Чествование памяти киевского князя Владимира Великого, безусловно, не только повод вспомнить о нашем прошлом, но и поговорить о настоящем. Мы всегда пытаемся черпать в нашей истории примеры государственной мудрости и судьбоносных решений. Крещение Киевской Руси стало, безусловно, именно тем решением, которое определило судьбу нашего народа на тысячелетия вперед и, уверен, будет определять и впредь.
Правление Владимира Святославовича, по справедливому замечанию выдающегося украинского историка Михаила Грушевского, стало кульминацией строительства Киевской Руси как государства, обретшего не только духовное, но и политическое единство. Христианизация вводила Русь в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодотворные отношения между ней и Византией, Германией и другими государствами того времени. Введение в оборот собственной золотой и серебряной монеты, активное городское строительство – все это свидетельствовало о переходе государственности на качественно новый этап.
К сожалению, личность Владимира Великого, как это уже бывало не раз, стала объектом очередной «исторической» (в кавычках) войны между Украиной и Россией. Каждое из государств стремится присвоить себе историческое наследие киевского князя, забывая, что в нем главное не вопрос о том, чей это князь – древнеукраинский или древнерусский, а то, что из этого наследия мы считаем актуальным и злободневным.
Сегодня, пожалуй, не менее важный и ответственный этап в жизни нашего государства и народа, требующий мудрых и смелых шагов. В условиях политического кризиса, войны и распрей, нам необходимо не только воздать должное государственной мудрости Владимира Великого, но и вспомнить о моральной парадигме, которую несет в себе христианство. Потому что именно сейчас крайне остро стал вопрос моральности украинской политики, нравственных основ государственности.
Если смотреть на вопрос философски, то функции и суть морали и политики далеко не во всем совпадают, ибо мораль скорее ориентирована на гармонизацию отношений внутри общества и между людьми, а политика в целом направлена на подчинение одной воли другой. Исходя из этого мы можем задать вполне резонный вопрос – а может ли политика быть моральной?
Возьмем сегодняшний момент. Спрос на перемены созрел уже давно. Однако возникал ключевой вопрос – будут ли происходить эти перемены эволюционным, реформаторским или революционным путем. Весь опыт более чем двадцати лет украинской государственности, в том числе и события, получившие название «оранжевой революции», свидетельствовал в пользу эволюционного пути.
Но для реформ необходима была, в первую очередь, ответственность элиты, понимание ею того, что сложившаяся в стране коррупционная система ведет к деградации не только государства, но и общества.
Несколько лет назад, в одном из выступлений, посвященных молодежным проблемам, я заметил, что «успех в жизни — это цель многих молодых людей. Иное дело, какие средства и методы предлагаются для ее достижения. К сожалению, среди этих методов отсутствует главный — труд. Труд и знания как ценности девальвированы». Могу добавить, что были фактически закупорены социальные лифты, позволяющие молодым, образованным, энергичным людям продвигаться на ведущие позиции в политике, бизнесе, других общественных сферах.
Клановость, кумовство, двойные стандарты, популизм, правовой нигилизм – все это не могло не вызывать раздражения в обществе, в котором пяти процентам принадлежит практически все, а остальные девяносто пять едва сводят концы с концами.
Итог пренебрежения общественными интересами, пренебрежение моральной ответственностью за ситуацию в стране известен – глубокий политический и экономический кризис, война, тысячи погибших, десятки тысяч потерявших кров, рост бедности и, что самое главное – абсолютно непонятные перспективы.
Но самое страшное — украинское общество продолжает страдать от дефицита морали и девальвации основных ценностей. Всплеск надежд на скорые перемены, связанный с событиями начала прошлого года, натолкнулся на цинизм правящей элиты и ее неспособность отказаться от уже устоявшейся модели поведения.
Возьмем, к примеру, такое явление как коррупция, о необходимости преодоления которого говорит едва ли не каждый украинский политик. С одной стороны, есть общественный запрос на борьбу с этим явлением, коррупцию осуждают и критикуют, призывают бороться с ней всеми методами, включая неправовые. С другой стороны, те, кто требует бороться с коррупцией, зачастую пытаются решить возникающие проблемы и обходить требования закона с использованием коррупционных механизмов.
«Тест на коррумпированность» для правящей элиты — путь нелегкий и, что самое главное, рискованный. Вот и получается, что лица на политическом Олимпе вроде как новые, а стремление к воровству – прежнее. Отсюда поиск простых решений, например, люстрация, которая в конечном счете привела не столько к очищению, сколько к увольнению многих чиновников по политическим мотивам.
И до тех пор, пока так будет продолжаться, пока казнокрадство, коррупция не будут считаться не только преступными, но и аморальными, мы не выйдем за пределы этого порочного круга.
Я не призываю всех быть моралистами и следить за моральным обликом друг друга. Просто нам необходим сегодня переход к качественно новой политической культуре, в основе которой будут лежать, прежде всего, верность определенным моральным ценностям и, самое главное, понимание ответственности политика перед страной и людьми.
Христианские ценности, знаменитые десять заповедей, недаром относят к вечным ибо они содержат в себе основу гармоничной жизни общества, а также взаимоотношения между властью и обществом. Это именно те ценности, которые принес на нашу землю князь Владимир.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |