«ЕС состоит из компромиссов, но когда речь идет о правах людей, верховенстве закона, борьбе с коррупцией, компромиссы невозможны» — эти слова Председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, высказанные в ходе церемонии передачи Румынии председательства в Евросоюзе прозвучали как своеобразное предупреждение официальному Бухаресту.
Румыния впервые после своего присоединения к ЕС в 2007 году получила право возглавлять Совет Европейского Союза на протяжении шести месяцев. Однако торжественность момента была явно омрачена нарастающими разногласиями между Президентом Клаусом Иоханнисом и правящей коалицией, основу которой составляет Социал-демократическая партия, возглавляемая Ливиу Драгней. На протяжении двух лет усилия правящей коалиции были направлены на фактический демонтаж существующей системы правосудия в Румынии. С одной очень банальной целью — уберечь Ливиу Драгня и верхушку социал-демократов от уголовного наказания за коррупцию. И социал-демократам удалось много достичь, несмотря на предостережения Брюсселя, в частности, отправить в отставку руководителя Антикоррупционного директората Лауру Кодруцу Кевеши. Следующим на очереди оказался Генеральный прокурор Августин Лазар, который критически отнесся к продвигаемой социал-демократами судебной реформе.
В ноябре Европарламент принял резолюцию, в которой призвал правительство и парламент Румынии «строго соблюдать рекомендации Европейской комиссии и Венецианской комиссии и воздержаться от любых реформ, которые способны подрывать основы правового государства и независимости правосудия». Драгня не оставил критику без ответа и прибег к антибюссельской риторике. На Национальном совете Социал-демократической партии он обвинил лидеров ЕС в двойных стандартах, например, они жестко реагировали на разгон румынской жандармерией демонстрантов в Бухаресте 10 августа и не замечают столь же жестких действий французских жандармов против «желых жилетов». Заметим попутно, что Драгня не единственный, кому не нравится пристальное внимание Брюсселя. Антиевропейская риторика слышится сегодня также из уст польских и венгерских лидеров.
До недавнего времени Румынию считали едва ли не примером успешной борьбы с коррупцией, но Драгня явно не стремится стать подтверждением румынской «истории успеха» и занять место в тюремной камере. Деятельность социал-демократов направленная на то, чтобы поставить под контроль систему правосудия и уменьшить ответственность за коррупционные деяния стало камнем преткновения в отношениях Брюсселя и Бухареста.
Сама процедура передачи председательства в ЕС проходила под аккомпанемент протестов против коррупции в Румынии. И хотя количество собравшихся возле румынского Атенеума, где происходили торжества составляло около тысячи человек, акция не осталась незамеченной.
Социал-демократов в настоящий момент спасает то, что им нет достойной оппозиции в парламенте, а продолжающийся экономический рост дает возможность идти по традиционному пути всех популистов — покупке симпатий избирателей через повышение заработной платы. И не важно, что в Брюсселе высказывают опасения, что Румыния рискует превысить установленный лимит дефицита бюджета.
Фактически же единственным центром оппозиции правлению социал-демократов остается Президент Клаус Иоханнис. Он жестко критикует правящую коалицию и по мере сил пытается противостоять предпринято реформе юстиции. Однако Иоханнис ограничен правовыми рамками. Так, ему все же пришлось, подчиняясь решению Конституционного Суда, уволить Лауру Кевеши с поста руководителя Антикоррупционного директората.
Президент уже дважды отклонил предложение министра юстиции Тудорела Тоадера о назначении прокурора Адины Флоря руководителем Национального антикоррупционного директората. Формальным основанием послужило то, что в деле Флори отсутствует документ, подтверждающий, что кандидат не сотрудничал с бывшими коммунистическими спецслужбами. Таким образом есть риск того, что директорат останется вообще без руководителя, поскольку временный руководитель Анка Джума, заявила, что не намерена продлевать мандат. Взять под контроль Национальный антикоррупционный директорат — это как раз то, что необходимо социал-демократам и лично Драгне для того, чтобы уйти от ответственности и взять страну под контроль.
Впрочем, противоречия между Президентом и правящей коалицией не ограничиваются только кадровыми вопросами. Еще в ноябре Иоханнис поставил под сомнение то, что Румыния готова председательствовать в ЕС. На уже упомянутом национальном совете социал-демократов Драгня потребовал ни много, ни мало привлечения Иоханниса к ответственности за государственную измену. Он заявил, что «Президент предает румынские интересы, говоря на протяжении длительного времени, что румынское правительство, Румыния не готова принять председательство в Совете ЕС» и назвал подобную позицию «актом национальной измены».
Осенью 2019 года должны состояться выборы Президента Румынии. Клаус Иоханнис уже заявил о намерении повторно баллотироваться на этот срок. Его оппонентам, в свою очередь, было бы крайне выгодно устранить последнее препятствие на пути к полновластию в стране.
. Впрочем, Румынии, кроме внутренних проблем, предстоит довольно хлопотное председательство. В мае состоятся выборы в Европарламент, которые будут проходить на фоне усиливающегося правого популизма, критики в адрес миграционной политики и растущего евроскетицизма. В повестке дня остается Брексит, который также является испытанием для ЕС. Как и все предыдущие годы необходимо будет ответить на вопрос — что делать дальше с Россией, продлевать санкции или возвращаться к прежней системе отношений? Как реагировать на дальнейшее усиление конфронтации между Москвой и Киевом? А то, что дальнейшая конфронтация возможна, показал инцидент в Азовском море. И наконец, не в лучшем состоянии находятся и отношения между ЕС и США, а учитывая не совсем предсказуемую и импульсивную политику Дональда Трампа, можно предположить, что эти отношения подвергнутся новым испытаниям. Иными словами, проблем более чем достаточно.
Сумеет ли Украина воспользоваться румынским председательством для продвижения своих интересов в ЕС? Здесь сложно дать однозначный ответ. Украинско-румынские отношения находятся сейчас в наилучшем состоянии за последние четверть века. Их не смог омрачить даже Закон «Об образовании», который вызвал серьезные возражение у румынской стороны.
С одной стороны 2019 год рискует стать потерянным годом. Украина вступает в период политической турбулентности. Президентские и парламентские выборы поневоле переключают внимание политиков на внутренние проблемы. С другой стороны, внешняя политика — прерогатива Президента Украины и даже небольшой успех на внешнеполитическом фронте может стать подспорьем в жесткой предвыборной гонке. К тому же Украине крайне важно сохранить режим санкций в отношении России, а противостояние внешнему врагу — один из ключевых аргументов Петра Порошенко.
В любом случае имеет смысл внимательно следить за тем, какие шаги будут предпринимать в Бухаресте, чтобы понимать слабые и сильные стороны союзника.
Артем Филипенко, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исследований
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.132Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |