Вторая половина лета — традиционный период политического затишья, когда подходит к концу парламентская сессия, депутаты, чиновники, да и простые граждане разъезжаются на отдых, чтобы осенью с новыми силами включиться политическую борьбе. Тем более, что нынешняя осень — особенная из-за предстоящих выборов Президента Молдовы.
Но и нынешнее лето — непростое. Волна заболеваемости коронавирусом в Молдове не спадает и это не только лишний повод высказать критику в адрес правительства. Обычному человеку нужен отдых, возможность переключиться с ежедневной рутины, получить свою маленькую долю счастья. Закрытые границы и невозможность выехать на отдых, усталость от чрезвычайного положения и ограничительных мер, ухудшение экономического положения в стране — весь этот гремучий коктейль может взорваться осенью, как раз накануне выборов.
Речь идет не только о возможных акциях протеста, но и о существенных изменениях в симпатиях избирателей. Которые могут стать решающими.
Как известно, по Конституции Республики Молдова президент обладает ограниченными полномочиями. Если только он не опирается на большинство в парламенте и правительство. Прошлогодние политические маневры позволили Игорю Додону из номинальной фигуры, которую при желании могли и отстранить на время, получить почти всю полноту власти.
Поэтому борьба за президентский пост что для Игоря Додона — это больше, чем просто стремление удержать власть, речь идет о политическом будущем лично его и в целом ПСРМ. Ведь, в конечном счете, Россия может сделать ставку и на другие политические силы, которые будут выступать за молдо-российское сближение вплоть за вступление Молдовы в Евразийский Экономический Союз.
В несколько схожей ситуации оказывается и Майя Санду. Повторное поражение на президентских выборах может стать для нее последним. Влад Плахотнюк сейчас вне Молдовы. И хотя экс-лидер Демпартии сохраняет еще влияние на политические процессы в стране, это влияние не настолько велико, чтобы им можно было бы объяснить негативный исход выборов.
Последние опросы общественного мнения показывают, что шансы Майи Санду существенно повысились. Однако, обращает на себя внимание и большой процент неопределившихся — около трети опрошенных. Это значит, что эти избиратели могут сделать свой выбор в течение осени, а может даже и в течении последней недели октября.
Неудавшийся вотум недоверия правительству Иона Кику стал завершающим событием политического сезона. При этом каждая из сторон, участвовавших в этом процессе и выиграла и одновременно проиграла.
Игорь Додон получил передышку и надежду, что следующий вотум недоверия ждет та же судьба. Оппозиции не хватило целых пять голосов, не один и не два. Но и в самой коалиции ситуация критическая. Недаром социалисты не постеснялись пойти на «Гацкан-шоу», чтобы вернуть заблудшего товарища в свои стройные ряды. Но есть еще их коллеги по Демпартии, как показывает опыт, менее устойчивые. Еще полгода назад, когда только создавалась группа Pro Moldova, мало кто прогнозировал, что за столь короткий срок они численно станут больше, чем фракция ДПМ, из которой они вышли. А к осени ставки только вырастут.
Точно так же растет и значение Приднестровья, вернее, тех жителей Левобережья Днестра, которые имеют молдавский паспорт и могут принять участие в выборах. Пока что приднестровские сепаратисты проводят политику, направленную на изоляцию региона. И это больно бьет как раз по гражданам Молдовы, которые становятся заложниками политики Тирасполя и могут стать предметом торга в ходе переговоров между Додоном и Красносельским.
PAS, по сути, была вынуждена действовать по правилам Андрея Нэстасе и его однопартийцев, которые попыткой вотума недоверия попытались ухватить ускользающий рейтинг. Насколько DA удалось задуманное — покажут результаты ближайших опросов. Но почему-то кажется, что не очень.
Очевидно, что сейчас для PAS крайне важно выработать стратегию поведения на осень. Можно даже не сомневаться, что как российские, так и работающие на социалистов местные медиа обрушат всю мощь своего воздействия на Санду. В ход пойдут как устоявшийся набор о «гей-парадах» и «сирийцах», так и наверняка что-то новое, связанное с коронавирусом, 5G, чипированием и прочей чепухой, которая, как ни странно, все еще действует на определенные категории населения. Поэтому медиа-стратегия — крайне важный элемент предвыборной кампании. Кроме того, крайне важно найти новые смыслы, особенно для тех, кто не определился, как для молдаван, так и не для немолдаван, как для жителей столицы, так и для жителей малых городов. В условиях экономического кризиса, спровоцированного коронавирусом, большее значение будут иметь экономические предложения, чем геополитический выбор. Кто сумеет грамотно использовать настроения граждан, то и победил. Это в равной степени относится и к Додону и к Санду.
Провал вотума недоверия — это не только демонстрация неспособности оппозиции (на чем, конечно же будут играть Додон и его окружение). Это еше и возможность избежать длительных ссор по поводу раздела мест и голосования за новое правительство. Который ударил бы по рейтингу всех без исключения оппозиционных сил. В этом плане Pro Moldova и «Шор» тоже в формальном выигрыше, поскольку в случае, если бы не удалось договориться по составу правительства, неизбежными становятся досрочные выборы, на которых обе партии имеют малые шансы на победу. Добавим, что отсрочка — это еще и время подумать для Демпартии.
Особая тема — позиция внешних игроков. Ситуация особо не изменилась. Додону не удалось переубедить ни США ни ЕС, ни ближайших соседей — Украину и Румынию в том, что его руководство страной не означает разворота в пользу России. Румыния как известно, в новой Стратегии обороны страны говорит об угрозе геополитического разворота Молдовы в сторону Востока. Украина меньше сегодня включена в молдавскую тематику, чем раньше. Но все равно, у Додона — стойкий пророссийский имидж, который он вряд ли изменит за оставшиеся несколько месяцев.
И конечно же, нельзя обойти вниманием коронавирус, который сейчас может быть универсальным оправданием практически всех действий властей. Не захочет Красносельский помогать Додону на выборах — может сослаться на эпидемию. Пожелает молдавский президент перенести дату выборов — опять же сошлется на растущую заболеваемость. Даже необходимость сохранения правительства Иона Кику, как мы уже видели, объясняется той же инфекцией.
Одно несомненно — осень в Молдове обещает быть жаркой. Горячее потепление коснется и политического климата.
Артем Филипенко, председатель Черноморского центра исследований среды безопасности (г.Одесса, Украина)
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |