Часть первую можно прочитать здесь.
Парламентские выборы, точно также, как и президентские повлияют на ситуацию в Украине, возможно, кардинальным образом. Но для нашей страны, как серьёзно нуждающейся во внешней помощи, очень важно то, что происходит у наших союзников. В первую очередь, у самых серьёзных – западных. А у них в последнее время все больше проблем с единством. И хотя эти нынешние проблемы являются скорее вызовами, чем угрозами (то есть, адекватно ответив на них, западные страны станут только сильнее), украинцам стоит поближе познакомиться с ними. Тем более, что постепенно начинающийся шторм под названием «Борьба Дональда Трампа за переизбрание» чреват очень непредсказуемыми последствиями.
«Спасти Европу от самой себя»
После двух с половиной лет правления нынешнего американского президента, когда в его несколько хаотичных словах и действиях уже выявляются какие-то закономерности, начали появляться и публикации о том, что невозможно найти причины поступков Трампа ни в одной из простых версий (от некомпетентности до высокопрофессиональной, но агентурной деятельности). А в реальности, сильно усложненной особенностями натуры хозяина Белого дома, просматривается его стремление стимулировать европейцев к действиям, которые он искренне считает полезными и для Америки, и для Западной цивилизации, и даже для самой Европы. Другое дело, что методы и слова, к которым он прибегает, весьма усложняют эту задачу, заставляя европейцев отвечать Трампу враждебной взаимностью, хоть и ведут они себя при этом поприличнее.
Недавно на эту тему выступило, например, влиятельное издание Wall Street Journal, присоединившись к версии о том, что Дональд Трамп искренне стремится «спасти Европу от самой себя». Едва ли не наиболее часто сторонники этой версии говорят о разногласиях между Трампом и его европейскими коллегами по поводу недофинансирования военных бюджетов. Украинцам нетрудно согласиться с подобными аргументами: европейцы-де слишком долго жили сытой мирной жизнью и перестали обращать внимание на то, что Востоке от них хватает хорошо вооруженных авторитарных режимов, считающих западную цивилизацию врагом. Точно так же, как и с доводами Трампа и его команды, что вместо повышения готовности противостоять таким режимам, европейские политики продолжают покупать у них энергосырье в больших объемах и даже желают эти объемы нарастить, чем не только усиливают свою зависимость от них, но и позволяют врагам Запада производить или покупать больше оружия, которое может быть впоследствии использовано и против европейцев. И это касается не только увеличения арсенала обычных вооружений, но и расширения возможностей для применения «гибридных» практик: закупок новых технологий и оборудования для информационной и кибервойны, покупки «полезных идиотов», стимулирования массовых протестов и т. д. (вплоть до террористических актов с применением, например, химического оружия).
Вот только тактические ходы команды Трампа зачастую подкрепляют подозрения в его союзничестве с Кремлем. В прошлом году на саммите НАТО в Брюсселе Дональд Трамп, инициировав срочное заседание, посвященное военным бюджетам, сорвал заседание Комиссии Грузия-Украина-НАТО, которое, благодаря доброй воле Тбилиси (так говорят официальные источники) и нажиму США (это уже из неофициальных), должно было компенсировать заблокированное Венгрией заседание Украина-НАТО. В середине мая нынешнего года в тот же Брюссель, обсудить «иранскую проблему” вместо того, чтобы встретиться в Москве с американскими дипломатами и бизнесменами, некомфортно себя чувствующими в России после ареста Майка Калви, примчался госсекретарь Майк Помпео. Смешав тем самым саммит Восточного партнерства и испортил уже бывшему украинскому президенту последний внешнеполитический бенефис. «Совпадение? Не думаю», — как говорит один кремлевский политтехнолог-медийщик.
Впрочем, возможно, и совпадение, порожденное бурлящей трамповской натурой, желающей доказать Европе ее неправоту и слегка подкорректировавшей маршрут Помпео для разговора на тему, которую в Белом доме – не то чтобы совсем уж безосновательно – считают более важной, чем права человека.
Есть еще несколько тем, из-за которых нынешние американские и европейские власти спорят до хрипоты. Чаще других на слуху оказываются экологические стандарты и вопросы изменения климата, ведь, как известно, Дональд Трамп долгое время считал глобальное потепление вымыслом, но даже «уверовав» в него, продолжает выражать сомнения в наличии человеческого фактора в этом процессе. Поэтому он вывел свою страну из Парижского климатического соглашения, чем вызвал не только недовольство «зеленых», многих либералов и левых, но и одобрение многих консерваторов. Последние считают, что, если экологические стандарты ЕС распространятся по всему миру, то человечеству будет нечего есть и нечего надеть. Но не потому, что урожаи пшеницы или хлопка будут «выгорать» на полях, а потому, что эти поля не будут засеваться фермерами, опасающимися нарушить какую-то инструкцию или стандарт (или же у фермеров не будет в достаточном количестве сельхозмашин и топлива к ним по причине перехода промышленности на такие стандарты).
Следующая экономическая причина нападок Дональда Трампа на Евросоюз состоит в том, что, по мнению Белого дома, политика Брюсселя накладывает слишком много отграничений на бизнес в угоду социальным стандартам. Это чересчур либерально или даже «почти по-социалистически», с точки зрения консерваторов из команды Трампа, так как тормозит развитие европейской экономики. Ну а то, что европейские налогоплательщики еще и оплачивают пребывание и социализацию миллионов мигрантов с Ближнего Востока и из Африки, вообще за гранью понимания президента, желающего сделать символом своего правления шестиметровую бетонную стену вдоль всей границы с Мексикой (под которой дельцы от наркомафии и нелегальной миграции легко нароют «норы» для успешного продолжения своего бизнеса, как это сделали палестинцы под израильским аналогом). Не зря же в его команде принято считать решение Ангелы Меркель впустить в Германию больше миллиона мигрантов из мусульманских стран «трагической ошибкой».
Еще одним «мусульманским» разногласием между Трампом и Европой является «палестинский вопрос»: Брюсселю не нравится, что Вашингтон в последние годы слишком уж явно и бесцеремонно выступает на стороне Израиля. Но в Белом доме убеждены, что настало время разрубить этот «гордиев узел» путем заключения «большой сделки», к которой палестинцев и принуждают такими шагами как перенос американского посольства в Иерусалим и ограничение финансовой помощи автономии со стороны США.
Также геополитическим противоречием между Вашингтоном и Брюсселем является вопрос сотрудничества с Пекином. Тут и попытки Евросоюза развивать торговые отношения с Китаем, в том числе и посредством проекта «Один пояс – один путь» (а Трамп очень не любит такие проекты) и продолжающееся противостояние вокруг компании Huawei, и многое другое. Во всем этом вашингтонская администрация видит «близорукость» администрации брюссельской, которая не хочет, по мнению Белого дома, замечать тех опасных тенденций, которые уже проявляются на выбранном Поднебесной пути к глобальному владычеству.
Во всех этих трамповских попытках «спасти Старый континент от самого себя» есть определенное рациональное зерно. Но европейцы не желают становиться первой частью человечества, которое Трамп будет «железной рукой загонять к счастью». Да еще и выслушивая при этом обидные слова, что они живут за счет США и полностью под американским оборонительным «зонтиком». Ну а уж попытки расшатать с таким трудом создаваемое десятилетиями после самой кровавой войны европейское единство для них вообще неприемлемы. Тем более, что Трамп не особо и скрывает свое негативное отношение к международным организациям, даже не столь глубоко интегрированным, как Евросоюз.
Не зря же он в первый же день своего президентства вывел США из Транстихоокеанского партнерства – зоны свободной торговли 12 важнейших экономик с обеих берегов самого большого океана, даже несмотря на то, что она создавалась в значительной мере для противодействия росту влияния в регионе Китая, который тот же Трамп нещадно критиковал во время предвыборной кампании 2016 года.
Для свято верящего в свой талант заключать сделки Трампа и его последователей подобные организации – только тормоз, мешающий национальным государствам заключать взаимовыгодные двусторонние договора. Поэтому он и призывает англичан ни в коем случае на останавливать свой «брекзит». И вполне вероятно, что с подобным подстрекательством он выступает не только в британский адрес: в прошлом году американский президент пытался соблазнить «феноменальной» торговой сделкой «на выход» Францию – вторую по величине экономику Еврозоны. Ну а заигрывания Трампа с разнообразными евроскептическими правыми, вроде венгерского премьера Виктора Орбана, польского «серого премьера» Ярослава Качиньского или даже маргинальными популистами, которых его бывший (или все же нынешний, несмотря на отставку из администрации) стратег Стив Беннон пытался, к счастью безуспешно, сплотить перед выборами в Европарламент, тоже ни для кого не секрет.
Поэтому понятно, что европейцы видят в нынешней американской политике на европейском направлении никак не программу по «спасению их же от самих себя», а попытки раздробить, чтобы потом, при наличии трамповой «монаршей воли», конечно же, заключать договора с каждой страной по отдельности. Тем более, что восприятию европейцами Трампа как «светоча всемирного счастья» очень мешают и бесчисленные скандалы, которые его преследуют на родине.
Но об этом уже в третьей, последней, части.
Роман Сыринский
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.029Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |