Премия имени Леся Курбаса 2020 года присуждена Евгению Лавренчуку за постановку оперы Джузеппе Верди La Traviata, которая, как уже писало ИА «Контекст-Причерноморье», из-за новаторского подхода была неоднозначно воспринята некоторыми критиками. Некоторые режиссёрские решения, действительно новые для украинской сценографии, но довольно распространённые в Европе, назывались усложняющими восприятие музыки. Намекали даже, что то ли из-за этих решений, то ли сами по себе вокалисты «звучали плохо». Даже Олег Злакоман в роли Альфредо, который по мнению завсегдатаев Одесской оперы звучать «плохо» не может никогда и ни при каких обстоятельствах. Как говорила персонаж снятого на Одесской киностудии культового сериала «Место встречи…», «не такое у него воспитание».
И только достаточно активная поддержка одесских зрителей заставила критиков несколько смягчить позицию. Прежде всего «реабилитировать» солистов, правда с оговоркой, что, если бы не некоторые режиссерские ходы, их было бы лучше слышно. Но члены Курбасовского комитета и с этим не согласились. Как подчеркивается в сообщении Министерства культуры, молодежи и спорта Украины присуждение премии состоялось по результатам тайного голосования. То есть эксперты могли отдать свой голос без оглядки на какие-либо чиновничьи предпочтения, если бы даже такие и были бы. Также подчёркивается, что присвоение звания лауреата Премии имени Леся Курбаса Евгению Лавренчуку является первым случаем, когда данной наградой отмечен оперный спектакль.
Это решение горячо поддержал один из ведущих украинских критиков, театральный обозреватель столичного «Зеркала недели», Олег Вергелис: «Итоги тайного голосования коллег из Курбасовского комитета меня, например, порадовали. Впервые эта премия отмечает результативность творческих поисков в области украинского оперного театра. К тому же, молодой господин режиссер — натура творческая, беспокойная, экспрессивная. Евгений, ученик Романа Григорьевича Виктюка, сегодня является главным режиссером Одесской оперы, которая за последние сезоны привлекает к себе внимание рядом интересных мероприятий — и спектакли, и форумы оперных деятелей. Может быть разное отношение критики и публики к одесской «Травиате» (оперные трактовки вообще редко предусматривают сплошные пулы единомышленников-сторонников, даже спектакли великого Франко Дзеффирелли в свое время раскалывали пополам европейский оперный мир). Но наш нынешний курбасовский лауреат в очередной раз подчеркивает, что и в области оперного искусства у нас есть определенные сдвиги — в Одессе, Львове, Харькове, иногда в Киеве. Сейчас Евгений Лавренчук собирается ставить в Одессе оперу «Запорожец за Дунаем» — решение ожидается неожиданное — пожелаем успеха».
Для тех, кто хочет лично убедиться в правильности решения Курбасовского комитета, такая возможность представится уже завтра: 23 февраля La Traviata будет опять звучать со сцены Одесской оперы. Главные партии исполнят Алина Ворох и Олег Злакоман.
Справка Одесской оперы:
Евгений Лавренчук закончил Российский институт театрального искусства (мастерская Романа Виктюка) по специальности «оперный режиссёр», затем – высшие курсы хореографии в Университете имени Марии Кюри-Склодовской (Люблин, Польша), Высшие курсы режиссёров игрового кино (Москва). С марта 2018 назначен главным режиссёром Одесского национального театра оперы и балета. Является автором более 30 постановок на разных украинских и зарубежных сценах; лауреатом международных конкурсов и фестивалей Европы. Осуществляет постановки, а также ведёт активную педагогическую деятельность в Украине, Польше, Германии, Литве и Израиле. Автор методики преподавания актерского мастерства и режиссуры.
Роман Сыринский
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.016Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |