В последние две недели сентября (с 18-го по 30-е) ИА «Контекст-Причерноморье» пристально следило за темой «преодоление безработицы», а также за проблемами реформирования системы оплаты труда, как вопросом, непосредственно связанным с основной темой. Подводя итог тематической недели, легче отметить проблемы, которые специалисты и чиновники не могут осветить, чем те, которые полно освещены в СМИ. К сожалению, приходится признать, что ИА «Контекст-Причерноморье» также не удалось восполнить этот пробел, но исключительно по объективным причинам.
Проблемы, которые находят свое отображение в СМИ
В сообщениях и публикациях СМИ тему безработицы ньюзмейкеры, в основном, освещают с двух позиций. Первая — это данные различных отчетов чиновников, которыми они оперируют при общении с представителями прессы. Вторая – это умозрительные заключения, которые чаще приводятся при очередном заявлении, как аргумент.
Статистические данные, которые нашему агентству удалось получить от различных государственных служб и общественных объединений, ни в каком приближении не проясняют ситуацию, сложившуюся с рынком труда в Одесской области. Так, например, специалист центра занятости предоставляет данные о количестве зарегистрированных безработных, специалист облгосадминистрации оперирует отчетными показателями о создании рабочих мест в области, а представитель областной организации работодателей заявляет об уничтоженных рабочих местах. При этом очевидно, что не только рядовой гражданин, но и специалист вряд ли сможет объединить эти данные для того, чтобы представить хоть сколько-нибудь полную картину. Это связанно с тем, что практически невозможно оценить методику, по которой получены, предоставляемые данные. Интересен и тот факт, что ни представители облгосадминистрации, ни специалисты центра занятости не пытаются каким-либо образом объединить усилия для создания общей картины (например, по показателям «созданные рабочие места» и «количество зарегистрированных безработных»). Вывод очевиден – это просто невыгодно для руководства страны и области. Но, если очевидным является то, что не выгодно публиковать такие отчеты, то остается надеяться на то, что ситуация с рынком труда ясна самим руководителям. Правда, эту надежду практически развенчивает вторая группа высказываний.
Подходя к высказываниям второй группы, которые достаточно часто появляются в СМИ (заявления и заключения о создании рабочих мест), можно сделать вывод, что они все, за редким исключением, носят исключительно популистский характер и не несут каких-либо политических, экономических или иных последствий. Более того, именно то, когда и как их делают, оставляет очень мало надежд на понимание кем-либо из современных политиков и руководителей реального состояния дел (точнее, кем-либо из тех политиков и руководителей, которые делают подобные заявления). Примером тому, к сожалению, может служить пункт предвыборной программы «Десять шагов навстречу людям» Виктора Ющенко, согласно которому в Украине, в случае его победы, будет создаваться не менее одного миллиона рабочих мест в год. Как минимум один полный год после избрания В. Ющенко президентом уже прошел, но до сих пор не известен какой-либо отчет Президента (его Секретариата) об изменении состояния рынка труда. К числу самых безобидных упоминаний о проблеме можно, как пример, отнести следующее заявление губернатора Ивана Плачкова о предполагаемой разработке нефтяных скважин в Одесской области: «… это даст новый импульс развитию украинской экономики, позволит создать новые рабочие места и обеспечит надежное энергоснабжение области». При этом руководитель области не считает нужным проиллюстрировать свое высказывание данными о количестве специалистов Одесской области, которые могли бы быть заняты на этом производстве (на первый взгляд, наличие необходимого количества одесситов, которые имеют квалификацию нефтяников и бурильщиков, позволяющую производить подобные работы, кажется сомнительным). Подобного рода высказывания можно встретить при презентации любого хоть сколько-нибудь заметного инвестиционного проекта и открытия какого-нибудь филиала.
Таким образом, приходится констатировать, что ситуация, которая сложилась на рынке труда региона остается непонятной не только рядовому гражданину, но и условному бизнесмену, который хотел бы инвестировать средства в организацию бизнеса в регионе. Инвестор из информации, которая подана в СМИ, вряд ли сможет сделать вывод о глубине и ширине рынка, среднем реальном уровне заработной платы специалистов какой-то конкретной сферы, возможности обучения персонала и т. д. Полнее круг проблем, который абсолютно выпадает из информационного пространства, мы приведем ниже.
То, о чем знают избранные, если знают вообще
Из тех вопросов, которые были интересны агентству, но которые так и не удалось осветить, отметим:
- количество рабочих мест в разрезе по отраслям, по профессиям, по квалификации работников, по реальной, а не декларируемой заработной плате;
- данные по реальной безработице, по скрытой безработице, количеству предложений на рынке труда, которые не находят своего отражения в официальных отчетах;
- обобщенные данные о государственном заказе на обучение специалистов, основанные на запросе госадминистрации (сделанном, разумеется, на основании соответствующего анализа);
- анализ последствий изменений на рынке труда за последние 15 лет, аналогичный прогноз.
При этом особо хочется отметить, что ИА «Контекст-Причерноморье» не претендовало на роль аудитора, а ставило своей целью найти подобные данные, хоть в каком-либо приближении соответствующие действительности.
Малый и средний бизнес как один из ресурсов решения проблемы занятости находит свое отражение в СМИ, но вряд ли дает представление о состоянии дел. Заявления и публикации можно разделить на три группы. Первая – отчеты чиновников, которые выглядят блекло даже по сравнению с графой «создано рабочих мест». Вторая – отчеты различных финансовых институтов о кредитовании малого и среднего бизнеса. Третья – недовольство представителей малого и среднего бизнеса состоянием дел. С первой группой все ясно – отсутствие стройного, а, главное, долговременного простого, четкого и понятного механизма поддержки предпринимателя. Более того, проект бюджета на 2007 год, представленный в парламенте, предусматривает «закручивание гаек» в отношении этой категории работников. Открытые отчеты банков трудно принимать во внимание, так как зачастую декларируемая цель кредита не отвечает реальной его сути. Например, достаточно часто оформляется кредит «на пополнение оборотных средств малого и среднего бизнеса», а реально затем используется, скажем, для ремонта дома. Третья группа высказываний также занимает небольшой удельный вес в общем информационном пространстве. Это связано с тем, что представители малого и среднего бизнеса избегают «засветки» в СМИ, боясь после публикации немедленного визита налоговой инспекции. Поэтому их точка зрения в СМИ представлена очень скудно. Обычно за самих предпринимателей говорят общественные деятели, политики или журналисты. Сами же субъекты хозяйствования могут появиться в материалах СМИ во время каких-либо акций протеста или чего-то подобного.
Таким образом, к сожалению, приходится констатировать, что политика государства в этом направлении не прослеживается. Само понятие «рабочие места» чаще используется как популистское дополнение к другим обещаниям, или как мало поддающийся проверке аргумент при утверждении нового годового бюджета (какого-либо иного плана или законопроекта). Это, безусловно, отрицательный факт во внутренней политике Украины, который, прежде всего, говорит о низкой социальной защищенности населения, большой доли тенизации экономики и полной разбалансированности системы профессионально-технического, среднетехнического и высшего образования.
Традиционный опрос на тему занятости граждан города ярко подтверждает тезис об отсутствии социальной защищенности граждан и полного недоверия государству, причем недоверия, судя по опросу, вполне оправданного. Из 100 опрошенных 92 человека ответили, что совершенно не надеются на помощь государства. Из 100 опрошенных 87 ответили, что устроились на работу с помощью друзей, 12 – по объявлению и только один – через государственное учреждение.
Следующая тематическая неделя ИА «Контекст-Причерноморье» будет посвящена теме финансирования сельского хозяйства. Мы предлагаем нашим читателям не только следить за новостями и другими публикациями нашего агентства, но и приглашаем к диалогу всех заинтересованных лиц, будем благодарны за информацию.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |