Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего, хотел бы высказать благодарность организаторам Международной конференции за приглашение и предоставленную возможность выступить.
Вопросы безопасности и стабильности в регионе Черного моря сегодня в повестке дня ведущих мировых игроков наряду с сирийским кризисом и борьбой с международным терроризмом. В последнее время мы становимся свидетелями создания нового мирового порядка, и Черноморский регион — это место, куда будут брошены козырные карты.
В своей книге «Геополитическое казино Причерноморья», которая вышла в 2009 году, я писал (цитирую):
«Роль Черноморского региона в мировой политике и глобальной экономике с учетом его стратегического расположения и экономического потенциала последовательно возрастает, а экономические интересы государств региона все настойчивее подводят к пониманию перспективности совместных деловых инициатив, необходимости широкой экономической интеграции, реализации масштабных инфраструктурных, транспортных, экологических и других проектов. Экономическое значение Причерноморья определяется также его транспортно-трубопроводными возможностями, биологическими и рекреационными ресурсами.
Черноморский регион стал ареной столкновения противоборствующих интересов и устремлений различных стран, международных организаций, промышленных холдингов и компаний. От того, насколько причерноморским странам и внерегиональным государствам удастся найти взаимоприемлемые механизмы сотрудничества, будет зависеть и то, превратится Черное море в фактор объединения стран или будет служить яблоком раздора. От состояния и развития экономик прибрежных территорий, их экономической активности в мирохозяйственных связях во многом зависит положение дел в мировой экономике в целом» (конец цитаты).
За 25 лет конфигурация региона менялась несколько раз. Если раньше мы говорили о своеобразной дуге нестабильности (имея в виду Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию, Нагорный Карабах), то после событий в Крыму, Донбассе, Турции можем смело говорить о так называемом кольце нестабильности.
Каковы основные экономические потери Черноморского региона за последние два года?
В первую очередь, значительное снижение транзитного потенциала региона. С повестки дня снят проект создания радиального транспортного коридора вокруг Черного моря. Такой коридор планировалось создать в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества.
События в Крыму, на Донбассе, политическая нестабильность на юге Украины, а также террористические акты в Турции уже нанесли удар развитию круизного туризма, который динамично развивался в прошедшие годы. Для привлечения круизных судов требуется несколько портов захода с наличием туристической инфраструктуры и объектов, привлекательных для туристов.
Закрытие портов Ялта и Севастополь сделали черноморское направление малопривлекательным для круизных операторов. Цифры говорят сами за себя. Если в 2013 году в Одессе побывало 106 круизных лайнеров, то в 2014 году — 32, в 2015 году — только 13, а в нынешнем — 2. Это, к сожалению, долгосрочная тенденция, для преломления которой требуется время.
Среди потерь долговременного характера — уменьшение инвестиционной привлекательности региона. Россия находится под влиянием санкций, а Украине как воюющему и политически нестабильному государству вряд ли стоит ожидать серьезных инвестиций. Территории, неподконтрольные центральным правительствам в Украине, Молдове и Грузии могут рассчитывать на гуманитарную помощь, но не инвестиции.
Параллельно с падением инвестиционной привлекательности идет наращивание военной компоненты. Это, в свою очередь, ведет к сокращению социальных расходов, инвестиций в образование, науку, культуру, в целом в человеческий капитал.
И, наконец, повышаются экологические риски и связанные с ними экономические издержки. В целом значительно сокращаются возможности для совместных проектов в сфере развития «голубой экономики», использовании потенциала Черного моря, его энергетических и биологических ресурсов.
Очевидно, что в данном контексте государства Черноморского региона должны быть готовы к новым вызовам, которые, несомненно, повлияют и на их экономику.
Главным из этих вызовов является риск перерастания гибридной войны на Донбассе в полномасштабную войну между Украиной и Россией со всеми вытекающими последствиями. Безусловно, делается все, чтобы избежать подобного сценария. Об этом свидетельствуют и последние договоренности об отводе войск в зоне конфликта. Однако мы уже неоднократно становились свидетелями неисполнения подписанных соглашений. Причем примером здесь является не только Донбасс, но и Сирия.
Одной из характерных особенностей гибридной войны, которую ведут между собой мировые игроки, является неконвенционные методы ее ведения, такие как терроризм, информационная война, распространение заведомо неправдивой информации для провоцирования общественных волнений и экономических кризисов. В конечном итоге, есть угроза возникновения в Черноморском регионе целого ряда межгосударственных конфликтов, своеобразной «войны всех против всех».
Следствием этого будет дальнейшее падение инвестиционной привлекательности региона в целом и падение его транзитного и туристического потенциала.
Еще один вызов — рост незаконного оборота оружия, наркотиков, преступности, нелегальной миграции. Страны Европейского Союза уже испытали на себе последствия гражданской войны в Сирии. Не стоит забывать, что причиной неконтролируемой миграции может стать не только война, но и резкое ухудшение социальной ситуации в стране. А это также вполне реально в нынешних условиях.
Удастся ли Черноморскому региону избежать негативного развития событий? Сегодня на этот вопрос сложно ответить. Ведь еще три года назад Керченский мост, который должен связать Крым с Россией, рассматривался как перспективный украинско-российский проект, цель которого — развитие экономических отношений двух стран. А сегодня тот же мост рассматривается Украиной как инструмент российской агрессии.
Пока очевидно другое — существующая ситуация не дает возможности для развития взаимовыгодных отношений на многосторонней основе или в рамках таких организаций как ОЧЭС. На ближайшее время взаимодействие на экономической основе будет возможно исключительно на межгосударственном уровне. Но сегодня во взаимоотношениях причерноморских стран больше конкуренции в экономике, нежели партнерства.
Очевидно также, что гарантией экономического развития Черноморского региона и превращения его в зону стабильности станет осознание того факта, что рост глобальных вызовов требует повышения уровня компетенции правящих элит. Чего, к сожалению, ныне не наблюдается.
Элиты мельчают.
Благодарю за внимание!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.019Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |