Памятник в сквере героев-летчиков напоминает нам о подвиге летчиков 69-го истребительного авиаполка, защищавших в 1941 году небо Одессе. Именно между 5-й и 7-й станциями Большого Фонтана был расположен аэродром, с которого вылетали на задание советские истребители.
На 22 июня 69-й полк имел в боевом составе 70 И-16 (из них 20 неисправных) и 5 МиГ-3, не освоенных летным составом. В боевых действиях полк участвовал с первого дня войны. К моменту начала битвы за Одессу насчитывал порядка 30 исправных самолетов, в основном И-16, на тот момент уже морально устаревших.
Что касается противника, то поддержку 4-й румынской армии осуществляла Боевая Воздушная Группа (Gruparea Aeriana de Lupta) – GAL), в составе 11 бомбардировочных, 8 истребительных, 4 наблюдательных и 1 эскадрильи дальней разведки (всего 253 самолета, из которых 205 боеспособных). Фактически в составе GAL находилась треть боеспособных самолетов румынских королевских ВВС. Из них, например, 8-я истребительная группа (три эскадрильи) была оснащена немецкими истребителями «Мессершмитт» Bf-109E.
В целом же румынская авиация состояла из разнотипных самолетов, как закупленных в свое время за рубежом – французских, итальянских, немецких, так и национального производства.
Кроме GAL, на фронте действовала и армейская авиация. 4-я армия, действовавшая под Одессой, имела в своем распоряжении собственные авиационные силы: 3-ю эскадрилью дальней разведки (на вооружении легкие бомбардировщики английского производства Bristol BlenheimMk. I), 17-ю и 22-ю наблюдательные эскадрильи (самолеты-разведчики румынского производства IAR-39) и 114-ю эскадрилью связи (американские тренировочные бипланы Fleet 10G, близкие по своим характеристикам советскому У-2). Также 1-я бронетанковая дивизия имела под своим командованием 15-ю наблюдательную эскадрилью (IAR-39).
Кроме того, на начальном этапе поддержку румынским частям оказывали немецкие авиационные части KG 27 (имели на вооружении бомбардировщики (He 111P), KG 51 (бомбардировщики Ju 88A) и II./JG 77 (истребители «Мессершмитт» Bf109F), базировавшиеся в Бэлць (Бельцы).
В книгах, посвященных битве за Одессу, основное внимание уделяется именно 69-му истребительному авиаполку, из-за чего создается впечатление, что больше никаких других авиационных подразделений в городе не было.
Тем не менее, очень серьезную поддержку оказала авиация Черноморского флота. Так в начале сражения за город на аэродромах Одессы базировались две отдельные эскадрильи морской авиации – 70-я и 82-я. На вооружении 70-й эскадрильи было 10 бомбардировщиков СБ. После того, как Одесса оказалась в осаде, эта эскадрилья была переведена в Скадовск. 82-я эскадрилья также как и 7-я эскадрилья пограничных войск базировались на Хаджибейском лимане, в их составе находились 17 ближних морских разведчиков МБР-2. На помощь 82-й эскадрилье в сентябре были переброшены четыре экипажа из 18-й отдельной эскадрильи. Впоследствии, по мере приближения линии фронта ближе к городу, 82-я эскадрилья была переброшена в Крым. Кроме того, время от времени в Одессу перебрасывали подразделения истребителей из других частей – 32-го и 8-го авиаполка. Поддержку обороняющимся частям Приморской армии оказывали и истребители 9-го истребительного полка 62-й бригады, расположенной на Очаковском аэродроме.
Кроме того, активную поддержку оказывали части морской авиации, расположенные в Крыму: 40-го авиаполка (бомбардировщики СБ и Пе-2), 46-й отдельной штурмовой эскадрильи (штурмовики Ил-2), 2-го минно-торпедного полка (дальние бомбардировщики ДБ-3Ф) и другие.
Безусловно, численное превосходство было на стороне румынской авиации, однако и авиационная поддержка Приморской армии также была существенной и ее не стоит сбрасывать со счетов.
Стоит отметить, что румынским ВВС не хватало столь необходимых на тот момент пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков. Как результат, авиация румын так и не смогла решить ключевую задачу – прервать снабжение Одессы и поддержку ее кораблями Черноморского флота. Но как только в помощь 4-й армии была переброшены немецкие пикирующие бомбардировщики «Ю-87» из эскадрильи III./StG 77, ситуация изменилась радикальным образом. В ходе Григорьевского десанта атакой Stukas были потоплены эсминец «Фрунзе» и канонерская лодка «Красная Армения» и повреждены эсминцы «Безупречный» и «Беспощадный».
Весьма запутанно выглядит и статистика потерь. Причем обе стороны подтверждают высказывание, ошибочно приписываемое Бисмарку «Никогда столько не лгут как на войне, после охоты и до выборов». Так, в очерке А. Борисова, который появился вскоре после окончания битвы, потери румынской и немецкой авиации оцениваются в 99 самолетов, в книге «73 героических дня» их становится уже 167, в некоторых советских статьях уже фигурирует цифра – более 200.
Румынские источники приводят по потерям советских самолетов вообще фантастические цифры. В рапорте шефа секции авиационной обороны Главного Штаба румынского королевского флота майора Пэунеску количество советских самолетов, участвовавших в боях под Одессой, оценивается румынами в 1 тыс. единиц (!).
В документе приводятся следующие данные о румынских потерях: уничтожено 58 самолетов, из которых: 20 истребителей, 12 бомбардировщиков, 5 разведчиков, 10 наблюдателей, 1 гидросамолет, 9 самолетов поддержки, 1 транспортный самолет. Советские потери румыны оценивали в 397 (!) самолетов, из которых 249 истребителей и 45 бомбардировщиков. Соответственно соотношение румынских и советских потерь оценивалось фактически как 1:7. Потери немецкой авиации неизвестны.
Потери в персонале румынской авиации составили 59 человек убитыми (21 офицер, 15 унтер-офицеров, 23 рядовых), 81 раненными (22 офицера, 30 унтер-офицеров, 29 рядовых), 32 пропавшими без вести (15 офицеров, 10 унтер-офицеров, 7 рядовых). Всего 172 человека. Советские потери личного состава, по оценкам майора Пэунеску, в семь (!) раз превышали румынские.
С 22 июня по 16 октября румынская авиация выполнила 30.000 часов полётов, выполнила 18.000 заданий, использовав 3 миллиона бомб и 630.000 артиллерийских снарядов, уничтожив 600 наземных целей и уже упоминавшиеся 397 воздушных целей. Немецкие бомбардировщики, действовавшие на участке 5-го румынского армейского корпуса (Восточный сектор обороны Одессы) на протяжении сентября 41-го повредили 18 советских кораблей.
Представляет интерес также перечень трофеев, доставшихся румынской армии:: 4 истребителя, 50 истребителей в разобранном состоянии, 70 авиационных двигателей, 1.214 авиационых снарядов, 49 зенитных пушек калибр 76,2 мм., 85 мм. и 12,7 мм., 6 прожекторов диаметром 120 мм., 16.000 артиллерийских снарядов, 582.896 пулемётных патронов калибра 12,7 мм. Можно предположить, что речь идет все же о трофеях, взятых в период с 22 июня.
Имеются подробные данные об участии авиации Черноморского флота (без 69-го ИАП). Летчики-черноморцы в ходе боев за Одессу совершили 4641 самолето-вылет (из них 624 ночных), «рассеяли» до 10 полков пехоты, уничтожили 168 танков, 135 автомашин, 14 бронемашин, 25 цистерн с горюче-смазочными материалами, 7 орудий и до 2000 солдат и офицеров. В воздушных боях и на аэродромах противника авиация Черноморского флота уничтожила 80 (!) самолетов противника, в то время как сами черноморцы потеряли 47 машин.
Кроме того, считается, что летчики 69-го истребительного авиаполка уничтожили 94 самолета противника. Во всяком случае такая цифра запечатлена на памятнике в сквере героев-летчиков. Итого, несложно подсчитать 174 самолета в совокупности уничтожено в воздухе и на земле. И это не считая сбитых зенитчиками. Почти вся Боевая авиационная группа.
Опять же подчеркнем, что не известны данные по потерям немецких самолетов.
Как видим, обе стороны, мягко говоря, сообщают не совсем точные данные о потерях противника. Поэтому, скорее всего, верить можно в лучшем случае сообщениям о потерях собственных.
Артем Филипенко, историк, политический эксперт
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |