новых, очень серьезных контракта.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |