О войне можно не говорить, ее можно не замечать, о ней можно не думать. Так, как это делают сотни тысяч украинцев. Но она никуда не уйдет из нашей жизни. Вернее, ее не уберут из нашей жизни те, кто ее развязал.
Владимир Путин принял решение, упрощающее получение российского гражданства для жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а попросту для граждан Украины, проживающих на территориях, контролируемых российскими оккупантами и их пособниками.
Не стоит рассматривать этот шаг как спонтанный, вызванный результатом президентских выборов или какими-то заявлениями новоизбранного Президента. Как и оккупация Крыма, этот шаг готовился загодя. И выстрелил в удобный момент. А самый удобный момент — переходный. Когда еще неясно, кто, что, зачем, когда передаются дела, готовятся первые визиты, а в ответственных учреждениях часть чиновников ожидает кадровых решений.
В 2014 году Москва использовала постреволюционную неопределенность, сейчас — неопределенность поствыборную.
Решение Путина — это вызов команде Владимира Зеленского. Безусловно. Речь идет не столько о необходимости оперативно и ясно реагировать на российский демарш. Это еще успеет сделать «старая» команда. А вот отстаивать позицию Украины перед западными партнерами и в международных судах, добиваться новых санкций придется уже «новичкам».
Путин открыто показал, что он не намерен считаться с Минскими соглашениями, ему абсолютно все равно, кто будет находиться в кабинете на Банковой и что новый Президент думает об отношениях с Россией. Он намерен решать судьбу Донбасса и всей Украины только на своих условиях. А для этого необходимо максимально сузить возможности для поиска компромиссов. Или капитуляция или продолжение войны всеми возможными средствами.
Путин очень любит фразу: «у нас нет времени на раскачку». Так вот сейчас он не дает этого времени на раскачку новой команде, которая должна принять бой здесь и сейчас.
Но для Москвы важен не только психологический эффект от предпринятого шага.
Он органически вписывается в общую стратегию Москвы.
Во-первых, раздача российских паспортов — это шаг к «приднестровизации» конфликта, к его «заморозке». Приднестровская республика существует уже 28 лет и есть все шансы на то, что она отпразднует свой 30-летний юбилей. За это время выросло уже поколение, которое о войне 1992 года знает только из рассказов родителей, но для которых непризнанное Приднестровье — единственная и естественная реальность, в которой они живут. При этом жители Тирасполя и Бендер вполне могут ездить на работу в Кишинев, а граждане Молдовы покупают недвижимость на левом берегу Днестра, потому что там дешевле коммуналка. Нам предлагают подобный вариант. Но для этого надо добиться полного прекращения огня.
А раз, так, то вторая задача — легитимизировать присутствие российских оккупационных войск на Донбассе. Добиться этого можно путем максимальной концентрации российских граждан на оккупированных территориях. Теперь, с позиций российской пропаганды, это будет уже не «гражданская война» украинской власти против украинских граждан, война Киева против «мятежного Донбасса», это будет уже война против российских граждан. И на любых переговорах представители Москвы могут апеллировать к необходимости защищать интересы сограждан.
В-третьих, судя по всему, Россия сейчас очень хочет все свести к своеобразной «Ялте-2», к конференции великих держав (к каковым она относит и себя), для того, чтобы решить судьбу Украины без участия самой Украины. На это недвусмысленно намекнул в своей колонке в газете «Коммерсант» Игорь Иванов, бывший глава российского МИДа, а ныне президент Российского совета по международным делам. Он высказался за расширение Нормандского формата, в частности, за привлечение представителей ЕС и США (хотя по факту, ЕС уже присутствует в лице лидеров двух ведущих европейских государств). Правда, цель такого расширения Иванов понимает весьма специфично: «на заседании можно было бы заслушать президента Украины о первоочередных шагах руководства страны по преодолению социально-экономического кризиса и определить те области, где международная помощь особенно востребована». То есть Россия предлагает участвовать в заслушивании позиции Украины по поводу преодоления кризиса, который сама Россия и создала. Не стоит, наверное, доказывать лишний раз, что наличие критической массы российских граждан приближает Россию к ее цели — лишению Украины субъектности.
Ну, и наконец, не стоит забывать и о более приземленных целях. В России демографический кризис, который коснулся, прежде всего, титульного этноса — этнических русских. В данных условиях привлечение нескольких миллионов бывших граждан Украины с неопределенной самоидентификацией — одна из возможностей сдержать наплыв трудовых мигрантов из стран Средней Азии и постепенной исламизации России.
Россия решает стратегические задачи с помощью всех доступных ей методов гибридной войны. И потому, крайне важно противопоставить ее активности стратегию ассиметричных действий. Основной груз этой войны придется нести на себе уже новой команде.
Артем Филипенко, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона НИСИ
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.016Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |