В конце 2013 года в г. Санкт-Петербург состоялась международная конференция «Ядерная безопасность в современном мире. Роль парламентариев в процессе ядерного разоружения и нераспространения». В ней приняли участие члены законодательных органов стран СНГ, представители международных организаций, известные политики, ученые. На конференции было высказано предложение о выдвижении Украины как претендента на Нобелевскую премию мира за вклад в дело ядерного разоружения и безопасное использование ядерной энергии.
Своим мнением по этому поводу поделился участник конференции, народный депутат Украины, руководитель делегации Верховной Рады Украины в Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств С. Гриневецкий.
Нобелевская премия и сегодня — самая престижная в мире. Присуждение ее свидетельствует о признании заслуг не только конкретного лауреата, но и страны, которую он представляет. Среди лауреатов премии немало выдающихся людей, которые родились, учились или начинали свою деятельность в Украине, однако премию получили как граждане других стран. Это, в частности, всемирно известный микробиолог и иммунолог Илья Мечников (1845—1916 гг.), родившийся на Харьковщине, а лауреатом стал в 1908 году за исследование по иммунологии как подданный Российской империи. Премию 1952 года за открытие стрептомицина — антибиотика, эффективного при лечении туберкулеза, получил микробиолог, гражданин США Зельман Абрахам Ваксман (1888—1973 гг.) родом с Виннитчины. Уроженец Харькова Саймон Смит Кузнец (1901—1985 гг.) удостоен в 1971 году премии по экономике как гражданин США. Лауреатом 1981 года за разработку теории хода химических реакций стал также гражданин США Роальд Гоффман (1937 г. н.) родом из г. Золочева на Львовщине. Нобелевской премией в области физики в 1992 году был отмечен еще один американский гражданин Георгий Харпак (1924—2010 гг.) родом с Ровенщины. По некоторым данным, имеют отношение к Украине почти 20 лауреатов Нобелевской премии.
Известны также имена выходцев из Украины, которые выдвигались на соискание Нобелевской премии мира. В частности, номинантом этой премии в 1910, 1911 и 1927 годах был Михаил Тишкевич (1857—1930 гг.) как основатель и президент Киевского общества сторонников мира. В 1912 году на соискание премии выдвигался харьковчанин Максим Ковалевский (1851—1916 гг.), который основал в Париже Высшую школу общественных наук, где преподавал историю М. Грушевский. В 1926 году номинантом на эту премию был также профессор истории Львовского университета Освальд Бальцер (1858—1933 гг.), который родился в г. Ходорове на Львовщине.
В советские времена на Нобелевскую премию в области литературы в 1966 году выдвигался поэт Павло Тычина (1891—1967), в 1970 году — Микола Бажан (1904—1983), в 1983 году — Иван Драч (1936 г. н.). Первым номинантом на эту премию в независимой Украине в 1991 году был Олесь Гончар (1918—1995). Однако по разным причинам они не были отмечены.
Надо признать: у нас не оказывалось надлежащей активности в пропагандировании достижений украинских ученых, деятелей искусства, хотя они были достойны этой почетной награды. Но есть основания говорить и о не всегда объективном отношении Нобелевского комитета в этих вопросах к нашей стране.
Это касается и Нобелевской премии мира. При ее учреждении в 1901 году имелось в виду, что она будет знаком отличия для тех, кто «сделает самый большой или лучший вклад в дружеские отношения между нациями, в отмену или сокращение существующих армий, и в проведение или агитацию мирных собраний».
Со времени учреждения Нобелевскую премию получили 125 лауреатов, из которых 102 — физические лица, 23 — юридические лица (учреждения, заведения и организации). В частности, в 2012 году премией мира был отмечен Европейский Союз — за «вклад в течение более шести десятилетий в продвижение мира и примирения, защиту демократии и прав человека в Европе». Символическим стал факт присуждения в 1975 году Нобелевской премии мира академику Андрею Сахарову: человек, который разработал водородную бомбу, получил премию имени человека, который изобрел динамит.
Вместе с тем в последнее время в мире все чаще высказывается мнение, что Нобелевский комитет не всегда требовательно, а иногда и предубежденно подходит к определению лауреатов этого знака отличия, что отражается на ее престижности. Критерии присуждения премии становятся все более размытыми и не всегда согласовываются с подходами, которыми руководствовался Альфред Нобель, учреждая премию.
Об этом свидетельствуют и обоснования присуждаемых премий мира, которые условно можно сгруппировать в такие определения: «За мир и мирное существование» (22 лауреата); «За права человека и человечность» (15); «За решение конфликтов» (9); «За разоружение, против милитаризма» (9); «За международное право и международный арбитраж» (9); «За региональное сотрудничество и взаимопонимание между народами» (7); «За помощь беззащитным и беженцам, за защиту военнопленных» (7); «За договоры (пакты)» (5); «За деятельность против использования ядерного и химического оружия» (6); «За экономическое развитие» (4); «За интернационализм, против расизма, апартеида и нацизма» (4); «За миссионерскую и религиозную деятельность» (3); «За пацифизм» (2); «За переговоры» (2); «За заслуги перед ООН» (2); «В честь столетнего существования» (2); «За деятельность против климатических изменений» (2); «За преодоление региональных политических кризисов» (1); «За решение продовольственной проблемы» (1).
Как обоснование упреков Нобелевскому комитету в тенденциозном, конъюнктурном в некоторых случаях подходе к определению лауреатов приводится то, что Комитет все больше ориентируется на мнение Соединенных Штатов Америки и союзных с ними государств.
По этому поводу можно дискутировать. Из-за известных исторических обстоятельств Соединенные Штаты собрали и продолжают собирать со всего мира «мозги» ученых, деятелей культуры и искусств (по данным, опубликованным в прессе, там сосредоточено 45% мировой науки), тратя на развитие науки большие средства. Поэтому не удивительно, что среди лауреатов Нобелевской премии в области физики, химии, медицины, экономики преобладают граждане США, среди которых много выходцев из других стран.
Но если речь идет о премии мира, то нельзя обратить внимание на то, что за последние 50 лет лауреатами премии мира стали 12 граждан США, среди которых два президента, вице-президент, государственный секретарь. Это — четверть всех лауреатов в этой номинации.
В 2013 году премия мира была присуждена Организации по запрету химического оружия — за «огромные усилия по ликвидации химического оружия». Весьма очевидно, что решение было «подогнано» к последним трагическим событиям в Сирии, где неустановленными лицами было применено химическое оружие. Такой выбор Нобелевского комитета сложно понять потому, что поскольку трагедия с применением химического оружия в Сирии случилась, то это означает, что упомянутая Организация со своей задачей не справилась. Впрочем, у нее есть возможности отработать аванс Нобелевского комитета. Сотрудники организации сегодня работают в чрезвычайно сложных условиях в Сирии, так что пожелаем им успехов в выполнении непростой миссии.
Конечно, в Комитете заседают живые люди, которым приходится принимать решения в конкретных реалиях современных международных отношений, подвергаясь влиянию разных факторов, в том числе и таких, что имеют к международному миротворчеству отдаленное отношение. В результате премия мира нередко превращается в инструмент поддержки или поощрения тех или иных процессов, в угождение каких-то государств или организаций.
На этом фоне высказанное мной на международной конференции в Санкт-Петербурге предложение о выдвижении нашей страны на Нобелевскую премию мира кажется вполне обоснованным.
Украина как государство своими действиями и решениями сделала огромный, на мой взгляд, мировым сообществом еще не оцененный, вклад в обеспечение не только региональной, но и общемировой стабильности и безопасности.
Как известно, после распада СССР Украина унаследовала третий в мире по объемам ядерный арсенал, а именно — 222 носителя стратегического оружия (в том числе 46 межконтинентальных баллистических ракет СС-24 последнего поколения, которые были разработаны и изготовлены на территории Украины) и почти 1700 ядерных боезарядов к ним, а также несколько сотен тактических ядерных боезарядов. Кроме того, на территории страны базировались 44 стратегических бомбардировщика Ту-160 и Ту-95МС.
Согласно международному праву, наша страна получила в собственность ядерное вооружение, которое по своим параметрам превышало ядерные силы Франции и Англии вместе взятые. Она могла взять управление им на себя и стать правопреемником СССР в качестве государства с ядерным статусом. Тем не менее, еще в принятой в июне 1990 года Декларации о государственном суверенитете Украины был сделан выбор в пользу безъядерного статуса. Проходило это в непростых политических условиях. В Украине было немало противников отказа от ядерного оружия. В конце концов, в ноябре 1994 года Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Другие ядерные государства, в свою очередь, заявили о готовности гарантировать Украине безопасность. В декабре 1994 года между Украиной и Российской Федерацией, Великобританией и Соединенными Штатами Америки был подписан «Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия» (так называемый «Будапештский меморандум»). К нему присоединились Китайская Народная Республика и Франция. Страны — участницы Меморандума обязались уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, воздержаться от любых проявлений агрессии относительно нее, в том числе и от экономического давления, а также предоставлять помощь Украине в случае, если она станет жертвой агрессии или объектом угрозы агрессией с использованием ядерного оружия. К сожалению, меморандум не получил статус юридически обязывающего документа. Предоставить ему такой характер государства-подписанты не соглашаются и сейчас.
Тем не менее, наше государство начало ликвидацию ядерных установок и боезарядов. Невиданный ранее по технологии и масштабам процесс продолжался 27 месяцев и был завершен 1 июня 1996 года. С того времени Украина, избавившись на своей территории от ядерного оружия, официально получила статус безъядерного государства. Тем самым был сделан неоценимый вклад в процесс ядерного разоружения, обеспечение стабильности в регионе и мире.
Впервые в истории человечества был практически реализован добровольный отказ государства от ядерного оружия. Этот уникальный опыт остается актуальным и сегодня. Не случайно Исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний Лассина Зербо во время визита в Киев в сентябре 2013 года заявил, что Украина показала пример того, как можно и нужно отказаться от ядерного потенциала на пути к глобальному разоружению и миру. По его словам, ныне «нужен голос Украины для убеждения других государств приобщиться к Договору о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний». Чем не высокая оценка заслуг Украины со стороны высокого должностного лица международного уровня и статуса?
Вторым, очень важным, событием мирового значения в обеспечении ядерной безопасности стал досрочный вывод Украиной из эксплуатации Чернобыльской АЭС в декабре 2000 года. Этот важный шаг продемонстрировал добрую волю нашего государства и подтвердил ее намерения, изложенные в Меморандуме о взаимопонимании между правительством Украины и правительствами стран «большой семерки» и Комиссией Европейского Союза от 25 декабря 1995 года.
Ключевую роль здесь сыграло политическое решение высшего руководства Украины о закрытии ЧАЭС. В апреле 2000 года была создана Межведомственная комиссия по комплексному решению проблем Чернобыльской АЭС, а в сентябре того же года сформирован Организационный комитет по подготовке и проведению соответствующих мероприятий. В октябре 2000 года мероприятиями, утвержденными Президентом Украины Леонидом Кучмой, был определен срок снятия с эксплуатации последнего (третьего) блока ЧАЭС — 15 декабря 2000 года.
Вывод из эксплуатации атомной электростанции — не одномоментное действие. Это чрезвычайно сложный и продолжительный процесс. По мнению специалистов, он будет в три раза длиннее, чем было время эксплуатации станции. К тому же это очень затратный процесс, стоимость которого оценивается в миллиарды долларов. Ведь он предусматривает не только остановку реакторов, но и сооружение защитного покрытия, развитие инфраструктуры для переработки радиоактивных отходов, обеспечение социальных гарантий для людей, которые раньше работали на станции. Кроме того, нужно было найти другие источники энергии, которые бы компенсировали потери от закрытия ЧАЭС. Оптимальным в этих обстоятельствах было решение о завершении строительства двух реакторов — на Ровенской и Хмельницкой АЭС. Такие условия были изложены в вышеупомянутом Меморандуме от 25 декабря 2000 года, где также были зафиксированы финансовые обязательства стран «большой семерки». Однако выполнение международных обязательств длительное время сдерживалось. Таким образом, на первых этапах основное финансовое бремя закрытия ЧАЭС лежало на плечах Украины.
Это является подтверждением того, что для нашего государства решение о выводе из эксплуатации ЧАЭС было прежде всего политическим актом, беспрецедентно важным шагом и с моральной точки зрения. Закрыв станцию, Украина еще раз убедительно продемонстрировала свою готовность учитывать позицию международного сообщества, решать проблемы безопасности общемирового масштаба.
О признании мировой общественностью важности этого события свидетельствует то, что 14 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, в которой закрытие Украиной ЧАЭС оценено как выдающийся вклад в дело преодоления последствий самой страшной в истории человечества техногенной катастрофы.
Такая высокая международная оценка вполне может быть основанием для присуждения нашей стране Нобелевской премии мира.
В соблюдении курса на ядерную безопасность Украина показала пример и тем, что в 2010 году, накануне Вашингтонского саммита по физической ядерной безопасности, приняла решение отказаться от использования и хранения на своей территории высокообогащенного урана. Это решение стало одним из главных достижений этого международного форума. Еще одним вкладом в развитие инициативы Глобального уменьшения ядерной угрозы стало принципиальное решение Украины вывезти из своей территории свежее и отработанное высокообогащенное ядерное топливо. При поддержке России и США, а также при участии МАГАТЭ к началу Сеульского саммита по физической ядерной безопасности, который состоялся в марте 2012 года, Украина полностью выполнила взятые на себя обязательства. Тем самым она еще раз подтвердила лидирующие позиции в деле ядерного разоружения и ядерного нераспространения. Практические усилия нашей страны по предотвращению угрозы ядерного терроризма получили высокое признание участников заседания Группы реализации и оценки в рамках Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, которое состоялось в феврале 2013 года в Мадриде.
Хотел бы привлечь внимание и к такому обстоятельству. Вопреки огромной угрозе ядерного оружия для мира на планете и исключительную важность сокращения и ликвидации ядерных вооружений, Нобелевская премия мира за усилия в этом деле была присуждена только троим лауреатам: Лайнусу Полингу — как «автору проекта Договора о запрете ядерных испытаний» (1962 г.); Джозефу Ротблату — «за усилия уменьшить роль ядерных вооружений в международной политике и в будущем уничтожить ядерное оружие» (1995 г.); Мохаммеду аль-Барадеи — «за усилия по предотвращению использования атомной энергии в военных целях и обеспечение ее применения в мирных целях в максимально безопасных условиях» (2005 г.).
Нисколько не преуменьшая значение перечисленных заслуг, ради справедливости следует отметить, что они являются, скорее, добрыми намерениями, а не реальными шагами на пути ядерного разоружения и усиления безопасности использования ядерной энергии, как это имеет место в случае с Украиной.
Практические действия Украинского государства, направленные на ядерное разоружение и безопасное использование ядерной энергии, имеют общемировое значение. Мной в установленный срок было направлено представление в Норвежский Нобелевский Комитет относительно присуждения Украине, как государству, премии мира.
Считаю, что нужно немедленно развернуть активную работу по продвижению соответствующей инициативы, привлечь к этому известных в мире ученых, политиков, членов парламента, общественные организации. Не должно стоять в стороне и наше внешнеполитическое ведомство.
В Украине есть объединения ученых, политиков, деятелей искусства, общественных активистов, которые пропагандируют Нобелевское движение, налаживают связи с Нобелевскими учреждениями. В частности, в Днепропетровске функционирует Благотворительный фонд «Планета Альфреда Нобеля». Членами его опекунского совета, который возглавляет президент Национальной академии наук Украины Борис Патон, являются известные научные работники, политики, а также лауреаты Нобелевской премии в разных номинациях.
Конечно, при этом нужно руководствоваться интересами государства, а не политиканскими или другими подобными соображениями.
К таким вопросам нужно подходить серьезно. Для присуждения Нобелевской премии мира Украине есть все основания. Такое решение было бы достойной, заслуженной наградой уникального вклада нашей страны в дело ядерного разоружения и безопасности использования ядерной энергии, способствовало бы подъему ее авторитета как уважаемого члена мирового сообщества.
==============================================================================
Норвежский Нобелевский Комитет
Украина как государство своими действиями и решениями сделала огромный вклад в дело мира, обеспечение не только региональной, но и общемировой стабильности и безопасности.
В июне 1990 года Украинский парламент принял Декларацию о Государственном суверенитете Украины, в которой провозгласил намерение превратить нашу страну в государство с безъядерным статусом. Это намерение реализовано.
Как известно, после распада СССР Украина унаследовала третий в мире по объемам ядерный арсенал, а именно — 222 носителя стратегического оружия (в том числе 46 межконтинентальных баллистических ракет РС-22 последнего поколения) и около 1700 ядерных боезарядов к ним, а также несколько сотен тактических ядерных боезарядов. Кроме того, на ее территории базировались 44 стратегических бомбардировщика Ту-160 и Ту-95МС.
Невиданный ранее по технологии и масштабам процесс ликвидации ядерных установок и боезарядов продолжался 27 месяцев и был завершен 1 июня 1996 года. Впервые в истории человечества был практически реализован добровольный отказ государства от ядерного оружия.
Эти действия Украины получили высокую оценку мировой общественности. Исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний Лассина Зербо во время визита в Киев в сентябре 2013 года заявил, что Украина показала уникальный пример на пути к глобальному разоружению и миру.
Событием мирового значения стал также досрочный вывод Украиной из эксплуатации Чернобыльской АЭС. Этот важный шаг подтвердил намерения нашего государства, изложенные в Меморандуме о взаимопонимании между правительством Украины и правительствами стран «большой семерки» и Комиссией Европейского Союза от 25 декабря 1995 года.
14 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, в которой закрытие Украиной ЧАЭС оценено как выдающийся вклад в дело преодоления последствий самой страшной в истории человечества техногенной катастрофы.
Украина показала пример и тем, что в 2010 году, накануне Вашингтонского саммита по физической ядерной безопасности, отказалась от использования и хранения на своей территории высокообогащенного урана. Это решение стало одним из главных достижений этого международного форума.
Еще одним вкладом в развитие инициативы глобального уменьшения ядерной угрозы стало принципиальное решение Украины вывезти со своей территории свежее и отработанное высокообогащенное ядерное топливо. Украина полностью выполнила взятые на себя обязательства.
Практические усилия нашей страны по предотвращению угрозы ядерного терроризма получили признание участников Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, в частности, во время заседания в феврале 2013 года в Мадриде.
Действия Украинского государства, направленные на ядерное разоружение и безопасное использование ядерной энергии, имеют, без преувеличения, общемировое значение, являются беспрецедентным вкладом в дело обеспечения международного мира и безопасности.
Сегодня, в условиях, когда до сих пор существуют страны, стремящиеся приобрести ядерное оружие, поощрение государства, которое наиболее показательно продемонстрировало добрую волю по лишению от этого типа вооружений, крайне важно для реализации идеи мира, полностью свободного от ядерного оружия.
Учитывая вышеприведенное, считаю, что, отмечая в 2014 году двадцатилетие присоединения к ДНЯО в качестве неядерного государства, Украина как государство заслуживает присуждения ей Нобелевской премии мира.
Прошу достопочтенный Норвежский Нобелевский Комитет рассмотреть это мое предложение при определении лауреатов упомянутой высокой награды.
С уважением, народный депутат Украины Сергей Гриневецкий
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.017Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |