МОЛДОВА
В воскресенье 20 мая состоялись выборы примара (мэра) Кишинева. Результат выборов оказался, мягко говоря, несколько неожиданным. Все социологические прогнозы показывали, что во второй тур выходят нынешняя и.о. примара молдавской столицы Сильвия Раду, позиционировавшая себя в качестве «независимого» кандидата, и кандидат от Партии социалистов (ПСРМ) Ион Чебан.
Выборы примара должны были стать своеобразной репетицией парламентских выборов, которые состоятся осенью нынешнего года. Выборы должны пройти по смешанной системе, когда 51 депутат избирается по партийным спискам, а 50 — по одномандатным округам. Все опросы показывают, что большинство голосов на выборах получит пророссийская ПСРМ. На втором месте — правая партия «Действие и солидарность» (PAS). Правящая Демократическая партия находится на грани прохождения и единственный ее шанс удержаться у власти — провести достаточное количество депутатов по «мажоритарке».
Несмотря на формально «независимый» статус, было очевидно, что Сильвия Раду — проект демократов. Об этом свидетельствовала в том числе и ее существенная медиаподдержка со стороны телеканалов, контролируемых Владом Плахотнюком, олигархом и фактическим руководителем Демпартии.
Однако Сильвия Раду набрала 17,65% и выбыла из борьбы. Во втором туре будут соревноваться между собой кандидат от социалистов Ион Чебан (набрал 40,97%) и лидер партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Андрей Нэстасе (у него 32,12%).
Итоги второго тура во многом зависят от того, удастся ли Андрею Нэстасе привлечь на свою сторону тех, кто голосовал за Сильвию Раду. Во всяком случае, о его поддержке уже заявили два выбывших претендента на пост столичного примара от правых партий унионистского толка: кандидат от Партии национального единства Константине Кодряну (в первом туре набрал 4,55% или около 10 тысяч голосов) и представитель Либеральной партии Валериу Мунтяну (у него 3,61%, это около 8 тысяч голосов). В то же время, резерв социалистов может быть ограничен. И главное — до сих пор представителям левых партий не удавалось взять власть в Кишиневе.
Многое зависит от того, как поведет себя Демпартия. Нэстасе известен как противник правящего в Молдове режима, а следовательно, невыгоден демократам и Плахотнюку. К тому же, его победа на выборах примара повышает его шансы в парламентской гонке, а по крайней мере, улучшает переговорные позиции. Но победа Чебана также невыгодна демократам. Хотя нынешний Президент Молдовы Игорь Додон и считается элементом политической комбинации Влада Плахотнюка, наверняка, он мечтает о том, чтобы вырваться из-под опеки и стать самостоятельной фигурой.
ТУРЦИЯ
В российских СМИ активно обсуждаются перспективы запуска Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому будет осуществляться поставка азербайджанского газа первоначально в Турцию, а затем — в Европу.
TANAP вместе с другим газопроводом — Трансадриатическим (TAP) — является частью проекта «Южный газовый коридор», который предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения «Шах Дениз» в Европу. Первоначальная пропускная способность трубопровода TANAP, как ожидается, составит 16 миллиардов кубических метров газа в год. Около шести миллиардов кубометров будет поставляться в Турцию, а остальное — в Европу. После завершения строительства TAP газ поступит в Европу приблизительно в начале 2020 года. Долевое распределение акционеров TANAP выглядит следующим образом: ЗАО «Южный газовый коридор» — 51%, SOCAR Turkey Enerji — 7%, Botas — 30%, BP — 12%.
Несмотря на то, что россияне пытаются убедить и себя и других в том, что TANAP не является конкурентом «Турецкому потоку», по которому планируется осуществлять поставки российского газа в Турцию, а в перспективе и в Европу, проект откровенно называют «антироссийским».
Показательна в этом плане реакция российского издания Lenta.ru, которая опубликовала статью с характерным названием «Шампур в спину»: «День России в 2018 году будет праздником не только для россиян, — пишет издание, — 12 июня на карте энергетических потоков появится новое направление — Турция и Азербайджан запустят Трансанатолийский газопровод. Его считают альтернативой российскому проекту поставки газа в Европу, а именно «Турецкому потоку», но из-за сравнительно небольшой мощности TANAP в Москве не боятся обострения конкуренции на южном направлении».
Ожидаемый запуск TANAP еще раз подтверждает, что Турция намерена и дальше вести в Черноморском регионе свою игру, в том числе и без оглядки на позицию России. Фактически Турция превращается в энергетический мост между Востоком и Западом. Эту роль она стремилась играть давно. Можно вспомнить почивший проект NABUCCO.
Евросоюз может только приветствовать эту азербайджанско-турецкую инициативу, поскольку она позволяет приблизиться к решению стратегической задачи — диверсифицировать источники поставки энергоносителей в Европу. Что касается Украины, то у нее двойственное положение. С одной стороны, появляется конкуренция «Турецкому потоку» и альтернатива российскому газу (а именно под российский газ заточены оба газопровода, которые планируется запустить в обход Украины: «Турецкий поток» и «Северный поток-2»), так что может Европа и откажется от строительства второй ветки «Северного потока». С другой, не исключены потери от уменьшения транзита российского газа через украинскую газотранспортную систему.
Артём Филипенко,
политический эксперт
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.030Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |