ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Актуальні теми  >  Економіка
Страхование? Гражданской? Ответственности? Вопросы? Ответы…
21:21 / 13.10.2006
Фото ТРК «Глас»

Если вы едете в автомобиле? и вас сильно ударили — выйдите и посмотрите: если ударило сзади — к деньгам, а если спереди — к убыткам.

Народная примета

Для начала стоит определиться, что же это за зверь такой, страхование гражданской ответственности? Согласно Закону Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» №1961-IV от 1.07.2004, «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется с целью обеспечения возмещения ущерба, нанесенного третьим лицам в результате дорожно-транспортного происшествия», далее следует пространный список видов ущерба.

Смысл этого всего в том, чтобы пострадавшая сторона получила причитающееся ей независимо от того, есть ли у виновника достаточно денег для возмещения ущерба. Казалось бы, все просто. Однако, вопросов тут, на самом деле, намного больше, чем ответов. Поэтому, круглый стол «Страхование гражданской ответственности – проблемы и перспективы», организованный информационным агентством «Контекст-Причерноморье» при поддержке страховой компании «Универсальная» состоялся как нельзя кстати.

Возможностью обсудить наболевшее с коллегами воспользовались представители около полутора десятков страховых компаний, а также Моторно-транспортного страхового бюро, которое, согласно закону, контролирует все, связанное с автострахованием. В том числе – и страхование гражданской ответственности.

Как удалось ИА «Контекст-Причерноморье» усадить за круглый стол людей, конкурирующих на рынке, наверное, фирменный секрет. Однако, факт налицо: директоры компаний пришли и сели за стол переговоров. И, как оказалось, не зря.

Среди приглашенных были представители еще одной организации, весьма непосредственно участвующей в процессе разбора ДТП – Государственной автоинспекции. Однако, они не нашли возможность (в области в данный момент пребывал спикер парламента, безопасность которого они обеспечивали) появиться, а жаль: одна из главных проблем, которые обсуждались на круглом столе – взаимодействие между страховщиками и ГАИ.

Проблема номер один, по мнению директора Одесского филиала ОАО «Страховая компания «Универсальная» Геннадия Шахбазова, — время ожидания экипажа ГАИ на месте ДТП. Зачастую от момента вызова ГАИ до их проходит несколько часов. Все это время тратится практически впустую. И кроме участников ДТП так же привязаны оказываются и аварийные страховые комиссары. Те, кто оценивает ситуацию и степень вины участников для страховой компании.

Однако, сложности с ГАИ на этом не заканчиваются. Оформленные протоколы иногда зависают на несколько месяцев в ожидании передачи в суд, а потом и самого суда. А в это время клиенты страховых компаний продолжают терпеливо ждать компенсации ущерба. Ради которой, собственно, и затевался весь этот сыр-бор, если верить законодательству.

Что же получается? Затягивающееся на месяцы получение страховки подрывает и без того непрочную веру среднестатистического автолюбителя в эффективность страхования. Его, как потребителя услуги, не волнует (и не должно!), что проблема не только в работе самих страховщиков. А проволочки, как известно, рождают недоверие.

Кстати, если уж говорить о доверии автомобилистов к страховым компаниям, то оно, все же, вторично. Первично же незнание и непонимание сути «автогражданки». Как верно подметил на круглом столе в ИА «Контекст-Причерноморье» Роман Беренштейн, директор Одесской областной дирекции УСК «Гарант-Авто», ситуация эта характерна не только для Украины. Фактически, во всех странах, где система обязательного страхования гражданской ответственности работает, достигли этого лишь путем законодательного давления. Даже в тех странах, где остальные виды страхования давно и успешно стали неотъемлемой частью жизни.

Пути решения этой проблемы предложил начальник юридического департамента Моторно-транспортного страхового бюро Украины Роман Роминский. И начинать, по его мнению, необходимо с разъяснительной работы с водителями. Ведь, фактически, большинство из них не имеют ни малейшего представления о юридических нормах, которые регулируют их, автомобилистов, права и обязанности. А даже в случае, когда четко решено, кто виновен в ДТП, а кто пострадал, при отсутствии полиса «автогржданки», деньги удается получить через суд менее, чем в 20% случаев.

Если к этой цифре добавить еще одну – на данный момент владельцами полисов страхования гражданской ответственности является лишь около 30% автолюбителей и профессионалов, — то картинка получается грустная. Закон-то есть, но его выполнение не обеспечено, а значит, те самые третьи лица, защитить имущественные права которых он призван, страдают так же, как и до введения обязательного страхования граданской ответственности. Что же касается полисов гражданской ответственности, то даже среди тех, кто ими все же обзавелся, бытует мнение, что это лишь очередная «бумажка», необходимая для оформления документов в ГАИ. А вовсе не страховой полис, как это есть на самом деле.

Но кроме факторов, на которые можно лишь попытаться повлиять – проволочек в ГАИ и судах или неграмотных воителей, пытающихся всеми правдами избежать страхования граджанской ответственности, есть проблемы, которые страховщики могут решить сообща. Например, проблема, знакомая каждой страховой компании, и не только в области автострахования – недобросовестные клиенты. Кто подделывает справки о доходах, кто пробавляется страховым мошенничеством, а кто и просто ходячий убыток для компании, так как за руль садится только пьяным…

Спасение есть, например, банки для себя давно решили аналогичную проблему, создав общую базу данных о неблагонадежных клиентах. То же самое весьма выручит и страховщиков. И хотя идея давно витала в воздухе, обсудить ее удалось лишь за круглым столом в ИА «Контекст-Причерноморье».

Но никакие обсуждения и собрания, базы данных и объединенные усилия страховых комиссаров не заставят людей покупать полисы гражданской ответственности автовладельцев перед третьими лицами. И не смотря на желание страховщиков совместными усилиями разработать просветительскую программу для широких масс, с привлечением самых разных средств массовой информации, этого все равно недостаточно. Сознательных людей в общей массе, которых можно убедить, увы, не слишком много. Скорее это поможет молодежи, следующее поколение уже будет страховаться автоматически. А пока, пожалуй, государству стоит задуматься о том, как же заставить закон работать.

Но на это, по всей видимости, страховщикам не повлиять. Хотя, быть может, поддержка информационно-просветительских проектов привлечет внимание не только автолюбителей, но и чиновников.

Директор Одесского филиала ОАО «Страховая компания «Универсальная» Геннадий Шахбазов не раз обратил внимание собравшихся на высокую эффективность таких собраний и необходимость перевести их на постоянную основу. И возражений эта идея не встретила. Быть может, собрания за круглым столом ИА «Контекст-Причерноморье» станут доброй традицией. А пока остается лишь пожелать, чтобы, объединив свои усилия, компании донесли-таки до автомобилистов необходимость страхования гражданской ответственности. В интересах каждого, кто садится за руль. И застрахованы будут 100% машин, а не 30, как сейчас.


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.017
Перейти на повну версію сайту