Традиционно консервативные политические предпочтения преимущественно русскоязычного промышленного региона раз за разом подкрепляются результатами выборов. Если раньше Николаевская область в целом и Николаев в частности преимущественно голосовали за коммунистов, то в последние годы электоральной любимицей причерноморцев стала Партия регионов. Вместе с тем, к глубокому сожалению, жизнь убедительно показывает, что ни регионалы, ни любая другая политическая сила, которая может оказаться в большинстве в Николаевском городском и областном советах, не в состоянии завоевать доверие избирателей на долгосрочную перспективу.
Партий много, но беда в том, что ни одна партийная организация на региональном уровне не отличается ярко выраженной идеологической окраской и умением реализовывать на практике свои предвыборные лозунги. В основном, партии и блоки превратились в лоббистские конторы, которые преимущественно заняты решением бизнесовых, кадровых, земельных и прочих вопросов своих функционеров и спонсоров, тогда как рядовым членам и симпатикам от партийных организаций один прок – возможность подзаработать на выборах.
Самой мощной и организованной силой в регионе является Партия регионов. Однако ярких харизматических лидеров здесь не найти. За долгие годы политической деятельности «выговорился», набрался огромного практического опыта и приобрел большой авторитет в регионе бывший Николаевский губернатор, а ныне народный депутат и руководитель областного отделения ПР Николай Круглов. Но даже его с большой натяжкой можно отнести к состоявшимся публичным политикам, тем более – к пламенным трибунам. На этом список ярких личностей в областной парторганизации, пожалуй, и заканчивается. «Бесцветный» С. Майборода, малоизвестный для николаевцев В. Фалько, и И. Антипенко – неизвестно как оказавшаяся среди регионалов верная соратница знаменитого николаевского нардепа В. Заплатинского, успевшего сменить четыре партии за несколько лет, – вот и все нардепы-николаевцы. Что о них знает среднестатистический избиратель? Да ничего!
Не знаем, как в целом по стране, но в Николаеве Партия регионов – это КПСС сегодня. По крайней мере, ПР плотно укомплектована старыми партийно-комсомольскими номенклатурными кадрами, начиная от секретарей горкомов и обкомов и заканчивая инструкторами райкомов. Люди, которые привыкли старательно исполнять команды сверху (или делать вид, что их исполняют), сегодня сформировали основную массу регионалов – депутатов местных советов. Плюс спонсоры-бизнесмены, немного разбавленные представителями молодежи, которая также плотно занялась бизнесом, активно эксплуатирую свои депутатские мандаты. Говорят, даже со своих коллег-депутатов регионалы в горсовете принципиально берут мзду за решение земельных и прочих щекотливых вопросов. Еще бы, фракция ПР занимает ровно половину из 90 депутатских кресел горсовета и без ее одобрения ни один вопрос на сессии не пройдет. Как же не использовать такие шикарные возможности?!
Но помимо серости, лоббизма и популизма ничем примечательным регионалы не выделяются. Относительно последней характеристики можно напомнить, как шумно полтора года назад регионалы пикетировали мэрию, протестуя против повышения тарифов, чуть ли не ржавые трубы городскому голове дарили. Но, придя во власть после выборов марта-2006, они скромно приутихли и позволили горисполкому дополнительно поднять тарифы примерно еще в 2 – 2,5 раза. В глазах избирателей на местные «неподобства» накладывается еще и антисоциальная политика Кабмина Виктора Януковича, откровенно действующего в интересах крупного бизнеса. Еще год-полтора такого правления и регионалы потеряют свой электоральный оплот в лице пролетарского Николаева.
Второй по численности фракций в городском и областном совете является Блок Юли Тимошенко. БЮТ отличается железной дисциплиной и, как и ПР, больше напоминает тоталитарную секту, нежели полноценную парламентского партию западного образца. Руководитель областной «Батьківщини» нардеп Роман Забзалюк – царь, бог и воинский начальник для всех николаевских бютовцев. Политика – все тот же популизм и отстаивание интересов «своей» тусовки. В их числе такие колоритные фигуры, как бизнесмен Олег Богомаз и местный авторитет Михней, после выборов неожиданно ставший помощником нардепа Р. Забзалюка. Короче, еще одна закрытая корпорация по продвижению своих людей и решению своих вопросов.
Необъяснимо, но факт: в регионе как нигде (возможно, кроме Конотопа) любят Наталию Витренко. Третьим по численности депутатов гор- и облсовета был «Блок Наталии Витренко». Единственное его достоинство – гендерное равенство, обусловленное тем, что среди депутатов-витренковцев много женщин. А в остальном – та же железная дисциплина и беспрекословное подчинение партайгеноссе. С одним существенным отличием – заниматься лоббизмом витренковцы, похоже, не способны в принципе. Ведь представителей блока, прорвавшихся в советы в советское же время, скорее всего, провели бы по статье «деклассированный элемент». Зато они оказались прекрасными специалистами по разжиганию скандалов и внутренних склок. Один только уход из фракции половины из 10-ти её депутатов, избранных в городской совет чего стоит!
О коммунистах уже и сказать особо нечего. Своего избирателя они бесповоротно потеряли. Отчасти это безвозвратные потери в лице умерших пенсионеров, но в основном – электорат, переметнувшийся на сторону регионалов. Разветвленная структура партии из ее былого преимущества превратилась в недостаток – с людьми некому работать, денег для финансирования структур не хватает. Бизнесмены в КПУ идут неохотно, поскольку с минимальным числом представителей в местном депутатском корпусе коммунисты утратили свое влияние. Да и те, что остались, вовсе не являются рабочими и крестьянами. В основном это бизнесмены, директора коммунальных предприятий и партфункционеры.
За социалистов – лучше промолчать. Если раньше А. Мороз «купался» в лучах славы принципиального политика, борца с режимом, то сегодня при упоминании его фамилии николаевцы обычно вспоминают крылатое определение Ленина в отношении Троцкого. Да-да, та самая, которая «политическая»… Собственно, в Николаеве Мороза и раньше не особо жаловали – СПУ, в отличие от витренковцев, здесь не смогла преодолеть 3%-ный барьер, но после того, как партия вошла в антикризисную коалицию, от А. Мороза отвернулись даже самые твердолобые сторонники. По человечески жаль пенсионера-спикера и его команду, но ситуацию уже не исправишь…
Непопулярная «Наша Украина» после выборов вообще превратилась в политическое пугало. Если раньше ряд чиновников и бизнесменов воспринимали ее как очередную партию власти, толклись у высоких приемных, устраивали скандалы и дворцовые интриги, стараясь попасть в вожделенный список НСНУ, то теперь от партии все дружно открещиваются. Даже ее областной лидер – губернатор Александр Садыков – не устает повторять, что он не политик, а менеджер, и вообще не прочь отделить должность губернатора от поста председателя областной организации НСНУ.
Среди остальных можно упомянуть еще и Народную Партию. В городской совет она не попала вовсе, а в областном ее небольшая фракция оказалась крайне бесцветной. К тому же, как говорят, после выборов спонсоры «народников», не прошедшие в депутаты, устроили бунт на корабле, в результате которого глава областной организации партии Алексей Гаркуша лишился кое-какой недвижимости, оформленной на третьих лиц.
Вот, собственно, и все. Ну, к кому из этих партий можно питать симпатии? Региону остро требуются новые политические силы, новые яркие фигуры. К сожалению, пока их не видно…
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |