Интервью профессора Игоря Коваля — политолога, ректора одного из самых известных вузов города — Одесского национального университета им. Мечникова, лауреата рейтинга «100 влиятельных одесситов».
- Вы оказались в рейтинге самых влиятельных людей региона. Что для Вас означает этот статус? Насколько тяжело бывает нести ответственность за образование и формирование личности стольких студентов?
- Как коренной одессит, я с чувством определенной самоиронии отношусь к подобным вещам. Но отмечу: мое присутствие в одесском рейтинге влиятельности — это, прежде всего, оценка работы всей команды. Каким бы ты ни был выдающимся и гениальным менеджером, самому руководить коллективом, который насчитывает 13-14 тыс. человек, без поддержки и помощи, невозможно. Конечно, это еще и понимание одесситами значимости самого вуза, как системообразующего элемента нашего города.
10 тысяч студентов, 14 факультетов и институтов, 42 актуальные специальности, высокий авторитет наших исследователей на международной арене – вот что такое сегодня ОНУ имени Мечникова.
- Есть мнения, что в рейтинг попало мало представителей образования и интеллигенции: там преобладают бизнесмены и политики. Как Вы считаете, возможно ли, что в нашей стране наступит время, когда соотношение бизнес/власть и интеллигенция в подобном рейтинге будет 50/50?
- Сам факт, что представители высшего образования вошли в рейтинг, свидетельствует о понимании: без упреждающего развития науки и образования страна и общество в целом обречены. Не будем уделять образованию должного внимания — окажемся выброшены на обочину современной цивилизации.
На протяжении 25 лет в Украине строилась олигархическая модель капитализма. В ней главную роль играли не те, кто создал своим трудом что-то полезное для экономики государства. По мере избавления от этих «родимых пятен» первых лет независимости, придет и понимание, что культура, в широком смысле этого слова, является важным достоянием страны.
В мире ведется большая дискуссия на тему, что представляет собой образование в 21-м веке: бизнес-проект или общественную ценность. Первая тенденция доминирует. Однако в наиболее развитых государствах, в США, Канаде, Австралии, наряду с развитием высшего образования по схеме бизнес-проекта, существуют элитные школы, которые занимаются подготовкой интеллектуалов и специалистов самого высокого уровня. Надеюсь, что со временем и у нас ситуация изменится. Традиционно наша высшая школа основана на том, что образование именно общественная ценность, необходимая для развития страны.
- Сейчас зачастую молодых людей убеждают не идти в вузы, не тратить деньги на обучение. Многие студенты, поступив в университет, просто просиживают пары ради получения «корочки», не стремясь к знаниям. Ваше отношение к такой позиции?
- Проблема существует в украинском обществе из-за того, что у людей потеряна мотивация. Студенты понимают: как бы хорошо они ни учились, нет гарантий от государства на получение рабочего места с достойной заработной платой. Должна заработать реальная экономика, тогда появятся рабочие места, на которые придут наши выпускники.
Чтобы исправить ситуацию с мотивацией студентов внутри вуза, я бы изменил систему, по которой сегодня формируется штатное расписание. Происходит это из расчета: в среднем 12 студентов на одного преподавателя. Сокращается количество студентов — уменьшается число преподавателей. Учебная нагрузка, количество часов, которое должен преподаватель вычитать за полгода или за год, сейчас никакого значения не имеют. А ведь из живого контакта лектора со студентами и вырастают потом научные школы, новые методики и профессиональные знания.
Когда ко мне приходит декан и говорит, что хочет отчислить 10 нерадивых студентов, я отвечаю: «Хорошо, только сразу решай, кого из преподавателей ты сократишь». Случаются ситуации, когда мы просим студентов: «Машенька, Петенька, ну давай, попробуй еще раз, может у тебя получится, а вот ты эту букву знаешь? Не знаешь? Ну пойди поучи, может завтра сможешь ответить». Это на грани потери здравого смысла. Существующие нормативы загоняют вузы в угол. А студенты — люди разумные и понимают, что в подобной ситуации вуз не заинтересован в отчислении неуспевающих.
В западных вузах штатное расписание составляется из расчета количества студентов, поступивших на первый курс, и не меняется на протяжении учебного процесса. Я общаюсь с коллегами из Польши, Германии, Испании — у них к выпускным курсам подходит, в среднем, 40% от набора первокурсников. Естественный отбор, который никто не отменял в реальной жизни, оставляет самых мотивированных дипломников. Уже их, освоивших регулярный системный труд учебы, получает работодатель. Jтсутствие конкуренции отрицательно сказывается на успешности студентов. Однако, независимо от обстоятельств, у нас есть категория студентов, порядка 15-20% молодых людей, которые занимаются «для себя», чтобы стать специалистами и добиться чего-то в жизни.
- Что Вы думаете о вечном споре на тему, какое образование лучше: наше или западное?
- Советская классическая система высшего образования строилась, прежде всего, на освоении фундаментальных дисциплин. Запад сейчас приходит к этому. В последнее десятилетие нам аргументировали приоритетность узкой специализации (что было характерно для США и Западной Европы 70–80-х годов). Но фундаментальные знания очень важны. Современный уровень новаций обновляется примерно каждые 3-5 лет. Невозможно подготовить специалиста, который каждые три года будет менять специальность. Поэтому происходит возврат к идее фундаментального образования: это становой хребет, на который можно накладывать новые знания как паззлы, менять и улучшать квалификацию. С учетом понимания этой тенденции и построены многие учебные программы в университете Мечникова.
Случается, некоторые студенты пишут об этой части программ возмущенные посты в соцсетях: «Ой, зачем нам это, это, и это. Лишние нафталиновые знания». А знания, как показывает практика, лишними не бывают. Для того, чтобы быть в тренде, высшее образование дает студенту серьезные общекультурные программы.
- Игорь Николаевич, недавно университет Мечникова пригласил горожан на юбилей своей астрономической обсерватории. Тогда прозвучала информация о том, что в Одессе планируется восстановить планетарий. Какая помощь нужна университету для реализации этого проекта?
- Так же, как в общеевропейской практике, университет в последние годы активно осваивает сотрудничество с меценатами. В рамках Ассоциации выпускников университета, скажем, была оказана поддержка в восстановлении и реконструкции Ботанического сада. У нас плодотворные отношения с известной фармацевтической фирмой «Интерхим» — там работает много выпускников нашего химического факультета. Анатолий Редер — выпускник и почетный профессор ОНУ Мечникова. Компания помогла оформить по новейшим технологиям лабораторию для магистров химфака. Выпускник физического факультета ОНУ Вадим Жуков — директор одесской фирмы «Скайлайн электроникс» — оказывает многолетнюю поддержку станции космического наблюдения обсерватории в Маяках.
Думаю, что проект планетария получит поддержку Ассоциации выпускников и других меценатов. Ведь сегодня астрономия, космология, астрофизика становятся очень важными, практически прикладными дисциплинами. Вы хотели бы посетить лекцию по астроботанике, например? Планетарий — это будет замечательное место: интересное, современное, прорывное. На оборудование университет изыщет финансирование, располагаться планетарий будет на территории нашей обсерватории, в парке Шевченко. А вот на возведение самой конструкции планетария нам нужна меценатская помощь.
- Какие похожие интересные проекты университет еще собирается реализовать?
- Все наши образовательные проекты интересны вот уже полтора века. Ведь университет Мечникова — это главный научный, исследовательский центр юга Украины. 151 год истории университета дал региону, стране и миру более полумиллиона квалифицированных специалистов. Мы планируем в новом учебном сезоне несколько переформатировать наши традиционные встречи с будущими студентами. И в онлайн, и в оффлайн режиме.
А ближайшее событие — это промоакция «Поступая в ОНУ, ты поступаешь правильно».
Этот день открытых дверей всего университета, 19 ноября, мы проведем как настоящий фестиваль. Школьники смогут не только встретиться со мной, директорами и деканами факультетов и институтов, но и увидеть все, чем славен университет. Сокровища наших музеев и обсерватории, выставку Ботанического сада, экспозицию научных лабораторий, презентацию факультетов. Словом, поступая в ОНУ, ты поступаешь правильно!
Подготовили материал Анна Карцовник, Алла Гудзенко
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.031Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |