С приднестровскими номерами в Украину теперь не въедешь. Что это значит?
1 сентября вступил в силу запрет на проезд в Украину автомобилей с приднестровскими номерами. Отныне въехать на украинскую территорию могут только транспортные средства из Приднестровского региона, имеющие нейтральные номера.
Несмотря на то, что эти меры были анонсированы заранее, интрига сохранялась до последнего.
28 августа на сайте Одесской таможни появилась информация о том, что после обращения посольства Молдовы в Киеве в МИД, Украина отказалась от намерения запретить въезд для автомобилей с приднестровскими номерами. В сети появилась нота посольства, содержащая просьбу «перенести ранее согласованные сроки ввода изменений на 10 января 2022 года». Однако уже на следующий день на странице Одесской таможни в Facebook появилась следующая информация: «Информацию об отсрочке запрета на допуск к участию в международном движении транспортных средств из Приднестровья, у которых нет номеров нейтрального образца, разместили по ошибке».
Как в Кишиневе, так и в Тирасполе надеялись, что Киев все же пересмотрит свое решение. Тем более что, как утверждают молдавские медиа, с просьбой об отсрочке к украинскому президенту якобы обращалась лично его коллега Майя Санду.
Напомним, что в июне 2016 года на встрече по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» в Берлине был подписан протокол, согласно которому Молдова и Приднестровье взяли на себя обязательства решить ряд вопросов, в том числе вопрос о выдаче приднестровским автовладельцам нейтральных номеров для участия в международном автомобильном движении.
Соответствующий протокол, определявший механизм регистрации приднестровских автомобилей, был утвержден только в апреле 2018 года. И уже с 1 сентября того же года в Тирасполе и Рыбнице начали работать пункты выдачи нейтральных номеров. На них нет приднестровского красно-зелено-красного флажка и других обозначений, только три буквы латиницей и три цифры на белом фоне. Владелец авто также получал свидетельство о регистрации и стикер «MD», который он должен был наклеить на заднее стекло автомобиля.
Отметим, что речь идет о международном движении. Внутри самой Молдовы авто с приднестровскими номерами передвигаются без особых ограничений.
Но за все время работы центров всего лишь 5% автовладельцев Приднестровского региона (примерно 5,5 тысячи) воспользовались возможностью сменить номера. Отчасти столь низкие темпы выдачи можно объяснить пандемией COVID-19. Но не последнюю роль сыграло и то, что Украина до последнего момента допускала на свою территорию автомобили с приднестровскими номерами.
ivasi.news
В целом ситуация с номерами в полной мере отражает запутанность отношений между Кишиневом и Тирасполем (стоит напомнить, что они являются сторонами переговоров в урегулировании Приднестровского конфликта), в которых периоды диалога сменяются периодом обострения. Итог — правовые коллизии.
Так, в январе 2020 года приднестровская сторона заявила о введении ограничений «на пересечение государственной границы Приднестровья и Украины для всех типов транспортных средств, зарегистрированных в Республике Молдова и управляемых постоянно проживающими в Молдове гражданами, имеющими водительские удостоверения РМ». Поводом послужили действия сотрудников Пограничной полиции Молдовы, которые якобы не пропускали через пункты пропуска на своей территории автомобили с регистрационными номерами приднестровского образца, в том числе и с нейтральными.
Камнем преткновения стали водительские права, выданные в Приднестровском регионе. Молдавская сторона при этом апеллировала к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, Тирасполь — к протоколу о взаимном признании документов от 16 мая 2001 года (такой протокол действительно был подписан президентом Молдовы Владимиром Ворониным и главой приднестровской администрации Игорем Смирновым, и там упомянуты водительские удостоверения). На стороне Кишинева и банальная логика: если Молдова позволяет использовать в международном движении приднестровские документы, то по факту она на международном уровне признает легитимными и органы, которые их выдали.
Конфликт удалось уладить звонком тогдашнего президента Игоря Додона главе приднестровской администрации Вадиму Красносельскому. Но было ясно: пока Украина допускает на свою территорию авто с приднестровскими номерами, вопрос выдачи нейтральных номеров вряд ли сдвинется с мертвой точки.
Согласно договоренностям, предполагалось, что Украина прекратит допуск таких авто с 1 апреля 2020 года, но по просьбе молдавской стороны она перенесла это решение на более поздний срок — 1 сентября 2021 года. За это время в Молдове сменилось руководство страны. Президентом была избрана Майя Санду, а на досрочных парламентских выборах в июле нынешнего года победила пропрезидентская партия «Действие и солидарность», которая сформировала правительство.
В ходе обеих предвыборных кампаний оппоненты Санду раскручивали тезис о том, что приход к власти проевропейской партии неминуемо означает ухудшение отношений с Россией и «разморозку» приднестровского конфликта. Санду и ее сторонники, напротив, старались максимально избегать «геополитической» риторики, сосредоточив внимание на вопросах внутренних реформ и борьбы с коррупцией.
В этом контексте отношения с Россией обретали особый смысл. А отношения с Москвой неминуемо касаются и Приднестровья. 11 августа Кишинев посетил заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак, который является спецпредставителем президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Молдова. Принимали российского посланца на самом высоком уровне. Помимо всего, обсуждался и приднестровский вопрос. По итогам визита Козак заявил, что Майя Санду заверила его: блокады Приднестровья не будет.
Оставалось одно — уговорить украинскую сторону перенести срок ввода ограничений. Внешне же все выглядело следующим образом: для того чтобы помочь Молдове снять напряженность в отношениях с Россией, Украина должна в очередной раз пересмотреть уже принятое решение. При этом нет никаких гарантий того, что в Приднестровье ускорят темпы выдачи нейтральных номеров.
Глава приднестровской администрации Вадим Красносельский заявил, что был уверен в следующем: «Если молдавская сторона обращается, Украина пойдет навстречу. Это все-таки внутреннее дело». Как оказалось, в Киеве решили, что дело не такое уж и внутреннее. И логика в этом тоже есть: если мы не признаем большинства документов и проч., выданных в ОРДЛО, то почему должны делать исключение для Приднестровья, которое является подобным образованием, созданным при поддержке России?
По сути, Украина сегодня делает за Молдову ее работу, де-факто способствуя реинтеграции Приднестровья в молдавское правовое поле. И тем самым демонстрирует неприемлемость двойных стандартов.
Впрочем, повестка дня украино-молдавских отношений, в том числе и касательно Приднестровья, намного шире. Остаются незакрытыми вопросы демаркации границы и строительства гидроэлектростанций на Днестре. На начало нового года перенесен ввод второй фазы контроля на совместном пункте пропуска Кучурганы, и пока не ясно, захочет ли Молдова пересмотреть и это решение.
Артем Филипенко
политический эксперт, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исследований
Сторінки: | 1 |
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.019Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |