В Румынии отправили в отставку премьер-министра Михая Тудосе. Возможно, этому событию не стоило бы уделять особо пристальное внимание, если бы не два обстоятельства.
Во-первых, это уже вторая отставка румынского премьера за последний год. Предыдущее правительство, представлявшее коалицию социал-демократов и Альянса либералов и демократов, продержалось шесть месяцев, с января по июнь прошлого года, нынешний кабинет продержался почти на месяц дольше.
Во-вторых, обе отставки произошли по причине отзыва политической поддержки. Как и в случае с предшественником Михая Тудосе Сорином Гриндяну, каких-либо серьезных причин для отставки не усматривается. Экономика Румынии на подъеме, с нового года был увеличен размер минимальной заработной платы, а заодно проведена налоговая реформа, благодаря которой были существенно снижены основные ставки.
Михай Тудосе запомнился и благодаря жесткому высказыванию в адрес трансильванских венгров, потребовавших автономии. Его слова о том, что «если секейский (секеи — название трансильванских венгров) флаг будет висеть там на учреждениях, все будут висеть рядом» вызвали гневную отповедь со стороны венгерского МИДа.
Более того, правящему альянсу удалось решить ту проблему, которая оказалась не по силам правительству Гриндяну. Напомним, год назад правительство приняло два постановления, одно из которых предполагало помилование осуждённых по нескольким статьям уголовного кодекса, а второе — внесение изменений в уголовный кодекс с целью декриминализации ряда статей, касающихся коррупции, что вызвало волну массовых протестов в Румынии. Тогда социал-демократам пришлось пойти на попятную и отменить скандальные решения.
Социал-демократы пошли другим путем. Три необходимых законопроекта, которые усиливали правительственный контроль над системой правосудия и аникоррупционными органами, были предложены для утверждения парламенту. Вопреки массовым протестам и негативной позиции Еврокомиссии и Государственного департамента США, в декабре законопроекты были поддержаны вначале нижней палатой, а затем — Сенатом Румынии.
Упорство, с которым социал-демократы отстаивали эти спорные законы, связывали в основном с тем, что именно представители именно данной партии, включая партийного лидера Ливиу Драгня, чаще всего оказывались в поле зрения Национального антикоррупционного управления (DNA). В ноябре прошлого года Ливиу Драгня был вызван на допрос. DNA по данным румынских СМИ, подозревает его в хищении средств европейских фондов.
Судя по всему, реальной причиной отставки Михая Тудосе стал внутренний конфликт. Накануне разразился «педофильский скандал», офицер дорожной полиции был обвинен в сексуальном насилии над двумя детьми. Министр внутренних дел Кармен Дан потребовала отставки руководителя румынской полиции Богдана Деспеску. Министр также обвинила руководство полиции в пассивности и недостаточной прозрачности. Кроме Деспеску, она заявила о необходимости отставки еще нескольких высоких полицейских чинов, поскольку подозреваемый работал в полиции с 2010 года, при этом успешно прошел все психологические тесты. По мнению Кармен Дан, необходима серьезная реформа полиции.
Но тут нашла коса на камень. Михай Тудосе потребовал отставки министра внутренних дел, мотивируя это тем, что министр ему «солгала» относительно увольнения начальника румынской полиции. В конечном итоге суть обвинений можно свести к тому, что кадровые перемещения в полицейском ведомстве планировались в обход и без учета мнения премьера.
Но проблема в том, что Кармен Дан является особой, приближенной к лидеру социал-демократов Ливиу Драгня.
Кроме того, Михай Тудосе выступил за реструктуризацию правительства, поскольку 28 министров, по его мнению, это много. В предложениях Тудосе усмотрели намерение очиститься от людей, лояльных к Драгне.
Действия Драгни были вполне предсказуемыми. Тудосе повторил судьбу своего предшественника, который также захотел быть самостоятельным от партийного лидера. 63 члена Исполнительного комитета Социал-демократической партии поддержали отставку Михая Тудосе и только 4 выступило против. Ливиу Драгня в очередной раз доказал, что он контролирует ситуацию и способен подавить бунт на партийном корабле.
Тудосе заявил, что принимает решение исполкома партии, уходит «с поднятой головой» и не будет раскалывать партию.
Ливиу Драгня в свою очередь признался, что ему, «похоже не везет и не только с кандидатурами премьер-министра». По его словам, он не будет выдвигать другие кандидатуры и буде голосовать за предложение, согласованное в результате дебатов. «Я сказал всем, что мы будем работать здесь, в Национальном исполнительном комитете до тех пор, пока не пойдет белый дым». Впрочем, учитывая обстоятельства, при которых были отправлены два премьер-министра, в искренность лидера социал-демократов верится с трудом.
Президент Румынии Клаус Иоханнис назначил временно исполняющим обязанноси главы Правительства министра обороны Михая Фифора. Согласно Конституции, он не обязан предлагать кандидатуру от конкретной партии. Поэтому некоторые румынские аналитики высказываются относительно того, что Президент может попытаться создать «технократический» кабинет, тем более, что прецедент уже был. В ноябре 2015 года после пожара в клубе Colectiv, приведшего к гибели 58 человек и массовых акций протеста ушло в отставку правительство во главе с социал-демократом Виктором Понта. Тогда Иоханнис предложил Дачиану Чолошу создать технократический кабинет.
О противоречиях между правящей коалицией и Президентом хорошо известно. Иоханнис выступал против изменения системы правосудия и с критикой налоговой реформы социал-демократов. В свое время он уже заявлял, что если и правительство Михая Тудосе не удержится, он задумается над способностью социал-демократов формировать новое правительство. Пойдут ли социал-демократы на уступки, тоже пока не ясно.
Для Украины отставка румынского правительства вряд ли будет иметь серьезные последствия. В Румынии невозможен приход к власти пророссийских сил и политиков ввиду отсутствия таковых. Киев и Бухарест демонстрируют готовность к диалогу в спорных вопросах, что было подтверждено недавней встречей в Черновцах министров иностранных дел Украины и Румынии Павла Климкина и Теодора Мелешкану. Как известно, в ходе встречи и переговоров, в которых приняли участие и министры образования двух стран, были достигнуты договоренности относительно имплементации Закона Украины «Об образовании» и решении вопроса об обучении румынского меньшинства на родном языке.
Опыт показывает, что румынская дипломатия, как правило, сохраняет преемственность в ключевых вопросах.
Однако существуют риски несколько иного характера. Открытым пока остается вопрос — не придет ли постепенно Румыния, подобно некоторым центральноевропейским государствам, к режиму «управляемой демократии», когда реальную власть будут осуществлять представители одной партии, а основным инструментом политического управления станет популизм, зачастую замешанный на национализме.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.012Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |