ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Актуальні теми
«Отсутствие надлежащего сотрудничества госорганов и работодателей по трудоустройству выпускников приводит к перенасыщению рынка труда», — облКРУ
16:45 / 18.06.2011

Отдел государственного финансового аудита выполнения бюджетных программ, местных бюджетов и деятельности бюджетных учреждений КРУ в Одесской области во исполнение п. 2.37 Плана контрольно-ревизионной работы ГлавКРУ Украины на IV квартал 2010 года провел государственный финансовый аудит эффективности использования бюджетных средств на подготовку кадров высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации за 2008-2010 годы.

Как сообщили агентству в пресс-службе Контрольно-ревизионного управления в Одесской области, для аудиторского исследования было выбрано 8 высших учебных заведений: Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова; Одесский национальный политехнический университет; Одесский государственный экономический университет; Одесская академия холода; Одесская национальная морская академия; Одесский национальный морской университет; Одесская национальная академия пищевых технологий; Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

«Результаты аудита позволили сделать вывод, что отсутствие надлежащего сотрудничества государственных органов и работодателей по трудоустройству выпускников приводит к перенасыщению рынка труда, поэтому значительное количество безработных выпускников вынуждено трудоустраиваться через региональные службы занятости.

За период с 2008 года по 2010 год Одесский областной центр занятости выплатил 361 выпускнику, которые сразу после окончания вузов не трудоустроились, а зарегистрировались в центрах занятости как безработные и получали пособие по безработице в сумме 317,85 тыс. грн.

Также на протяжении 2008-2010 годов на рынке труда Одесской области наблюдалось превышение спроса на отдельные специальности имеющимся предложениям.

Таким образом, существующая система формирования госзаказа предопределяет различия между количеством выпущенных специалистов и реальными потребностями экономики, что приводит к нетрудоустройству выпускников по специальности.

На 31 декабря 2010 года количество вакансий по различным профессиям составляло 1,2 тыс. единиц, а количество лиц, искали работу в 5 раз больше и составляла 6 тыс. человек (включая 671 выпускника вузов). При этом дефицит рабочих мест достиг 4,8 тыс. единиц», — сообщили в пресс-службе.

«Таким образом, учитывая стоимость обучения 1 «бюджетника», общая сумма неэффективно потраченных средств на обучение перечисленных безработных специалистов составляет 410 тыс. грн. Кроме того, сумма выплаченного пособия по безработице этим выпускникам за период 2008-2010 годы составила 16,4 тыс. грн. И это только по трем высшим учебным заведениям города. Возникает вопрос о целесообразности обучения за государственные средства, если не достигнута конечная цель — трудоустройство подготовленных специалистов», — говорится в выводах аудита.

Во-вторых, результаты аудита позволили сделать вывод, что объемы средств, направленных государством на подготовку специалистов для государственного сектора экономики являются фактически неоправданными. Большая их часть используется на подготовку кадров для государственного сектора экономики.

Общая сумма неэффективно потраченных средств за период 2008-2010 годы только по вузам, которые подлежали исследованию, составляет 175,8 млн. грн.

«При этом, возместить эти средства практически невозможно в связи с отсутствием механизма возврата средств за обучение в случаях, когда выпускники, которые обучались за счет средств государственного бюджета, не отработали 3 года по направлениям.

Так, по информации предоставленной Одесской национальной морской академией, все 729 выпускников-бюджетников 2008-2010 годов работают на морских судах, являющихся собственностью других государств. Учитывая среднюю стоимость обучения одного бюджетника в год, сумма потраченных бюджетных средств на обучение указанных специалистов за 2008-2010 годы составляет 16,8 млн. грн. То есть, при отсутствии флота на Украине выпускники академии работают за рубежом», — говорится в выводах аудита.

В-третьих, результаты аудита позволили сделать вывод, что отсутствие системного контроля главных распорядителей и руководителей вузов за рациональным использованием бюджетных средств привело к неэффективности бюджетных расходов (на трудоустройство выпускников одесских вузов) в сумме 29,2 млн. грн.

Согласно результатам мониторинга, не проверено трудоустройство почти половины выпускников по ОНУ им. И. И. Мечникова: почти 50% в 2008 году (255 из 514 выпускников), почти 43% — в 2009 году (222 из 517 выпускников), 76,5% — в 2010 году (341 из 446 трудоустроенных). Аналогичная ситуация в Одесской национальной академии пищевых технологий, где процент не подтвержденной информации — соответственно по годам 26,6%, 42,4% и 40%.

Кроме того, по результатам аудита установлены и случаи освобождения специалистов до окончания 3-летнего срока, трудоустройство которых было подтверждено (общее количество таких случаев составляет 951).

В результате на обучение указанных специалистов расходы бюджетных средств составили 16,5 млн. грн.

В-четвертых, результаты аудита позволили сделать вывод, что финансирование обучения по непрофильным специальностям является экономически неоправданными для бюджета. Происходит дублирование специальностей по вузам, что приводит к неэффективному расходованию государственных средств. Общая сумма неэффективно израсходованных средств по 5 вузов составила 12,7 млн. грн.

Кроме того, отсутствие нормативов финансирования государственного заказа на подготовку одного специалиста, механизма определения стоимости обучения как по государственному заказу, так и обучения за счет других источников является результатом неэффективного использования бюджетных средств в сумме 1 млн. 569,3 тыс. грн., а финансирование вузов по принципу «содержание учреждения» негативно влияет на профессиональный уровень выпускников и обеспечения вузов современным оборудованием и учебной литературой.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, направленных на подготовку кадров высшими учебными заведениями III-IV уровней аккредитации за 2008-2010 годы, аудиторской группой разработан ряд предложений на уровне Министерства образования и науки Украины.

СПРАВКА: в Одесской области на конец 2010 года насчитывалось 19 высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, все государственной формы собственности. Государственные образовательные учреждения подчинены 7 государственным заказчикам (Министерствам, другим органам государственной власти). Больше всего вузов III и IV уровней аккредитации находится в подчинении Минобразования — 13, Минагрополитики — 1, МВД — 1, Минобороны — 1, Министерства здравоохранения — 1, Мининфраструктуры — 1.


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту