«Порто-франко» уже давно и прочно стали частью одесской мифологии. «Порто-франко» считается фактором, обеспечившим бурное развитие Одессы в первой половине XIX-го века. Исторические труды, в которых говорится не только о плюсах, но и о очевидных минусах «порто-франко», известны только узкому кругу специалистов, в то время, как миф о «порто-франко» пустил в сознании одесситов глубокие корни.
Кто не помнит, 16 декабря 1990 года в бытность Валентина Симоненко председателем горисполкома Одессе даже прошел городской референдум о создании свободной экономической зоны. Был даже создан специальный комитет, деятельность которого, впрочем, не увенчалась особым успехом. В итоге в Одесской области было создано две «точечные» СЭЗ: «Порто-франко» в Одесском порту и «Рени» (всего по Украине 11 СЭЗ).
Оценка результатов деятельности СЭЗ противоречива. Одни указывали на то, что свободные экономические зоны способствуют контрабанде и уклонению от налогов, другие напирали на то, что все же были позитивные моменты, удалось привлечь инвестиции, создать новые производства и рабочие места.
История свободных экономических зон закончилась после «оранжевой революции», когда правительство Юлии Тимошенко лишило все СЭЗ налоговых льгот. С того часа вопрос о возрождении СЭЗ поднимался время от времени, но без особого успеха.
Впрочем, история украинских СЭЗ и СЭЗ вообще – тема для отдельной статьи, которая будет позже. Сейчас о другом.
Идея «порто-франко» получила развитие совсем недавно. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект народных депутатов членов фракции «Оппозиционный блок» Рабиновича, Скорика и Пресмана «О свободной (специальной) зоне «Порто-франко». В городе намерены начать сбор подписей под лозунгом «Одесса за Порто-франко. Поддержи инициативу по предоставлению Одессе свободной экономической зоны».
Напомним, что Николай Скорик, бывший одесский губернатор, и Вадим Рабинович являются членами фракции «Оппозиционный блок», а Александр Пресман – депутатской группы «Экономическое развитие», в рядах которой также немало бывших регионалов.
Можно подробно разбирать все нормы законопроекта, хотя это и бесполезное занятие. Законопроект этот не только не будет принят, но и, скорее всего, разделит судьбу других законопроектов, которые месяцами, а то и годами ждут своего рассмотрения. Просто хотелось бы обратить внимание на одну норму.
Режим «порто-франко», предлагаемый проектом Рабиновича-Скорика-Пресмана, предполагает «таможенный режим свободной таможенной зоны» (п.1, ст.9). Причем он распространяется на всю Одесскую область. А для того, чтобы соблюдать означенный режим, нужно что? Правильно, таможенные посты. Понятное дело, по всему периметру Одесской области, иначе не обойдется без контрабанды. Едете вы, к примеру, в Николаев или из Николаева, а в районе Коблево – таможенный пост: «будьте добры, предъявите, не везете ли чего сверх положенной нормы? ах везете, тогда пошлину заплатите».
Кстати, кто забыл, у Одессы в XIX веке было три таможенных линии «порто-франко», каждая из которых охватывала все большие городские территории. Последняя, открытая в июле 1827 года и просуществовавшая последующие 32 года (предыдущая проходила как раз по Старопортофранковской), охватывала основные предместья Одессы, включая Пересыпь, Слободку, Молдаванку, Ближние и Дальние Мельницы, и замыкалась между Малым и Средним Фонтаном. Общая протяженность данной черты равнялась 16 км, были вырыты два рва на расстоянии от 20 до 40 метров друг от друга, построено 12 караульных помещений для объездчиков, созданы две въездные заставы и две таможни.
Иными словами, режим «порто-франко» мог существовать только в условиях полноценной таможенной границы со всеми ее атрибутами. Нечто подобное предлагается сегодня сделать, но уже в рамках целой области. Если честно, то этот проект Рабиновича-Пресмана-Скорика представляет собой смягченный вариант проекта «Конституционной автономии для Одесчины» авторства еще одного экс-регионала Сергея Кивалова (за исключением, разве что, права на вето в отношении международных договоров Украины и права иметь собственную полицию и отряды самозащиты).
Но если законопроект не будет принят, закономерен вопрос – а зачем было город городить? Да в том-то и проблема, что откровенно сепаратистские идеи вряд ли найдут поддержку среди жителей области, а вот идея «порто-франко», как важный элемент одесской мифологии – вполне. «Порто-франко» — это красиво, это мечта о процветании, причем для этого процветания не надо предпринимать никаких личных усилий. Просто установить особые таможенные правила, убрать налоговое бремя и все свершится само собой, как по мановению волшебной палочки. Ведь что привлекает совок в России? Высокие зарплаты и пенсии, причем вне привязки к производительности труда. То есть работать, как прежде, а получать больше.
Вне зависимости от дальнейшей судьбы законопроекта будет запущен информационный вирус. Чуть что, можно вспомнить: «хунта не дала одесситам «порто-франко»», оставила без сладкого. Можно даже не сомневаться, что идею «порто-франко» экс-регионалы будут активно раскручивать на местных выборах, тем самым сознательно или бессознательно играя на руку России, стратегическая цель которой – ослабление, а лучше всего дезинтеграция Украины. Игра на региональном эгоизме – очень эффективное средство для этого. Недаром на Западной Украине некоторые интеллектуалы уже забили тревогу в связи с запуском идеи «галицкого сепараизма».
Артём Филипенко
Примечание: точка зрения автора материала может не совпадать с мнением редакции агентства.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.012Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |