• Политики вернулись к теме Херсонского машзавода
Политики вернулись к теме Херсонского машзавода
В четверг, 23 июля, произошел ряд событий, который вернул Херсонскую область и Украину в целом к теме Херсонского машиностроительного завода — точнее, к его возврату в собственность государства.
Сама по себе эта тема, так громко прозвучавшая в феврале 2009 года: захват комбайностроительного предприятия рабочими, нечестные собственники — как то сама собой стала затихать. Все громкие обещания высших и местных властей, различных политических сил давно были даны, все инициативы были выдвинуты, — но по видимости ничего выполнено не было.
В то же время собственник проводил свою линию – 5,5 миллионов по задолженной зарплате он выплатил из средств, выделенных государством, но продолжал свою линию на ликвидацию предприятия — увольнял работников, сократив их число до абсурдно малого, такого, что бывший промышленный гигант просто физически не смог бы существовать.
Также стало абсолютно привычным, и внешне потеряло смысл бессрочное протестное пикетирования Херсонской облгосадминистрации членами трудового коллектива завода (их оставалось менее сотни человек, остальные прекратили борьбу и уволились или были уволены). Работники ежедневно с плакатами вяло подходили к ОГА, к ним выходил кто-то из руководства, давал обещание разобраться — и через час пикет расходился.
Тем не менее, в четверг произошла такая акция протеста работников предприятия, которая снова привлекла внимание всех властей и СМИ «снизу доверху»: рабочие в 10 часов утра на 40 минут перекрыли движение на магистральной трассе на подъезде к Антоновскому мосту.
Движение по мосту через Днепр было блокировано в направлении Цюрупинска, в результате образовалась большая пробка из сотен автомобилей, двигавшихся в сторону Крыма, а также черноморских и азовских курортов Херсонской области.
При этом 70 работников Херсонского машиностроительного завода блокировали движение транспорта теперь уже традиционным для Херсона способом, не нарушая «по букве» правил дорожного движения. Они ходили непрерывной цепью по кругу по переходу-«зебре», и водители совершенно законно вынуждены были останавливаться, чтобы пропустить их.
СПРАВКА: Поскольку в июле 2008 года пикетирующие, собранные тогдашним лидером местных организации «Громадский контроль» и партии «Союз Левых Сил», депутатом горсовета Сергеем Кириченко, перекрыли именно проезжую часть проспекта возле облгосадминистрации, то это было зафиксировано правоохранителями как нарушение закона и подлежало наказанию. Поэтому уже 8 мая 2009 года 50 водителей пассажирских маршруток в 7-30 на некоторое время затруднили движение автотранспорта на центральном проспекте Ушакова: они стали ходить по кругу по нерегулируемому переходу через проезжую часть пр. Ушакова в р-не ул.Советской. Поскольку водители, соблюдая ПДД, вынуждены в этом случае пропускать пешеходов, произошел затор, остановились троллейбусы, следовавшие по маршрутам по пр. Ушакова.
ГорГАИ тогда не зафиксировало данные о «перекрытии» движения как нарушении законодательства — сработала «дырка» в ПДД, поскольку законодатель не догадался о такой возможности.
Поэтому этот остроумный способ избежать ответственности за серьезнейшее нарушение применили рабочие ХМЗ под руководством Леонида Немчонка, бывшего лидера непризнанного заводского профорганизации «Петровец» (она стихийно была организована в феврале, во время захвата завода).
На место происшествия прибыли работники милиции, но работники завода в течение 45 минут не покидали трассу с требованием, чтобы собственник ХМЗ выплатил им задолженность по зарплате в сумме 150 тыс. гривен. Таже работники ХМЗ заявили, что последние увольнения на предприятии были проведены с нарушением трудового законодательства.
Около 10.50 движение по мосту через Днепр возобновилось.
Кстати, как оказалось, в тот же день несколько позднее в Суворовском районом суде не состоялось слушание по делу об увольнении Леонида Немчонка — теперь уже лидера общественного движения «Власть Народа». Леонида Немчонка пришли поддержать заводчане, перекрывавшие движение на мосту, а также представители народного движения «Власть народа», местного отделения Коммунистической партии и других общественных организаций. Вскорее после начала слушания, со стороны владельца ХМЗ в лице его адвоката было заявлено ходатайство о переносе рассмотрения дела на более поздний строк.
Самым первым по поводу протестной акции на мосту выступили силы губернатора Бориса Силенкова. Но, по-видимому, из-за частоты повторений пикетов взгляд на происходящее у «президентских сил» в области «замылился», и они всего-навсего выслали к пикетчикам заместителя председателя Херсонской облгосадминистрации Олега Довбыша, который традиционно пообещал, что их требования станут предметом встречи руководства ОГА и собственника завода.
Гораздо более проворными оказались представители политической силы Премьер-министра Юлии Тимошенко. В тот же день на пресс-конференции после внеочередного выездного заседания Кабмина в Днепропетровске Ю. Тимошенко на вопрос о ситуации на ХМЗ заявила, что через Фонд государственного имущества (ФГИ) она уже начала процесс возвращения Херсонского машиностроительного завода в государственную собственность.
По ходу лидер БЮТ подчеркнула, что предприятие находится в частной собственности владельца из Партии регионов, и тот не в состоянии справляться с предприятием.
Она также отметила, что правительство уже оказало помощь предприятию, но положительных результатов это не дало. «В начале года мы закупили в лизинговый фонд много техники на Херсонском машиностроительном заводе. Мы помогли один раз, и думали, что после этого частные собственники продолжат это дело, и дадут заводу, по сути дела, вторую жизнь. Но средства были использованы не по назначению, люди с завода уволены, и нужно просто Херсонский машиностроительный завод от членов Партии регионов, у которых он в частной собственности, возвращать государству. И сейчас я начала такой процесс, через Фонд госимущества — возвращение этого завода в государственную собственность», — сказала Ю.Тимошенко.
Премьер удачно для своей предвыборной кампании подчеркнула, что предприятие контролируется собственниками, имеющими отношение к Партии регионов, которые (не поэтому ли? — авт.) не могут наладить эффективный менеджмент на предприятии.
Премьер добавила при этом, что государство сможет нести ответcтвенность за развитие предприятия только в случае его возвращения в государственную собственность. «Сейчас же за предприятие отвечает частный собственник», — подчеркнула она.
В конце июня 2009 г. министр промышленной политики Владимир Новицкий заялял, что Кабинет министров Украины изучает вопрос возвращения активов ООО «Херсонский машиностроительный завод» в государственную собственность.
До этого 4 июня 2009 года нардеп Юрий Одарченко (фракция «Блок Юлии Тимошенко») призывал депутатов Верховной Рады вернуться к рассмотрению вопроса о возврате в государственную собственность Херсонского машиностроительного завода.
В частности, Ю. Одарченко заявил, что 2 июня 2009 года при рассмотрении включения в повестку дня вопроса о возврате в госсобственность ООО «Херсонский машиностроительный завод», коллеги из Партии регионов и «Блока Литвина» не поддержали его. Поэтому Ю. Одарченко предоставил дополнительные разъяснения.
«Сейчас речь идет не только о возвращение этого объекта в государственную собственность, речь идет о создании условий для реализации программы развития отечественного комбайностроения. Удивительно, что мы, имея потребность в комбайнах до 3 тысячи штук ежегодно, имея собственный металл, не вырабатываем эту технику, а закупаем ее за границей», — сказал он.
Ю. Одарченко отметил, что правительство сделало все необходимое: утверждена программа развития отечественного комбайностроения, выделены средства, приняты постановления, которые ограничивают закупку заграничной техники. Нужно лишь одно: навести порядок в основных фондах, на которых и производят эти комбайны. «Уважаемые коллеги, речь не идет об уничтожении инвестора, о каком-либо ограничении его полномочий, вопрос только в наведении порядка в этой сфере», — уточнил нардеп.
Он дополнил, что Временная следственная комиссия, которая была образована ВРУ 2 месяца назад для изучения ситуации на указанном производстве, достаточно серьезно изучила этот вопрос. И сейчас Ю. Одарченко утверждает, что «на Херсонском комбайновом заводе происходят ясно видные криминальные нарушения».
По его данным, Генеральная прокуратура возобновила уголовное дело о злоупотреблении должностными лицами во время реализации пакетов акций Херсонского комбайнового завода. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело о злоупотреблениях должностных лиц этого завода при производстве новой модели комбайна. Сейчас, считает председатель Временной следственной комиссии ВРУ, все сделано для того, чтобы вывезти основные фонды из Херсона. Ю. Одарченко утверждает, что они уже перепроданы через 3 юридических лица. Незаконно уволены 740 работников.
«То есть, сегодня стоит вопрос только о восстановлении законности на этом заводе. Не стоит вопрос о возвращении инвесторам средств из бюджета. Сегодня с точки зрения закона мы имеем все полномочия и права навести порядок и дать зеленый свет отечественному комбайну», — отметил нардеп.
Ю. Одарченко предложил при отчете временной следственной комиссии по холдингу «Агромашинвест» и по вопросу доведения до банкротства Херсонского комбайнового завода вернуться к рассмотрению этого вопроса. «Если мы не будем его рассматривать, то мы на много лет потонем в судебных тяжбах, и никогда у нас не будет отечественного комбайна», — сказал он.
До этого, на 43-м заседании Верховной Рады Украины 2 июня 2009 года депутаты не приняли решение о включении в повестку дня проекта Закона о возвращении в государственную собственность целостного имущественного комплекса общества с ограниченной ответственностью «Херсонский машиностроительный завод», который 22 мая 2009 года народные депутаты от фракции КПУ Петр Симоненко и Екатерина Самойлик внесли на рассмотрение Верховной Рады Украины.
Между прочим, собственники ООО «Херсонский механический завод» предупреждали политиков об ответственности за выдвижение идей национализации предприятия. «Мы предупреждаем политиков о том, что те из них, кто сегодня выдвигает тезисы о необходимости национализации, будет нести персональную ответственность в установленном законом порядке. Для этого мы будем обращаться с соответствующими исками в суд», — отмечалось в официальном пресс-релизе ООО «ХМЗ», распространенном в начале марта.
Как отметили местные аналитики, сейчас использование темы справедливости по отношению к простым труженикам, возвращения предприятий в госсобственность становится особо актуальным в свете необходимости привлечения симпатий электората. При этом в подвернувшейся резонансной ситуации с перекрытием важной курортной магистрали самой расторопной оказалась лидер БЮТ и претендент на пост Президента Юлия Тимошенко. Она же объявила, что уже действует, и фактически решила вопрос в пользу простых тружеников — начала национализацию. Остальные политические силы — президентские, Партия регионов, коммунисты, команды Яценюка и прочие — упустили такой благоприятный пиар-момент.
Леонид же Немчонок в начале июля объявил о создании общественной организации — «Власть народа», отметив, что на ее создание жители Херсона и области пошли от безысходности ситуации, в которой сегодня оказался народ. Уволенный токарь 5 разряда, он стал довольно заметным местным политическим и идеологическим лидером, который находит способы снова громко заявить о целях своей уже можно сказать организации в то время, когда искушенные и опытные политики постоянно умело «топят» в псевдорешениях их проблему, чтобы незаметно избавиться от протестующих и их проблем. «Как, в такой ситуации, спрашивается, народ может реализовать своё конституционное право на власть? Брать вилы в руки или автоматы и штурмом брать Раду? Так же как мы штурмом брали зимой наш комбайновый завод? Завод у нас всё равно украли, народ, работавший на комбайновом заводе — выкинули на улицу…, — отметил Л. Немчонок.
Поэтому уволенные работники создали концептуальную общественную организацию «Влада народа». Концепция — объединение людей с различными политическими взглядами, граждан Украины. Сейчас разработан Устав Общественной организации «Влада народу», разрабатывается Программа, создаётся структура управления.
СПРАВКА: ООО «Херсонский машиностроительный завод» был создан на базе производственных мощностей ОАО «Херсонские комбайны». Предприятие специализируется на производстве сельскохозяйственной техники. ХМЗ входит в структуру ООО «НПП «БелоцерковМАЗ» (Белая Церковь). Предприятие является единственным в Украине производителем зерноуборочных комбайнов «Славутич».
С начала февраля работники ХМЗ проводили акции протеста, требуя выплаты 5,5 млн. грн. долгов по зарплате. 3 февраля они захватывали административное здание завода, а 2 марта заняли одно из помещений Херсонской облгосадминистрации.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |