Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению иск работающего в Ильичевском морском торговом порту ЧП «Укртрансконтейнер» (УТК) против Украины в связи с нарушением прав инвестора.
Как сообщила директор департамента PR и рекламы Национальной контейнерной компании (НКК, Россия) Наталья Кочукова, ЧП «Укртрансконтейнер» обратился в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с иском в апреле 2010 года.
По словам директора департамента, «в марте 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том, что практика повторного кассационного пересмотра Верховным судом судебных решений противоречит Конституции Украины, а также нормам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Конвенции). Данное решение указывает на тот факт, что единственным легитимным решением по делу УТК является решение Высшего Хозяйственного Суда Украины о действительности договора о совместной деятельности. В связи с исчерпанием всех внутригосударственных способов защиты своих прав, инвестор обратился в Европейский суд».
В своем исковом заявлении УТК требует признания нарушения Украиной легитимности осуществления судопроизводства в рамках Конвенции и нарушения следующих своих прав: права на справедливое и публичное рассмотрение его дела в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом — п. 1.ст. 6 Конвенции; права на эффективный способ юридической защиты в национальном органе — ст. 13 Конвенции; права на мирное владение имуществом — ч. 1 ст. 1 Протокола №1 к Конвенции.
«Также инвестор заявил требования о справедливой компенсации в размере 1,4 млрд. долл., с учетом убытков, причиненных незаконным расторжением договора, включая упущенную выгоду», — подчеркнула Н.Кочукова.
Директор департамента добавила, что юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и на Украину, ратифицировавшую Конвенцию в 1997 году. Рассмотрение дела «Укртрансконтейнер против Украины» на начальном этапе будет происходить в письменной форме, на основе предоставленных заявителем документов и информации.
Н. Кочукова напомнила, что «в 2005 году УТК выступил инвестором в рамках договора о совместной деятельности, заключенного с Ильичевским морским торговым портом (ИМТП) сроком до 2035 года. Договор, а также программа развития контейнерного терминала ИМТП были утверждены Министерством транспорта и связи Украины. Согласно этому договору, УТК обязался инвестировать в развитие контейнерного терминала ИМТП 500 млн. долл. и увеличить пропускную способность терминала до 4 млн. TEU. К концу 2007 года УТК полностью выполнил условия первого этапа программы развития терминала, вложив в модернизацию терминала 61 млн. долл., в 4 раза увеличив пропускную способность терминала и в 2,5 раза — фактический грузооборот.
Несмотря на это, начиная с 2008 года, начальник ИМТП и бывшее руководство Министерства транспорта Украины целенаправленно стремились дискредитировать УТК и расторгнуть договор о совместной деятельности под надуманными предлогами о его неэффективности и невыгодности для Украины. Результатом этих усилий явилось решение Верховного суда Украины от 03.11.2009 г. о расторжении договора. Воспользовавшись этим, ИМТП наложил арест на все технологическое оборудование (являющееся вкладом инвестора в совместную деятельность) и получил его на ответственное хранение. Затем, несмотря на то, что оборудование приобретено на средства, вложенные инвестором, порт начал активно эксплуатировать его и производить погрузо-разгрузочные работы на всех фронтах выгрузки. Потери инвестора (неустойки) составили десятки миллионов долларов США, а Украиной недополучено инвестиций в размере 440 млн. долл.».
«На сегодняшний день, несмотря на то, что общая ситуация в экономике улучшается, налоговые отчисления со стороны Ильичевского порта упали в несколько раз по сравнению с показателями налоговых отчислений от совместной деятельности. Так, в I полугодии 2009 года, на пике экономического кризиса, совместной деятельностью было уплачено 66 млн. грн. налогов, а во II полугодии, при росте грузооборота на 35% по сравнению с I полугодием, ГП «ИМТП» перечислил в бюджет только 13 млн. грн. Касательно эффективности использования имеющихся ресурсов ИМТП следует отметить, что под управлением администрации порта рентабельность терминала не превышает 20%. Руководство порта тратит огромные средства на социальные выплаты и отношения с профсоюзами, «покупая», по сути, за счет госбюджета, лояльность трудового коллектива. Безусловно, политика любого предприятия должна быть социально ориентированной, однако при этом также необходимо заниматься и развитием самого терминала, внедрением современных систем управления», — сказала она.
Напомним, что 12 мая 2009 г. Хозяйственный суд Одесской области признал недействительным договор о совместной деятельности между государственным предприятием «Ильичевский МТП» и ЧП «Укртрансконтейнер» в связи с нарушением последним условий соглашения. Ранее прокуратура Одесской области обратилась в суд с иском в интересах Минтранссвязи о расторжении договора совместной деятельности №435-О. Основными нарушениями, по мнению прокуратуры, являются несвоевременный взнос «Укртрансконтейнера» в развитие совместной деятельности и, как следствие, невыполнение плановых показателей контейнерного терминала. Кроме того, в списке претензий фигурировали перечисление денежных средств в валюте, не предусмотренной договором, самовольный захват и использование имущества, финансирование собственных расходов за счет средств совместной деятельности, отказ предприятия компенсировать порту расходы, связанные с совместной деятельностью.
«Укртрансконтейнер» оспорил упомянутое решение, подав апелляцию.
Апелляционный хозяйственный суд отказал в удовлетворении апелляционного иска ЧП «Укртрансконтейнер» к ГП «Ильичевский морской торговый порт».
26 августа в Высшем хозяйственном суде Украины (ВХСУ) состоялось рассмотрение кассационной жалобы ЧП «Укртрансконтейнер» по делу №34/36-09-910 по иску прокуратуры Одесской области в интересах Министерства транспорта и связи Украины, в интересах ГП «ИМТП» к ЧП «Укртрансконтейнер», о расторжении договора совместной деятельности №435-О».
Постановлением ВХСУ отменены судебные решения хозяйственных судов первой и второй инстанции, которыми договор о совместной деятельности был расторгнут.
«Информируя об этом, считаем необходимым сообщить, что данное решение ВХСУ не является окончательным, а всего лишь один из этапов в сложном судебном споре. Администрация порта считает данное решение неправомерным и несправедливым, в связи с чем портом будет подана кассационная жалоба в Верховный суд Украины. В частности, как элемент несправедливости мы рассматриваем отсутствие в материалах дела заявления Генеральной прокуратуры Украины от 04.08.2009 г. об отзыве своего кассационного представления на решение судов первой и второй инстанций, что, безусловно, повлияло на решение суда», — отметили в пресс-службе ИМТП.
«Администрация порта не намерена прекращать настойчивые и законные действия по защите интересов государственного предприятия и его работников», — подчеркнули в пресс-службе.
СПРАВКА: ГП «Ильичевский морской торговый порт» расположено на берегах Сухого лимана, в 12-ти милях юго-западнее Одессы. Через порт проходят пути между Европой и Азией, международные транспортные коридоры Украины. Принимает суда с осадкой до 13 м, грузоподъемностью до 100 тыс. т, при этом длина судов не ограничена. Внутренняя акватория порта составляет 365,85 га, длина причальной линии — 6 тыс. м. Порт открыт для захода судов круглый год.
Частное предприятие «Укртрансконтейнер» (УТК) работает оператором контейнерного терминала в порту Ильичевск с 1 августа 2005 г. 16 ноября 2007 года компания завершила реализацию первого этапа инвестиционной программы «4 М», увеличив мощность контейнерного терминала до 850 000 TEU. Объемы инвестиций составили 61 млн USD. В результате УТК стал самым высокотехнологичным и передовым контейнерным терминалом в регионе. УТК — первая стивидорная компания в Украине, предложившая своим клиентам возможность постановки судов к причалу в рамках системы фиксированных «окон», а также услуги по приему и обработке прямых рейсов из Китая судами вместимостью более 5 тыс. TEU.
TEU (Twenty-foot Equivalent Unit) — единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.019Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |