Интервью с Сергеем Гриневецким
В пятницу в Одессе состоялось пленарное заседание сессии областного совета. Главный обсуждаемый вопрос – заявление экс-губернатора Одесской области, а теперь уже и экс-председателя областного совета, Сергея Гриневецкого о снятии с него полномочий председателя областного совета.
Пленарное заседание прошло со скоростью, достойной Книги рекордов Гиннеса. Решения по первым 27-ми вопросам депутаты приняли за 54 (!) минуты.
Все ждали события дня. Однако интриги не произошло. Как и было обещано, Сергей Гриневецкий снял с себя полномочия. Избран новый председатель, – Федор Влад. Его кандидатура поддержана Сергеем Гриневецким и губернатором Василием Цушко.
В сообщениях СМИ было достаточно много высказываний по этому поводу. Говорили даже о том, что якобы, Сергей Гриневецкий находится под следствием. На все просьбы дать интервью Сергей Рафилович отвечал неизменным отказом. Но после того как политик сдал свой кабинет преемнику, он согласился поговорить. Вопреки ожиданиям, экс-председатель Одесского областного совета был в отличном настроении, много шутил и охотно рассуждал на предложенные темы.
Сергей Рафаилович, как семья отнеслась к Вашему решению сложить с себя полномочия председателя облсовета?
Моя семья давно была готова и ожидала, честно говоря, что я не буду избираться после губернаторства. Моя жена никогда не была близка к политике, хотя естественно все понимает, отслеживает, а дочь — аспирант Национальная Академия управления при Президенте Украины, так что, так сказать, в курсе… А если давать оценку... Наверное, я создам много неудобств семье. Даже оставаясь в воскресенье дома на три часа, я уже создавал много неудобств – не вписывался в планы моих родных. Не там сел. Не там стал. Не то взял. Не там положил. Вообще „чего здесь находишься?”. В общем, не вписывался в планы семьи. А теперь стану проводить много свободного времени дома, это нарушит правила и привычки моей семьи, которые были выработаны годами.
Несколько слов по поводу сегодняшнего заседания. Кандидатуру на пост председателя облсовета поддержали и вы, и губернатор Василий Цушко, то есть, кандидатура была согласована. Риторика выступления Василия Цушко и этот факт, на мой взгляд, забирают у обозревателей возможность утверждать, что вас вынудили к этому шагу. Прокомментируйте именно понятие “вынудили”.
Ну почему все задают вопрос, с точки зрения, что меня вынудили? Почему не преподносят это таким образом, что у человека есть определенная политическая культура, политическое воспитание и определенная политическая этика. Я же прошел комсомольско-партийную школу. И во все времена нам преподавали партийную этику, у меня даже книжечка осталась «Партийная этика». Она давала очень много полезного. Понимаете, есть символы государства: флаг, герб, гимн и четвертый символ государства, который меняется раз в 10 лет – это Президент. Так вот, Президент сказал, что новые лица – это алиби власти. Если человек работает на государство, а я себя считаю государственным человеком, и если Президент говорит, что должны прийти новые лица. Я всегда считал нормальным, вменяемым и разумным человеком, почему же не сделать этот шаг?
Когда министр МВД Юрий Луценко был в Одессе, он заявил, что Вы давали объяснения как обвиняемый. Это заявление соответствует действительности?
Нет. Я давал объяснения как свидетель. Но я внимательно посмотрел сюжет, он там вроде сказал иначе… То есть там не было, на мой взгляд, сказано утвердительно.
Я законопослушный гражданин, и когда меня пригласили как свидетеля, я дал все пояснения.
А как такое заявление министра вяжется с понятием этика?
Моя этика в этом случае остается при мне.
[/code]Вы государственный человек. И Вы говорите, что решение сложить с себя полномочия, во многом связано с высказыванием Виктора Андреевича. Сейчас критикуют кабинет министров, отдельных министров, других политиков, есть критика представителей власти на местах, но нет критики Президента. Не создается ли у Вас впечатление, что создается образ «доброго царя»? [/code]
Я бы не сказал, что вне критики остается Президент. Если критикуется местная власть, значит, критикуется Президент. Если критикуется правительство, значит, критикуется Президент. Если критикуется местная власть, значит, критикуется Президент, потому что Президент назначает эту власть. Может, эта критика не персонифицируется с Президентом, потому что есть так называемый квотный принцип. Вот этот договор о квотном принципе, как раз и уводит из-под критики Президента.
Это тоже, кстати, стало одним из аргументов, который подтолкнул меня этично поступить – это дать алиби новой команде, чтоб они смогли самостоятельно сформировать новую команду для нормальной работы, и не говорить, что старая власть им мешает.
С админреформой уже, похоже, все ясно. После уничижительной критики этой реформы и после заявления Романа Безсмертного об уходе… Прокомментируйте перспективу «политреформы».
Я бы так смело не утверждал, что «все ясно» с административной реформой. Может с ней «все ясно» в том виде, в котором преподносил ее Роман Безсмертный. Да, вы знаете, что мы высказывали свои соображения по этой реформе, они были аргументированы и нарабатывались годами, изучались проблемы субрегионализации, делались экономические выкладки.
То, что сегодня требуется какие-то изменения – это понятно, административно-территориальная реформа нужна, но она должна базироваться, прежде всего, на улучшении качества жизни населения. Вообще цель жизни – улучшение демографической ситуации. Если демографическая ситуация улучшается, тогда жизнь продолжается, значит общество и власть на правильном пути. Значит мы все на правильном пути. Если она ухудшается. Если она будет ухудшаться, то зачем? Это не благородно, это не по-христиански, это аморально.
Что касается политреформы – идет вялотекущий процесс, где ключевыми игроками становятся судьи Конституционного суда. То их недостает, то они на пенсию уходят, то «нема складу» этого суда, то они в отпускных кампаниях и видите, так классически завалили закон №3207 по местному самоуправлению. Я думаю, что так же классически дойдет до первого января, и в урезанном виде политическая реформа будет уже осуществляться после парламентских выборов и формирования правительства и большинства в Верховной Раде. Таким образом, суть политической реформы будет заключаться только в том, что Верховная Рада будет формировать парламентское большинство, правительство и назначать министров. На местах останется все так, как есть, за исключением того, что выборы в местные советы пройдут по партийным спискам.
Что касается выборов по партийным спискам. Как это повлияет на выборы в маленьких городах. В маленьких городах по численности населения, но сильных в экономическом аспекте, таких как Ильичевск, оправдано ли это? Не приведет ли это к тому, что партий там окажется больше чем мандатов?
Интересно другое… Возьмем, например, Болградский район. Давайте вспомним, как голосовали болградцы в 1998 и 2002 году – там на парламентских выборах побеждали левые силы, то есть коммунисты и социалисты. Президентские выборы и выборы в Верховную Раду, это как говорят в Одессе: две большие разницы. А сейчас появится еще и третья большая разница – выборы в райсовет и в Болградский городской совет по партийным спискам. И там может произойти такая ситуация, когда председателем райадминистрации по квотному принципу будет назначен представитель «Нашей Украины», а в райсовете контрольный пакет будет у коммунистов. Но совет – это уже будет новая власть, а председатель райадминистрации — старая власть. И тогда новая власть будет утверждать, что ей мешает старая власть и произойдет конфликт наоборот.
В осеннем этапе предвыборной борьбы будет ли админ- и политреформа обсуждаться в парламенте?
Я не знаю, будет ли обсуждаться, и в каком виде она будет обсуждаться в парламенте, еще трудней предположить до чего можно будет договориться. Одно могу прогнозировать, скорее всего в октябре будет серьезная кадровая ротация, как на центральном, так и на местном уровне, потому такие заявления как Романа Петровича Безсмертного о том, что он уходит в отставку, бьют по нему как по лидеру «Народного Союза «Наша Украина» и если предположить, что он будет идти в первой пятерке, это очень удобная мишень для критики: за него не голосуйте — он хочет развалить ваше село. Как произошло в работном поселке его – в Макарове. Я уверен, что он там наверняка не будет лидером предвыборной гонки. И он, как лидер партии, объект для критики на любом уровне. И на уровне партии и на местном уровне.
Но это если смотреть из сиюминутных соображений, а если смотреть с государственной точки зрения то кто-то должен жертвовать, для того, чтобы проводить реформы. Может не в таком виде, возможно в ином, но они должны идти, потому что мы все понимаем, что в том состоянии, в котором находится местное самоуправление, когда кроме внешних атрибутов власти никакой власти нет и финансовых ресурсов нет.
Сейчас складывается ситуация, когда есть провластные силы, есть силы, которые называют себя, например, конструктивной оппозицией. Но никто не называет себя радикальной оппозицией. Как на ваш взгляд. В Украине вообще есть оппозиция?
В Украине оппозиции по форме нет, поскольку нет закона о ней – есть инакомыслящие, но называют их в народе оппозицией. Хотя, если вспомнить мои ежегодные отчеты в пору моей работы губернатором то я писал — есть две проблемы в государстве – отсутствие закона о правительстве и отсутствие закона об оппозиции. Если бы были эти два закона, то не было бы этих драк в парламенте, и совершенно по-другому строились наши отношения «Центр – регионы». У нас бы совершенно по-другому реализовывались госпрограммы, связанные с развитием территорий и регионов.
Что касается так называемой оппозиции – ее не надо делать, ей надо существовать, потому что за нее работают.
Кто?
Нынешняя власть, которая до сих в районах не сформировала администрации. Это само по себе заставляет народ делать выводы, и не нужна никакая радикальная оппозиция.
Но все равно оппозиция нужна, чтобы подвергать критике власть, показывать эти недостатки…
Посмотрите, сегодня первый Президент Украины делает довольно емкие серьезные заявления по поводу того цивилизационного раскола, который произошел после выборов. Создает объединение гражданское движение «Объединим Украину», он аргументировано критикует действие властей, как центральных, так и местных органов. При этом дает очень хороший сигнал, что надо начинать вести диалог, причем диалог не только там наверху, но и внизу.
Следующий момент – громадська организация «За Украину за Ющенко» – Петр Андреич Ющенко. Я не исключаю, что в ближайшее время это движение может взять на себя функции не оппозиции, ни в коем случае, а функции объединительного процесса Украины, а для этого надо садиться за стол переговоров с бывшими… С кадрами, которые имеют опыт работы с государственными менеджерами… Без них, как выяснилось, не обойтись.
Сергей Рафаилович, оцените навскидку, какой сейчас дефицит государственных менеджеров?
Очень острый.
А в процентном соотношении?
Ну, я думаю, процентов 70 нынешней власти требует больших изменений.
Сергей Рафаилович, но политреформа, по сути, будет предполагать тот же квотный принцип. Лидеры 6-7 партий будут договариваться примерно, так как и при создании коалиции, поддержавшей Виктора Ющенко. Так какой выход? Неужели каждая партия должна будет формировать резерв менеджеров, для того чтобы при таких политических договоренностях в кресле министра оказался не только политдеятель, но еще и профессионал?
Политреформа предусматривает обязательное наличие парламентского большинства. Только после этого рассматриваются вопросы назначения. После того, как создается парламентское большинство, идет распределение мест в парламенте. Если же такое большинство отсутствует, то Президент распускает парламент. Таким образом мы подталкиваем Президента к реструктуризации общества.
Мы впервые проводим выборы по партийным спискам на местном уровне впервые. Это болезненно будет происходить. С перекосами, перегибами и политшантажом – я не исключаю этого особенно при назначении кадров. Я бы предложил для хоть какой то стабилизации ситуации в стране. Я бы подбросил выборность губернатора и председателя райадминистраций — таким образом эти люди смогут, будучи защищенными, отстаивать интересы региона. При этом все равно будет достаточно влияния и премьера, и Президента.
Коль заговорили о партиях… Вы до недавнего времени не один раз декларировали что единственная партия, в которой вы были — это КПСС. Недавно вы вступили в Народную партию. Проясните почему. И раскажите, есть ли вероятность того, что вы примите активное участие в партийном строительстве. Или вы просто останетесь рядовым членом партии
На сегодняшний день я честно говорю – считаю себя рядовым членом партии. скажу откровенно: имел отношении к этой партии и в период ее создания, и поддерживала она меня на выборах и Верховный совет и в местные советы. Но я категорически был против какого-то профсоюза в смысле отраслевой партии.
Я еще тогда сказал: вот когда она станет народной, вот тогда в нее и вступлю! Но вот, как говорится, накаркал. Она стала народной, а я стал членом этой партии. Почему? По разным причинам: во-первых, мне понравилась программа, мне понравились основные принципы — там серьезное внимание уделяется региональной политике, там очень серьезно выписаны вопросы духовности. Там видно, что создается лицо государства, к которому стремится партия. Мне это импонирует, и я сделал такой шаг в своей жизни. В компартию я вступал в другом государстве, а в этом государстве мне понадобилось более 13 лет чтобы я созрел для вступления.
Буду ли я партийным функционером? Пока такого желания нет. Хотя я знаю что такое партийная работа. Я был первым секретарем классического райкома партии. Знаю, что такое оргпартработа, идеология, что такое пропаганда, первичная парторганизация, партийная дисциплина, ответственность и этика партийная.
Тем не менее вы уже член партии. Известный политик. Наверняка НП пожелает вас включить в какой-то из списков партии. То ли ВР то ли в местные органы власти. И в той или иной мере вам придется или возглавить какой-то участок предвыборной борьбы или как минимум серьезно здесь поучаствовать. Как вы будете поступать? По-прежнему останетесь рядовым членом партии?
Я не исключаю, что какие-то предложения будут. Но надо дождаться этих предложений, узнать какие будут правила игры. А пока спустя этих три часа свободы, я как-то не думаю о том, какие могут быть правила игры.
Примерно 2 года назад в Одессе был опубликован не совсем серьезный рейтинг самых сексуальных политиков. И одесситки с большим отрывом отдали предпочтение вам. Скажите, у вас когда-то был личный имиджмейкер, который бы вам подсказывал манеру одеваться, прическу, например, моделировал?
(смеется)
Ну, что касается рейтинга, я буду огорчен если этот рейтинг начнет падать… Кстати, провели бы такое исследование повторно – интересно.
А имиджмейкера, конечно, никогда не было. Я всегда был сам себе режиссер.
В заключение стандартный вопрос, от которого ни куда не деться. Вы сказали, что сейчас уходите в отпуск. Чем будете заниматься, когда отдохнете?
Я не исключаю сбор тех материалов, которые были наработаны в последние годы, для того чтобы определить, в какой научной разработке они смогут помочь региональному институту академии управления при Президенте
Большое спасибо.
Беседовал Игорь ЛЁВ
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |