Любовный треугольник между двух девушек и парня перерос в побоище. В Одессе вызвало огромный скандал пятиминутное видео с избиением группы девочек-подростков своей одноклассницы.
Группа школьников из 69-й школы избили одноклассницу. Особой жестокостью отличалась лидер группы. Схватив девочку за волосы, она наносила удары ногами и кулаками. Жертва не сопротивлялась.
Стоявшие рядом мальчики наблюдали за происходящим, изредка давая рекомендации, куда и как бить. Процесс «воспитания» снимали на телефоны несколько подростков.
048 попросил врача-психиатра Викторию Пахмурну прокомментировать этот случай, а также ответить, почему происходит буллинг в школах и как уберечь своего ребенка от насилия.
048: Почему в классе может возникнуть агрессивная группа? Всегда ли у нее есть вожак, зачинщик?
Пахмурна: Зачинщик, как таковой, может быть и весьма тихим, примерным учеником или ученицей. Иногда, если действие агрессивной группы запланировано, зачинщику достаточно просто настроить «лидера», которого все боятся. Лидер, так называемый, это чаще всего персона, которая эмоционально и физически любит подавлять жертву. Он в группе ведущий. Остальные просто ведомые. Чаще всего лидер чувствует свою безнаказанность.
Агрессивная группа формируется, если упущен момент формирования в классе единой дружной команды, выполнения общих, совместных задач, количество проведенных вместе субботников, походов, совместного рисования стенгазет и так далее, участия в кружках, школьных КВНах.
048: Из Вашей практики, какой коллектив более жестокий — мальчики или девочки?
Пахмурна: Нельзя сказать, какой коллектив более жестокий, потому как предметы для жесткости могут быть разные. У девочек предметом издевок считаются одежда, косметика, стукачество, битва за партнера, за лидерство, мерение крутизны родителей, зависть.
У мальчиков, из личных наблюдений, пусковым механизмом жестокости чаще обозначено нестандартным ростом жертвы, строением тела, гиперопекой родителей, битвой за партнершу, проявление жертвой признаков нестандартной сексуальной ориентации.
И те, и другие хотят поглумиться над жертвой. И, к сожалению, часто это вовремя не пресекают на корню. В принципе, подходит любой повод, иногда даже мелочный. Объединяет одно: жертва должна отличаться от всех остальных. Жертва — это белая ворона, а какой повод она даст для издевок, это уже не важно, его найдут.
048: Правда ли, что насилие применяют дети, которые сами испытали насилие?
Пахмурна: Не всегда
048: Можно ли говорить, что у агрессивных детей могут быть проблемы в их семьях — недостаток внимания, ущемление? Касаемо этой ситуации, оцените взглядом врача, как вела себя группа, какие проблемы она обнажила?
Пахмурна: Да, конечно можно сказать, что в семьях агрессоров однозначно есть проблемы, недостаток внимания, возможно, какие-то серьезные перемены внутри семьи.
Но это еще и значит, что в школьных взаимоотношениях уже давно произошло разделение на маленькие группки по социальному статусу, проблемам, из которых затем сформировалась одна агрессивная группа — этому тоже никто не придавал значения.
У жертвы также чаще всего есть проблемы в семье: это недостаток внимания, отчужденность. Агрессорам всегда кажется, что за нее некому заступиться и поэтому можно беспредельничать как хочется.
048: Как ребенку не попасть в такую ситуацию? Как вести себя с агрессивной группой? Что делать, если уже такое произошло и может повториться?
Пахмурна: Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно не замыкаться в себе при первых же признаках буллинга, — сообщать родителям и сразу директору школы в письменном виде в двух экземплярах и входящим штампом секретаря. При этом четко определить, кто твои друзья и ходить вместе с ними, а не по одиночке.
Всегда нужно говорить агрессорам, что есть, кому заступиться. Нужно доброжелательно общаться с агрессорами, стараться войти в контакт, не избегать общения, а наоборот, чаще обмениваться предметами. Просить каждый день ручку, например, листик. Агрессору тяжелей будет наносить запланированный удар, если он видит, что жертва активно и доброжелательно сама выходит на контакт, меняется мелкими бытовыми предметами и не выходит из эмоционального равновесия.
Одним словом, — не вести себя как жертва, которая молчит, боится и избегает общения.
К сожалению, вопреки всему происходящему, бытует мнение, что девочек нельзя отдавать на активные виды спорта и самозащиту. Среди мальчиков также бытует мнение, что не стоит влезать в женские разборки.
Гендерное воспитание в данном случае является только врагом, так как жертва чувствует себя намного уязвимее, если ее всю жизнь учили, что придет принц и защитит от дракона. Особенно, когда жертва видит, что в группе есть мальчик и наблюдает за происходящим.
Конечно, такая травма влияет на всю последующую жизнь и уже искаженно формирует дальнейшее поведение в обществе. У девочек чаще происходит тотальное недоверие к людям, разочарование в жизни, депрессия, неуверенность в своих силах. Травма серьезная.
У мальчиков это чаще стимул заняться своей физической подготовкой и дать потом сдачи обидчикам. И чаще всего, в отличие от девочек, они после такой травмы за несколько лет настолько тренируются в боевых искусствах от нанесенной обиды, что однажды дав тем самым обидчикам сдачи, его принимают в свою стаю, либо просто больше не трогают.
У девочек же все сложнее, потому как общество требует от девочки (особенно в садиках, школах) быть пассивной. Не дерись, — ты же девочка. Зачем тебе ходить на карате — тебе еще детей рожать, и так далее. Не реагируй на издевки, тебе просто завидуют, и так далее… В итоге мир ее после такой травмы рушится, и она замыкается в себе.
Не дав обидчицам сдачи и не восстановив справедливость, как это делают мальчики, у девочки формируется ощущение ненужности, беспомощности, тяжелая депрессия. Ведь драться же плохо, и побить обидчиц тоже девочке негоже…
Другое дело, что в довесок к полной беззащитности чаще таким вот девочкам еще и не прививают навыков защищать себя словесно, уметь вести переговоры и быть дипломаткой в отношениях, уметь переводить насмешки в другую тему разговора.. Эти навыки важнее физической силы, потому как мы существа все же социальные. То есть если есть пассивность физическая, то должны быть навыки вербальной коммуникативности.
048: Съемки сцены насилия и публикация в соцсетях- прокомментируйте эту тенденцию, насколько она опасна?
Наиболее опасна! Я бы даже сказала, может поспособствовать суициду у жертвы. Видеодоказательство — это отлично для правоохранительных органов, для суда. Но муссирование этой видеозаписи в соцсетях просто формируют у жертвы дальнейшие ночные кошмары, флэшбэки, комплексы, беззащитность, чувство стыда. Это однозначно вредит жертве, не думаю, что она давала согласие на использование видео ее избиения на каждом интернет-ресурсе. Все это ужасно, конечно.
048: После того, как история стала публичной, многие взрослые в соцсетях стали угрожать и унижать напавших девушек. Чем лучше взрослые, которые поливают грязью подростков? Не диагноз ли это обществу?
Попробую оправдать наше негуманное общество. Негуманное оно именно потому, что безразлично проходит мимо, когда что — то происходит. Безучастность это самое страшное. Никто не вызвал полицию, не заступился, не начал кричать, не позвал на помощь…
Это же самое общество, безучастно пройдя мимо на улице и вернувшись домой, начинает агрессивно выражать мнение в фейсбуке. Затем, снова идя по улице, не оказывает помощи…Все думают, якобы это невозможно, чтобы беда произошла с ними, но это не так. Никто ни от чего не застрахован. Понаблюдайте за поведением восточных людей: когда беда, они бросают все дела, чтобы помочь друг другу, их стразу же становится много и вместе они сила. Нам, украинцам, этого умения очень не хватает.
Это менталитет. Нас с детства учат тому, чтобы решать проблемы самостоятельно и не решать чужие, и что якобы, решение любых чужих проблем может плохо закончиться.
Есть страны, в которых, при безразличных прохожих очень четко срабатывают все госслужбы. Есть страны, в которых при бездействии госслужб прохожие выражают активное участие и сразу вмешиваются. У нас, к сожалению, всем все равно. Логика такая: это же не у меня происходит, а у соседа.
И, видя в итоге наказание для этих несовершеннолетних в виде штрафа 51 гривны, общество пишет на просторах интернета и негодует, что будет самосуд. Но не думаю, что это что-то серьезное. Просто так им хочется, по факту мало кто оторвется от экранов монитора и пойдет «вершить правосудие». Такое уж безучастное наше общество. Ему интересно активно вмешиваться в личную жизнь человека, но не в проблемы.
Опишите психологическое состояние избитой девочки. Как долго будет длиться ее реабилитация и какая помощь вообще ей нужна? Можно ли сказать, что рана сможет зарубцеваться полностью?
Лично меня смущает то, что не было принесено никаких публичных извинений со стороны агрессоров. Они важны именно жертве. Вполне возможно, что сейчас много подростков, пронаблюдав всю ситуацию и отсутствие наказания, начнут травить жертв. Да и родители уже вряд ли будут обращаться в полицию…
Лисичкина Светлана, журналист
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.018Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |