Делегация международных наблюдателей из 96 человек от Комитета «За открытую демократию» обнародовала заявление, что прошедшие 31 октября 2010 года выборы были худшими в Одессе с 2002 года ― со времени выборов, результаты которых суд позже признал недействительными.
В заявлении, полным текстом которого располагает агентство, в частности, говорится: «Комитет «За открытую демократию» направил самую большую аккредитованную миссию международных наблюдателей для наблюдения за местными выборами 31 октября 2010 года. Делегация состояла из 96 человек, представлявших 14 стран, многие наблюдатели имели большой опыт наблюдения за выборами в Украине. Поскольку наблюдение за местными выборами отличается от мониторинга общенациональных выборов, Комитет решил направить большую часть наблюдателей в Одессу, где в прошлом проводились выборы на конкурентной основе. Наша организация координировала усилия с другими международными организациями, которые осуществляли наблюдение за выборами, и с дипломатическими миссиями. Комитет «За открытую демократию» провел наблюдение в 90% из всех 347 избирательных участков перед и в день выборов.
Миссия сделала следующие выводы.
Во-первых, международные наблюдатели часто чувствовали к себе враждебное отношение со стороны членов избирательных комиссий. Мы убеждены, что это результат агрессивных заявлений, сделанных председателем Одесской областной государственной администрации Эдуардом Матвийчуком против международных наблюдателей за несколько дней до выборов. Как следствие, члены избирательных комиссий часто боялись отвечать на обычные вопросы и отказывались сотрудничать. Беспокойство вызывало то, что в нескольких ситуациях в день выборов наблюдателей из нашей миссии не пустили на избирательные участки. Эти действия полностью противоречат приглашению, которое Президент Виктор Янукович предоставил международным наблюдателям по наблюдению за выборами в Украине. Также это составляет разительный контраст с международными нормами наблюдения за выборами.
Во-вторых, процесс подсчета голосов умышленно затягивали во многих случаях на участках, где присутствовали наблюдатели. Это делалось с целью истощить наблюдателей и убедить их оставить избирательные участки до момента оформлению протоколов. Кроме того, члены комиссии отказывались предоставить протоколы, как это установлено украинским избирательным законодательством. Это также прямо противоречит тому приглашению, которое Президент предоставил международным наблюдателям для осуществления наблюдения за местными выборами в Украине.
В-третьих, в день выборов были обнаружены и зафиксированы ряд нарушений, среди которых, включая, но не ограничиваясь только этим, такие: «карусели»; использование неофициальных списков избирателей без печатей; переносные ящики для голосования без контрольных купонов; присутствие членов избирательных комиссий в кабинках для голосования вместе с избирателями; наличие бюллетеней в избыточном количестве (до 110% от числа зарегистрированных избирателей) на некоторых избирательных участках.
В-четвертых, путем использования «технических партий» большинство избирательных комиссий находились под контролем партии власти. Большинство таких «технических партий» существуют только на бумаге, и не имеют достаточно членов, чтобы заполнить места в составе комиссий. Примерами этих «технических партий» являются «Возрождение», Партия детей войны, «Товарищ» и Молодежная партия. Вследствие этого, многие места в составе избирательных комиссий заполнялись не членами «технических партий», а лицами, связанными с партией власти. Это придавало кандидату от партии власти больше полномочий в принятии решений избирательных комиссий. Учитывая это, состав комиссий не был демократическим по международным избирательным нормам.
В-пятых, территориальная избирательная комиссия города Одесса не придерживалась украинского избирательного законодательства и не создала все избирательные участки к крайнему сроку, 15 октября 2010. Из-за халатности в создании местных избирательных участков, а также изменений в последний момент в составе избирательных комиссий, возникает вопрос о компетентности и мотивах руководства территориальной избирательной комиссии города Одесса. Кроме того, большинство избирательных участков были небрежно подготовлены, многие члены избирательных комиссий не прошли должного обучения и не подготовились к выполнению своих обязанностей в соответствии с Законом.
В-шестых, складывается впечатление, что чрезмерное использование административного ресурса Одесской областной государственной администрацией с целью заставить избирателей поддержать кандидата от партии власти повлияло на свободное волеизъявление избирателей.
К сожалению, учитывая вышеупомянутые факты, можно сказать, что это были худшие выборы в Одессе с 2002 года ― со времени выборов, результаты которых суд позже признал недействительными. Вызывает разочарование, что местные власти не смогли соблюсти демократические стандарты, к которым призвал Президент. Мы надеемся, что на эти проблемы будет обращено надлежащее внимание, и что они будут решены правовыми средствами и в суде. Мы благодарим украинскую власть за то, что позволила международным наблюдателям осуществлять мониторинг выборов, и за большое внимание, которое, как мы знаем, будет уделено вышеупомянутым вопросам и их расследованию».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.026Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |