7 декабря ежегодно в Украине отмечается День местного самоуправления.
А в следующем году намечается небольшой юбилей — в мае 2017 года исполнится 20 лет с момента принятия Закона Украины «О местном самоуправлении». Судя по тому, как развивается законотворческий процесс в нашей стране, ему суждено будет встретить этот юбилей, возможно, несколько отредактированным, но в сути своей неизменным.
Вообще местное самоуправление является стабильным заложником политической конъюнктуры. С 2004 года мы видели немало проектов масштабной конституционной реформы, практически каждый из которых предусматривал расширение полномочий местных советов. В недрах комиссий и комитетов рождались новые законопроекты, которым зачастую не суждено было увидеть даже первое чтение.
Нельзя сказать, что за эти годы в положении местного самоуправления ничего не поменялось. Только в последнее время был принят ряд важных изменений в налоговое и бюджетное законодательство, укрепляющее финансовую основу местных советов. Переданы на уровень местного самоуправления полномочия по государственной регистрации юридических лиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований, а также имущественных прав на недвижимость и архитектурно-строительный контроль. Начат — пусть и противоречивый и с точки зрения законности, и с точки зрения результативности — процесс объединения территориальных громад.
Остаются и вопросы, которые необходимо решать уже сейчас, вне конституционной реформы или, по крайней мере, попытаться дать на них вразумительный ответ.
До сих пор так и не ясны контуры будущего административно-территориального устройства страны. К примеру, созданы объединенные громады, включающие все населенные пункты района. Но неясно, насколько подобные объединенные громады вписываются в будущее административно-территориальное устройство страны и не приведет ли это в конечном итоге к тому, что вместо трехуровневой системы, которая предлагается (территориальные громады — районы — регионы) возникнет очередная путаница.
Пока не решены два ключевых вопроса — земли и собственности. Территориальные громады могу распоряжаться землями в рамках населенных пунктов, в то время как вне их пределов земля находится в частной или государственной собственности и ею распоряжаются различные органы государственной власти. Существует необходимость создания реестра объектов коммунальной собственности. Этот вопрос все чаще поднимается в контексте создания объединенных территориальных громад.
Остро стоит вопрос о наличии квалифицированных кадров, способных взять на себя ответственность в новых условиях, когда местное самоуправление получит больше прав и полномочий.
Реформа здравоохранения, культуры и образования отстают от процесса децентрализации и объединения территориальных громад. Это порождает вполне естественные опасения, что передача полномочий на места приведет к закрытию школ, больниц, домов культуры. Не менее важным является реформа правоохранительных органов, в частности, — кто и как будет поддерживать правопорядок на уровне объединенных громад и отдельных населенных пунктов, как будет обеспечиваться, к примеру тушение пожаров (вопрос не праздный, только за последнее время в Одесской области произошло несколько пожаров с человеческими жертвами).
До сих пор не найдена оптимальная система формирования депутатского корпуса местного самоуправления. С созданием объединенных территориальных громад она станет актуальной. Каждый раз выборы местных советов проходят по новой избирательной системе, и каждый эксперимент признается не совсем удачным (хуже предыдущего). А тем временем местное самоуправление остается излишне политизированным, значительная часть его энергии уходит в гудок политических интриг и противостояний.
Хочу поздравить всех работников местного самоуправления с праздником! Пусть все проблемы останутся позади, а впереди будут только новые свершения!
Сергей Гриневецкий,
председатель Одесской областной государственной администрации в 1998-2005 гг.
Народный депутат Украины 3-го, 6-го и 7-го созывов
Сторінки: | 1 |
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.014Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |