Итак, пройден еще один важный этап в процессе подготовки Cтратегического плана устойчивого развития Одессы. Рабочая версия этого документа выверялась авторами Плана совместно с видными отечественными и зарубежными учеными, общественными деятелями, руководством других городов Украины, руководящими работниками профильных министерств и ведомств страны.
Сразу замечу, что даже чиновники, приглашенные нами к обсуждению плана являются известными людьми в мире науки, например, замминистра экономики В.И. Мунтиян (проф., д.э.н.), замминистра охраны окружающей природной среды Д.С. Гурский (к.геол.н.). На встрече присутствовали также председатель Государственной службы туризма и курортов А.И. Пахля, представители Министерства регионального развития и строительства. Кстати, замдиректора Института законодательства Верховной Рады Украины, проф., д.э.н. В.Я. Шевчук дважды побывал в должности министра экологии и естественных ресурсов нашей страны, был участником важнейших международных саммитов, посвященных устойчивому развитию. В общей сложности в обсуждении 27 мая приняли участие 70 уважаемых специалистов — в работе «круглого стола» только академиков НАН Украины было 7 человек. Среди них — члены президиума НАН Украины, директоры крупнейших академических институтов, активно участвовал в обсуждении и президент Крымской академии наук, академик В.С. Тарасенко.
Украинские города представляли 2 мэра, 4 вице-мэра, а также начальники профильных управлений и главные специалисты по вопросам стратегического планирования.
К сожалению, по очень уважительной причине не смог принять участие Одесский городской голова Э.И. Гурвиц. Однако он направил в Киев практически всю группу разработчиков плана, начальника Управления экономики, инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности Одесского городского совета М.И. Свободу. Авторская группа была представлена видными учеными и специалистами – академиком НАН Украины Б.В. Буркинским, проф., д.ю.н. М.А. Баймуратовым, д.полит.н. О.А. Долженковым, проф. д.м.н В.А. Розановым, к.т.н. С.В. Артеменко, и др.
По большому счету, тема обсуждения за «круглым столом» выходила за пределы плана развития Одессы. Наш план обсуждался также с точки зрения использования подходов, принципов и методов его разработки другими городами и регионами страны. Наша группа подняла вопрос о необходимости принятия закона «О разработке стратегических прогнозов и государственном стратегическом планировании», разработки национальной стратегии устойчивого развития Украины, рациональном размещении производительных сил страны на ее территориях, выработки в центральных органах экономической власти ясных представлений о главных векторах развития каждого областного центра, каждого региона, их потенциально возможном вкладе в национальную экономику. Но при этом подчеркивалось, что развитие территорий страны, прежде всего, должно отвечать интересам их громад. Именно интересы территориальных громад должны стать доминантой развития не только городов и регионов, но и всей экономики страны. Все согласились с тем, что взаимоотношения центральной власти и местных органов самоуправления должны выстраиваться как партнерские, а не по вертикали, как это практически происходит сейчас.
Главный вектор устойчивого развития Одессы был представлен рекреационно-туристической составляющей, нацеленностью на переход к постиндустриальной перспективе. Логическая схема плана, его структура была представлена следующим образом: сначала мы говорили об основных факторах устойчивого развития – развитии институтов гражданского общества (в частности, создании Общественного совета Одессы, муниципальном омбудсмене), максимальном использовании геополитических и геоэкономических преимуществ нашего города и области, следовании принципам экологической безопасности и социального благополучия одесситов, необходимости осуществления новой кадровой политики, существенном повышении образовательного уровня государственных и муниципальных служащих. Мы говорили также о мощном научном и культурном наследии, возрождении интеллектуального потенциала города, создании для этого достойных условий жизнедеятельности для молодых талантливых людей – предоставлении жилья на условиях долгосрочной ипотеки, социально-инфраструктурном обеспечении, технопарках, достойной зарплате, венчурных инвесторах, и многом другом.
Затем мы представили наше видение перспектив и механизмов эффективного развития различных сфер жизнедеятельности города – ЖКХ, ТЭК, транспортной системы и т.д.
Следующим логическим звеном в обсуждении были стратегические проекты развития города. Именно в них как в «капле воды» отражаются все вопросы, связанные с этим развитием – детерминирующие его факторы, о которых речь шла выше, перспективы развития городских сфер жизни. Это – известные одесситам проекты, которые много раз озвучивались в СМИ, на встречах с научным сообществом, общественностью и бизнесом: «Экогород», поквартальная реконструкция, возрождение морского прибрежного сообщения («морские трамвайчики») и др. Каждому из этих проектов городскими властями уже дана «путевка в жизнь» — разработаны технические задания, графики выполнения работ, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, и т.д.
Завершающим было представление механизмов реализации стратегического плана, которые изложены во многих разделах. Так, в разделе, посвященном экологии и здоровью горожан, предлагалось создать Экологический совет города, принять Экологический кодекс Одессы, регулярно проводить экоаудиты промышленных предприятий и провести их экопаспортизацию, открыть для громады экологический документооборот. Когда зашла речь о гражданском обществе, нами было предложено создать Общественный совет города, назначить муниципального омбудсмена. В разделе о культуре мы предложили в ближайшее время перейти к реализации концепции «экономики творчества», а также создать городской попечительский совет, а в разделе, посвященном новой кадровой политике и образованию, предложили создать городской центр образования и исследований устойчивого развития. Надо сказать, что эта идея также понравилась участникам обсуждения, и даже было высказано мнение: почему бы именно в Одессе не создать такой всеукраинский, национальный центр? Кроме того, вопросу реализации плана были специально посвящены два раздела плана. Один – это создание муниципального информационно-аналитического центра, который бы занимался мониторингом выполнения стратегического плана, программ и проектов, готовил бы объективную аналитическую информацию о состоянии дел. Другой раздел был посвящен как раз внешним проблемам реализуемости плана, о которых говорилось выше.
Таким образом, «круглый стол» был полезен всем его участникам. Его участники договорились создать постоянно действующее совещание городов по проблемам разработки и реализации стратегических планов устойчивого развития и «дружно взявшись за руки» помогать друг другу в реализации этих планов.
Михаил Фрейдлин, руководитель рабочей группы по разработке Стратегического плана устойчивого развития Одессы
Сторінки: | 1 |
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.014Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |