ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Актуальні теми  >  Міжнародні відносини
ПРИКАСАЕМЫЙ ДРАГНЯ. КАК САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК РУМЫНИИ ОКАЗАЛСЯ ЗА РЕШЕТКОЙ
17:28 / 29.05.2019
ПРИКАСАЕМЫЙ ДРАГНЯ. КАК САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК РУМЫНИИ ОКАЗАЛСЯ ЗА РЕШЕТКОЙ

Посадка Ливиу Драгни, безусловно, укрепила позиции президента Клауса Йоханниса, повысив его шансы на переизбрание
«Наиболее могущественный человек Румынии отправлен в тюрьму за коррупцию» — таким заголовком прокомментировала The New York Times решение Высшего кассационного суда Румынии по делу Ливиу Драгни, председателя Палаты депутатов румынского парламента. На самом деле приговор в отношении лидера румынских социал-демократов (PSD) был вынесен еще в июне прошлого года. Тогда Драгня был признан виновным в подстрекательстве к злоупотреблению служебным положением. Кроме того, была доказана его причастность к фиктивному найму служащих. В результате суд приговорил Драгню к трем с половиной годам лишения свободы. Однако он воспользовался правом обжалования приговора в другой палате. Процесс обжалования затянулся почти на год, и этот срок Драгня постарался использовать для укрепления своих позиций.

Драгня обвиняется в том, что, будучи главой округа Телеорман, санкционировал фиктивный найм служащих на работу в ведомство по делам молодежи. Двое служащих в период с 2006 по 2013 гг. получали зарплату из госбюджета, в реальности работая на PSD. В рамках данного дела Верховный суд Румынии приговорил к лишению свободы еще девятерых фигурантов.

По меркам Украины, где еще до недавнего времени госслужащие активно «вступали» в правящую партию, правонарушение не ахти какое. Но по меркам ЕС вполне серьезное. Достаточно вспомнить дело против президента Франции Жака Ширака, который в бытность мэром Парижа создал несколько фиктивных должностей и за счет зарплат из общественных средств финансировал деятельность партийных сотрудников.

Положение Драгни усугубил тот факт, что он уже имел проблемы с законом. В 2016 г. лидер румынских эсдеков был осужден условно на два года за мошенничество на референдуме 2012 г. Это помешало ему занять пост премьер-министра Румынии, но не помешало оказывать решающее влияние на формирование правительства, свергать и назначать премьеров, исходя из принципа личной лояльности. Два премьера — Сорин Гриндяну и Михай Тудосе — ушли в отставку после «утраты доверия» партийного вожака. Причем последний был отставлен после конфликта с министром внутренних дел Кармен Данеэлой Дин, политическая карьера которой так же, как и у Драгни, началась в Телеормане.

Именно степень влияния Драгни на процессы в государстве позволила говорить о нем как о «самом могущественном» и «самом влиятельном» политике Румынии. И несмотря на это, он проиграл системе правосудия, которую стремился подчинить своему контролю на протяжении всего периода пребывания у власти.

Социал-демократы победили на выборах 2016 г., набрав более 44% голосов, что позволило им создать коалицию с Альянсом либералов и демократов, а по сути, монопольно править страной. Основными противниками социал-демократов де-факто оказались система правосудия Румынии и президент Клаус Йоханнис.

Последующие два с половиной года представляли собой борьбу социал-демократов как с первой, так и со вторым. Борьбу, которая, несмотря на вынужденные отступления, шаг за шагом приближала к заветной цели. Одержимость, с которой Драгня и его окружение боролись с системой правосудия, могла бы даже вызвать сочувствие, если бы речь не шла о банальном стремлении вывести лидера социал-демократов из-под ответственности за коррупционные действия.

Первой ласточкой стала попытка правительства в начале 2017 г. принять два постановления, одно из которых предполагало помилование осужденных по нескольким статьям уголовного кодекса, а второе — внесение изменений в уголовный кодекс с целью декриминализации ряда статей, касающихся коррупции. Ответом стали многотысячные акции протеста, по итогам которых правительству пришлось отменить скандальные решения.

Пропустить через 15

Несмотря на это, в декабре законопроекты, ограничивающие полномочия антикоррупционных органов и ставящие их под контроль правительства, были поддержаны обеими палатами парламента. Не помешали ни протесты внутри страны, ни негативная реакция европейских структур и Госдепартамента США.

С каждым разом аппетит усиливался. В феврале 2018 г. министр юстиции Тудорел Тоадер инициировал отставку главы Антикоррупционного директората Лауры Ковеши. После решения Конституционного суда Йоханнис был вынужден подчиниться и уволить популярного антикоррупционного прокурора. Впоследствии румынская сторона всячески препятствовала избранию Ковеши главным прокурором ЕС. Впрочем, безуспешно.

В октябре правительство потребовало уже отставки генерального прокурора Аугустина Лазэра. Румыния начала обретать репутацию enfant terrible Евросоюза наряду с Польшей и Венгрией. Все чаще из Брюсселя стали раздаваться критические замечания в адрес румынских властей. Правительство критиковали не только за ущемление независимости органов правосудия, но и за избыточные социальные инициативы — повышение зарплат и существенное снижение налоговой нагрузки. Еврокомиссию беспокоило то, что принятые меры не позволят Румынии достичь поставленных бюджетных целей. Несмотря на то что экономика страны демонстрирует рост выше среднеевропейского, в его основе лежат все же не инвестиции, а рост потребления.

Ответом на критику Брюсселя стала встречная критика ЕС со стороны Драгни. Его голос зазвучал в общем хоре евроскептиков. Наконец, он выступил с инициативой о привлечении президента Румынии к ответственности за «государственную измену». Поводом послужили сомнения Йоханниса в том, что Румыния готова председательствовать в ЕС.

И все эти комбинации перечеркнуло решение Кассационного суда.

Отправка Драгни в тюрьму Рахова выглядит только вершиной айсберга, на который натолкнулся корабль социал-демократов. На выборах в Европарламент 26 мая они потерпели обидное поражение, уступив оппозиционной Национал-либеральной партии и заняв второе место с результатом около 24%, что значительно ниже их результата на парламентских выборах 2016 г.

Кроме того, наряду с выборами прошел инициированный президентом Румынии референдум, который, по сути, превратился в плебисцит о доверии политике PSD. В ходе референдума румынам было предложено ответить на два вопроса: «Согласны ли вы с запретом на амнистию и помилование преступлений, связанных с коррупцией?» и «Согласны ли вы с запретом на принятие правительством срочных постановлений в области преступлений, наказаний и судебной организации, а также с расширением права обжаловать постановления непосредственно в Конституционном суде?» Явка составила 41,23% при пороге в 30%. 81,1% проголосовавших высказались за, 13,5% — против. Но самое главное здесь, что референдум вообще состоялся, уже этот факт сам по себе указывал на кризис доверия к PSD.

Кто выиграл в результате приговора, вынесенного лидеру румынских социал-демократов?

Главным бенефициаром представляется Йоханнис, который теперь уверенно может баллотироваться на второй срок. Его основной политический противник повержен, и вряд ли стоит опасаться появления серьезного кандидата от правящей коалиции. Противостояние с Драгней позитивно повлияло на имидж президента. Он уже потребовал отставки правительства Виорики Дэнчилэ, ссылаясь на разгромные результаты выборов в ЕП.

Выигрывают также диссиденты из рядов самой Социал-демократической партии, которые уже переходят под знамена бывшего премьер-министра Виктора Понты, создавшего свою партию Pro Romania. На пользу ситуация и партиям, прежде не имевшим серьезного политического веса, — например, Союзу спасения Румынии (USR) и созданной недавно партии PLUS еще одного экс-премьера Дачана Чолоша. На выборах в Европарламент Альянс 2020 USR + PLUS занял третье место с общим результатом 22,7%, лишь на процент меньше, чем правящая PSD, что стало настоящим сюрпризом.

Дело Драгни может оказать влияние и на соседнюю Молдову, а косвенно — и на Украину. О тесных контактах Демократической партии Молдовы, возглавляемой Владом Плахотнюком, с румынскими социал-демократами хорошо известно. Бухарест продолжал оказывать поддержку Кишиневу даже в условиях остракизма со стороны Брюсселя. После поражения Петра Порошенко на президентских выборах в Украине Плахотнюк потерял одного серьезного союзника. Теперь, похоже, потерял еще одного. В Молдове налицо политический кризис, когда ни у одной из партий, прошедших в парламент, нет достаточного количества мандатов для формирования правительства. Россия сделала ставку на социалистов и, судя по развитию событий, удерживает их от создания альянса с демократами. Потеря союзников может сделать Плахотнюка более внимательным к пожеланиям Москвы. А это, в свою очередь, создает дополнительные риски для Украины.

Артем Филипенко, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона НИСИ

Источник


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.019
Перейти на повну версію сайту