ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон
Херсон: НЕДЕЛЯ 06. 02.02 — 08.02.2009
18:11 / 07.02.2009

«Пролетарская революция» в Херсоне

3 февраля в Херсоне произошло событие, которое во всех украинских СМИ на протяжении недели было чуть ли не доминирующим. Около 900 работников ООО «Херсонский машиностроительный завод» (ХМЗ) во вторник, с самого утра, в 9-30 захватили админздание завода в знак протеста против невыплаты задолженности по заработной плате с сентября 2008 года в размере 4 млн. 478 тыс. гривен, а также фактического разрушения завода его собственниками. При этом в качестве генеральной меры для выхода из ситуации предлагалось это самое предприятие... национализировать.

До этого 2 февраля перед проходной завода прошел рабочий митинг, на котором работники избрали Совет трудового коллектива в составе 5 человек, и уполномочили его руководить дальнейшей борьбой и вести переговоры от имени коллектива. Резолюция, в которой были сформулированы требования работников, также была принята 2 февраля на рабочем митинге у проходной завода. Работники заявили, что предприятие на сегодняшний день возможно уже не существует, так как 20 января с него и была снята вывеска, уволена в полном составе бухгалтерия предприятия. С ноября же 2008 года было полностью остановлено производство, работники отправлены в неоплачиваемые отпуска. Митинг направил заявление председателю Херсонской облгосадминистрации, председателю Херсонского облсовета, Президенту Украины, Премьер-министру Украины, министру аграрной политики, министру промышленной политики, Председателю Верховной Рады, Генеральному прокурору с требованием рабочих в недельный срок решить чрезвычайную ситуацию, сложившуюся на заводе, и принять решение, которое, по мнению трудового коллектива, могло бы спасти предприятие.

3 февраля, как пообещали работникам представители руководства, должны были решиться какие-то вопросы по заработной плате. Вместо этого, придя к проходной, люди узнали, что ночью с территории в неизвестном направлении были вывезены произведенные комбайны.

После этого около 300 человек смели с проходной охрану, и заняли административный корпус. Подтянулись другие работающие, и на 4 этажах админздания расположились около 900 человек. Дальше на территорию их не пустила охрана, но «бунтовщики» перекрыли вход на завод и заявили о намерении удерживать здание до полного выполнения их требований, а также о готовности проводить самые жесткие акции протеста. Были созданы рабочие дружины, которые оставались в обесточенном и отключенном от всех коммуникаций помещении админздания на ночь. А днем на «коллективное дежурство» призвали приходить остальных работников предприятия.

Рабочие потребовали национализировать предприятие без выкупа у собственников, которые полностью сорвали выполнение условий приватизации; выплатить задолженность по заработной плате в размере 4 млн. 478 тыс. грн; обеспечить государственный заказ на покупку комбайнов и производство комбайнов на предприятии, а также создать необходимые условия для закупки комбайнов на льготных условиях предприятиями АПК Украины.

Об этом происшествии написали множество электронных СМИ, а в четверг тему подхватили все местные газеты. Отдельно упоминали о том, что «рабочие требуют национализации». Но почему-то никто не вспомнил, что 2 февраля, за день до шокирующего захвата, национализировать предприятие предложил именно херсонский губернатор Борис Силенков. Он предложил это работникам, пришедшим в очередной раз с «голодным маршем» к зданию обладминистрации. Разъярило коллектив то, что и.о. директора заявила им на собрании:«Что вы держитесь за этот завод? Зачем он вам нужен?» И предложила уволиться задним числом по собственному желанию и попытаться задним же числом стать на учет по безработице...

Трудно сказать, что подвигнуло губернатора на такое, мягко говоря, странное предложение. Как поговаривали в осведомленных предпринимательских кругах, на территории некогда старейшего машиностроительного завода Украины (в 2009 году ему как раз исполнялось 120 лет), «в живых» остался только один цех. Остальная территория в самом центре города, еще в 2004 году составлявшая 217 га, уже давно якобы перешла в руки частных предпринимателей. В основном, из местных. И только кругам, близким к окружению губернатора, обещанное все еще не было предоставлено — и вдруг все узнают, что собственник (владелец ООО «НПП «БелоцерковМАЗ» и Львовского автобусного завода) в срочном порядке ликвидирует все, вплоть до вывески! Похоже, бежит! И, по предположениям осведомленных источников, ОГА пошла ва-банк: предложила собственнику завода на очередном заседании правления ООО «Херсонский машиностроительный завод» рассмотреть вопрос о передаче предприятия в государственную собственность. В случае положительного решения этого вопроса ОГА возьмет на себя обязательства по обеспечению постоянной работы предприятия.

Загадочные манипуляции акциями ОАО «Херсонские комбайны» (ранее — Херсонский комбайностроительный завод им. Г. Петровского) начались еще в 1997 году, — как раз тогда, когда с его конвейера сошел первый зерноуборочный комбайн. Их долго описывать, да сейчас это и неинтересно. Важно другое — в результате упражнений правительств завод балансовой стоимостью в 420 миллионов был передан «Украгромашинвесту» с пакетом 50+1 акция стоимостью аж 493,8 тысячи гривен — половина уставного фонда, который почему-то не индексировался с 1993-го. Дальше начинаются «шуточки» еще более любопытные. «Украгромашинвест», получив согласие своего родителя, производит эмиссию, объявляет свободную подписку и в июне 2000 года продается на 49,92 процента английской фирме Interlink Overseas Limited. В том числе и с ОАО «Херсонские комбайны».

Далее один из старейших и крупнейших в Украине комбайновых заводов совсем потерялся. Одним в череде многочисленных менеджеров оказался генерал-губернатор Юрий Кравченко. Он надумал загрузить производственные мощности «Енисеями» и «Донами», и даже поставил директором комбайнового своего кума из родной Александрии Алексея Скичко. Но Кравченко через 3 месяца из Херсона уехал. И Скичко тоже уволился, не выдержал натиска патриотов — защитников отечественного комбайна «Славутич», которые не хотели понимать, что без мощной научно-конструкторской поддержки специализированных НИИ комбайн новейшего поколения у них никак не получится. Затем хозяевами завода стал «Интерпайп». Но Пинчук хотя бы намеревался производить сельхозтехнику (под госзаказ и бюджетное финансирование, разумеется!). Тогда на заводе еще насчитывалось около 3500 тыс. единиц уникального оборудования. Была принята роскошная госпрограмма, — но тут наступил «революционный» 2004 год. Новые руководители государства зятя Кучмы не поддержали, на программу, ясное дело, не выделялось ни копейки. «Интерпайп» потерял интерес к заводу, вывез почти все оборудование, и далее предприятие оккупировала какая-то мелочь вроде «БелоцерковМАЗа».

И тут, как показали дальнейшие события, генеральной идеей всех, имевших отношение к заводу (в том числе и местных властей), стала земля. Еще бы — 217 га посреди города! Как отмечалось, в Херсоне, в одном из немногих из городов СССР, вообще не было промзоны — практически все предприятия, включая крупнейшие, оказались вписаны в жилые кварталы. И «круче всех» расположился бывший завод Гуревича (он же комбайностроительный имени Петровского) — вместе со своей литейкой, 24,5 га цехов и даже поликлиникой и профилакторием он оказался в самом центре. А в Херсоне застройка была такой плотной, что новые здания привязывать было практически негде. А тут — 3,34% земли города, и практически выходят на центральный проспект Ушакова! А поскольку земля росла в цене, и участки в центре Херсона уже в 2007 году оценивались в $20-30 тыс./ сотка, то предполагаемая коммерческая стоимость земли под заводом дошла до $542 млн. 500 тыс., или 4,3 миллиарда гривен.

Какие уж тут комбайны, когда полмиллиарда зеленью в центре города гуляют!

И под видом страданий об интересах безлошадного агрария и трудового коллектива завода началось медленное его удушение. «Расползались» по частным рукам социальная сфера и производственные корпуса бывшего комбайностроительного гиганта. Естественный процесс старения коллектива тоже делал свое дело. ОАО «Херсонские комбайны» 1 июля 2007 года под видом спасения от банкротства было преобразовано в ООО «Херсонский машиностроительный завод» — и от некогда 20-тысячного коллектива остались1,5 тысячи работников.

Вероятно, наступивший кризис показался собственникам завода и прочим заинтересованным лицам удобным поводом прекратить делать вид, что завод еще дышит. Только жадность собственника, не пожелавшего выплатить труженикам задолженность по зарплате за полгода в объеме 5 млн. гривен, и уволить всех с наилучшими условиями, помешала сделать задуманное без скандала. Да еще оказалось, что губернаторские то ли обижены, то ли обнесены пирогом... Но процесс «народного бунта» вырвался из-под контроля губернатора, который на протяжении последних 2 лет неоднократно проводил встречи с трудовым коллективом ХМЗ, неоднократно им что-то обещал, но всегда по одному и тому же алгоритму: сначала обещал положительное решение вопроса и сохранение и развитие производства сельскохозяйственных машин, а потом предлагал увольняться, и устраиваться на другие предприятия, на биржу труда и т.п.

И ревком из рабочих захватил заводское админздание, выдвинул ряд требований и перестал идти на контакт с администрацией. Вскоре появились коммунисты, которые стали приветствовать восставших рабочих, и сообщили им, что разработали законопроект о национализации их предприятия, пообещав «пробить» его в Верховной Раде. Но, как сказал председатель Совета трудового коллектива ХМЗ, «За нами никто не стоит. Пусть кто хочет, зарабатывает на этом свой политический капитал, а мы действуем своими методами, и наши требования неизменны.«Зато Совет трудового коллектива ООО «Херсонский машиностроительный завод» выступил инициатором протестной акции солидарности всех трудящихся Херсона.

В пятницу, 6 февраля, на предприятии опять появился губернатор. Он прослышал о том, что СТК ХМЗ инициирует общегородской митинг протеста и солидарности трудящихся. И прибыл с заявлением, что разработал механизм погашения долгов по зарплате работникам ООО «Херсонский машиностроительный завод»,

Он рассказал, что руководству администрации удалось согласовать его с собственником предприятия. «Мы согласовали с собственником механизм, который разрешает погасить долги по зарплате работникам», — сказал Б.Силенков. В частности, облгосадминистрация якобы провела переговоры и договорилась о закупке 10-ти комбайнов сельхозтоваропроизводителями Херсонщины по сниженным ценам и при условии компенсации их стоимости за счет областного бюджета, сообщает пресс-служба. Этих средств хватит на погашение долгов по зарплате, оплату налогов и обязательных платежей в пенсионный фонд — в целом около 5,8 млн гривен, — сообщил Силенков.«Мы за счет региональных ресурсов обеспечиваем покупку 10-ти комбайнов, что даст предприятию более 5 млн гривен для погашения долгов по зарплате», — сказал он.

Достижения этого возможно в случае, если трудовой коллектив даст согласие на заключение настоящего соглашения, а областной совет поддержит предложения облгосадминистрации. Губернатор обратил внимание на то, что собственник завода начинает процедуру банкротства предприятия, которая может заблокировать выплаты задолженности в случае, если не будет достигнуто соглашение между сторонами.

Председатель облгосадминистрации подчеркнул, что не собирается прекращать переговоры с собственником об остановке процедуры банкротства и поддерживает необходимость сохранения стратегически важного для аграриев страны предприятия.

Но рабочие не согласились с таким предложением, хотя пресс-служба ОГА утверждала обратное. И около 1,2 тыс. представителей предприятий Херсона вышли 7 февраля на митинг на площади Свободы напротив здания облгосадминистрации в Херсоне. Работники ХМЗ, ОАО «Херсонский хлопчатобумажный комбинат», ГП «Херсонский морской торговый порт» и представители Херсонского нефтеперерабатывающего завода, при поддержке облорганизаций КПУ и ПСПУ митинговали с требованием выплаты задолженности по зарплате и обеспечения занятости

Митингующие держали плакаты «Сегодня Херсон — завтра вся Украина», «Не ведись на подачку, продолжай стачку», Пролетарии Украины, соединяйтесь», «Нужна работа, а не выборы», «Пусть за кризис платят олигархи», «Нет продаже 25% + 1 акция ХБК». Выступаюшие также призывали создать Комитет координации борющихся коллективов Украины.

Участники митинга приняли резолюцию, в которой потребовали от правительства погасить долги по зарплате перед всеми трудящимися г. Херсона, обеспечить полную занятость в городе и области.

Среди требований — национализировать Херсонский машиностроительный завод под контролем трудового коллектива; арестовать банковские счета собственника завода и погасить все долги по зарплате, а также по платежам в бюджет и ПФ; обеспечить госзаказ на производство комбайнов и их адресный сбыт при поддержке государства.

Таким образом, действия губернатора, по-видимому, не привели ни к одному желаемому результату: социальная напряженность продолжала разрастаться, а собственник, видимо туго шел на уступки. Почему вдруг в субботу появилась информация в УНИАН, где от имени руководителя пресс-службы Херсонской облгосадминистрации Александра Децика сообщалось, что арестованы 11 комбайнов Херсонского машиностроительного завода на лизинговой площадке в Николаевской области. Прокуратура, дескать сделала это по поручению губернатора Бориса Силенкова. По данным А. Децика, комбайны обнаружили сотрудники Службы безопасности Украины, но он затруднился сказать, какая именно из прокуратур санкционировала арест техники.

По словам руководителя пресс-службы, одновременно с арестом сельхозтехники наложен арест на счета предприятия, которое занималось реализацией комбайнов. А. Децик пояснил, что с точки зрения облгосадминистрации, при ситуации, существующей на ХМЗ, собственность предприятия не может быть реализована без участия облгосадминистрации и правоохранительных органов, так как существует возможность исчезновения средств, полученных от реализации техники, без учета интересов трудового коллектива завода.

На что прокуратура Херсонской области возмущенно заявила, что сообщение пресс-службы облгосадминистрации о том, что прокуратура «по поручению главы Херсонской облгосадминистрации Бориса Силенкова» наложила арест на 11 комбайнов, принадлежащих ХМЗ и находившихся на одной из лизинговых площадок в Николаевской области, в этой части не соответствует действительности.

Пресс-секретарь прокурора Херсонской области официально заявил, что «никаких подобных «поручений» от органов власти в прокуратуру поступать не может, потому что это противоречит статье 7 Закона Украины «О прокуратуре», — сказал он. Указанная статья «Гарантии независимости прокуратуры в осуществлении полномочий» гласит, что «Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, средств массовой информации, общественно-политических организаций (движений) и их представителей в деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законов или по расследованию действий, которые содержат признаки преступления, запрещается.

Влияние в любой форме на работника прокуратуры с целью воспрепятствовать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия неправомерного решения, влечет за собою ответственность, предусмотренную законом.

Обращения представителей власти, других должностных лиц к прокурору по поводу конкретных дел и материалов, которые находятся в проведении прокуратуры, не могут содержать любых указаний или требований в отношении результатов их решения.

Никто не имеет права без разрешения прокурора или следователя разглашать данные проверок и предварительного следствия до их окончания».

Как уточнил Ф. Самойленко, в прокуратуре Суворовского района Херсона находятся 2 уголовных дела в отношении должностных лиц Херсонского машиностроительного завода, по которым выполняются все необходимые следственные действия. «Органы прокуратуры независимы в расследовании своих уголовных дел. Следственная группа выезжала в рамках уголовного дела, но никаких действий по аресту собственности не совершала, просто устанавливала ее наличие», — сказал он.

«Комбайны должны продаваться, собственник может полностью распоряжаться своим имуществом. Это хозяйственная деятельность собственника, в которую мы не должны в данном случае вмешиваться, это будет противозаконно с нашей стороны. Прокуратуру конкретно интересует выплата заработной платы работникам предприятия», — уточнил Ф. Самойленко.

Местным аналитикам о сих пор непонятно: если губернатор рассчитывал на добрую волю собственника ХСЗ — для чего он «арестовал» его имущество?

Автор: Анна Рафиенко

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту