Вопиющий случай массового заражения COVID-19 произошёл в городе Малин Житомирской области. Он стал последствием гулянки по поводу возвращения земляка-заробитчанина из-за границы. Кто-то «попытается понять» этих людей, мол соскучились друг по другу. Но сознательные люди в нынешних условиях устраивают онлайн даже свадьбы, а тут как бы не пришлось устраивать виртуальные поминки.
Пренебрежительное отношение к новой, невесть откуда взявшейся болячке уже стало причиной трагедии в «романской Европе» (Италии, Испании, Франции). Во многом, в особенности в случае неадекватной реакции правительства итальянских популистов, – вина властей. Но и желание граждан «отмахнуться от проблемы» и использовать внезапно возникшие выходные в свое удовольствие поспособствовало распространению коронавируса. Множество видеообращений мэров итальянских городов с призывами, например, «не шастать» каждый день за пачкой сигарет, а купить сразу блок и сидеть дома – тому пример.
Как известно, люди плохо учатся на чужих ошибках. Но нынешняя ситуация такова, что поучится на своих не получится: будет поздно. Прямо как у саперов, которые, как известно, ошибаются только один раз. И не важно, в чем будет неисправимый фактор: в том, что сам помер, или в том, что из-за тебя заразились твои самые любимые и близкие люди. С тем, что стал причиной смерти кого-то из них, ведь придется потом жить.
Поэтому у людей здравомыслящих еще есть время воздержаться самим и удержать своих более старших родственников от, выражаясь юридическим языком, «участия в массовых мероприятиях». Даже, связанных с Пасхой, ведь несвоевременный выход немолодого гражданина, может стать и его последним, или предпоследним (до кого доедет «скорая») выходом. Тем более, что опыт вспышек коронавируса говорит: религиозные общины, не желающие последовать совету и даже примерам Патриарха Константинопольского и Папы Римского, закрывших свои церкви (или серьезно ограничивших доступ в них), становятся очагами распространения инфекции. Пример южнокорейской христианской секты Синчхонджи, давший около половины (в СМИ попадается и цифра в 63%, близкая к дум третям) всех зараженных COVID-19 в этой стране, был на слуху с месяц полтора назад (Страна Утренней Росы, как ИА «Контекст-Причерноморье» уже рассказывало, довольно быстро справилось с эпидемией не только благодаря эффективной системе массового тестирования, но и благодаря тому, что население дисциплинированно соблюдало введенные властями карантинные ограничения).
Очень много «головной боли» руководству задыхающегося от пандемии коронавируса Нью-Йорка доставляют иудеи-хасиды, пытающиеся тайно проводить свои молитвенные собрания. Их не останавливают даже участившиеся среди них от смерти от COVID-19. Наоборот, власти боятся, что похороны умерших хасидов станут местами массового заражения (в этом городе, кстати, уже роют в парках траншеи для временных массовых захоронений жертв коронавируса: вполне реальных, в отличие от «пропагандистки» могил, выкопанных по приказу мэра Днепра для «убеждения» недисциплинированного населения).
В Украине о похожем случае, пока, к счастью, не имеющем южнокорейского размаха, стало известно недавно: 7 апреля. В Першотравенске Днепропетровской области очагом массового заражения стала община одной из харизматических протестантских церквей (сначала говорили о баптистах, но их киевское руководство заявило, что у них нет общины в этом городе).
Поэтому не удивительно, что в недавних обращениях киевского мэра нетрудно было увидеть подсознательное желание «хуком справа» убеждать балансирующих уже на грани мракобесия священников Киево-Печерской Лавры. Обошлось без применения навыков бывшего чемпиона мира по боксу. Лавра стала местом вспышки COVID-19, а её настоятель оказался среди трех десятков монахов-вирусоносителей. Именно Павел, который не так давно призывал игнорировать карантинные мероприятия, так как, мол, молитвой все лечится. Можно было бы, конечно, долго рассуждать на темы «Паши-Мерседеса» или других связанных с настоятелем Лавры скандалов (а их есть у него), но мы только пожелаем всем заразившимся скорейшего выздоровления. Как и еще одному иерарху представительства Российской православной церкви в Украине, возглавляющему киевский Ионинский монастырь, который тоже ранее пренебрежительно высказывался о карантине.
Как будут развиваться события вокруг Лавры – посмотрим. Желательно, чтобы не развивались так, как в Иране, когда в ответ на обращение вести себя осторожней во время исполнения религиозных обрядов особо «истовые» кинулись облизывать ограды и ворота мечетей, спровоцировав всплеск COVID-19. Согласно распространенному выражению, когда Бог (или Аллах), хочет кого-то наказать, он отбирает разум. И даже можно было бы сказать, что подобные лауреаты «премии Дарвина» вполне заслуживают наказания в виде заражения коронавирусом. Но ведь они еще и пойдут по улицам, заражая остальных, ничем не заслуживших участи стать жертвами мракобесия отдельных индивидов, которые сами себя делают жертвами естественного отбора.
При этом стоит напомнить, что церковь осуждает как самоубийство, так и убийство. А участие в пасхальных мероприятиях может стать сопричастностью как в одном, так и в другом тяжелейшем грехе: самозаражение, вопреки многим предостережениям, адекватно самоубийству. Ну а разнос вируса предусматривает не только «скрижальные», но и криминальные санкции. Тем паче, что полиция усиленно намекает: предупреждать о возможных штрафах (от 17 до 340 тысяч) они будут неделю, ну может полторы-две. Ну а дальше «кто не спрятался, я не виноват». Вплоть до тюремного срока в наиболее вопиющих случаях, когда люди, например, нарушают правила обсервации или вообще сбегают из неё, подвергая опасности окружающих. А среди них есть такие же претенденты на «премию Дарвина», как и устроившие гулянку в Малине: они мало того, что покидают места обсервации, но ещё и пытаются пересечь украинскую границу. И если полицейский патруль в городе на таких нарушителей пока может не обратить внимания, то пограничники их-то точно выявят. И в тюрьме у них будет достаточно мало шансов получить адекватную медицинскую помощь.
Ну а тем, кто не хочет стать жертвой «естественного отбора идиотов» нужно осознать самим и убедить близких, что на этот раз нужно отказаться от некоторых привычных вещей. Отказаться именно на этот раз, чтобы он не оказался последним разом, после которого наступит уже вечный отказ от привычного. Даже если это касается главного для многих праздника в году.
Тем более, что адекватные руководители церквей уже сделали достаточно для того, чтобы уберечь свою паству от заражения. Их призыв посмотреть пасхальные богослужения дома, предоставив старшему в семье право освятить «Велыкодний кошик», вполне вписывается в традиции украинского народа. Например, запорожцы в походах, когда не было рядом священников, исповедовались кошевым или куренным атаманам.
Роман Сыринский
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |