Сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен может оказаться главным бенефициаром «Украиногейта»
Дальнейшее развитие скандала вокруг телефонного давления Дональда Трампа на Владимира Зеленского неминуемо будет бить не только по нынешнему президенту США, который собирается переизбираться, но и по его главному конкуренту. Джо Байдена пока еще считают главным кандидатом от демократов, но его позиции уже пошатнулись. Причем еще до того, как был дан ход расследованию относительно возможности импичмента Трампу.
Замена Хиллари
21 сентября сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен впервые стала самым популярным кандидатом от своей партии в Айове, которую многие считают ключевым для Демпартии штатом. Своим основным кандидатом ее назвали 22% вероятных участников партийных праймериз штата, а ее главного соперника Джо Байдена — на 2% меньше.
Два дня спустя появились еще более яркие данные опроса в Калифорнии: на праймериз демократов 29% готовы поддержать Уоррен, а Байден с 18% опустился на третье место, пропустив вперед социалиста Берни Сандерса (21%).
В целом Уоррен прочно удерживает вторую-третью позицию среди потенциальных номинантов на соперничество с Трампом за кресло в Белом доме. Отчасти это следствие запроса на кандидата-женщину с хорошими перспективами на успех, который после фиаско Хиллари Клинтон остался нереализованным.
Уоррен пока уступает Байдену в общенациональных рейтингах, но с бывшим главным конкурентом Клинтон на праймериз-2016 Сандерсом идет «ноздря в ноздрю», периодически опережая его. К тому же делает это настолько часто, что ее еще за несколько дней до объявления о начале процедуры импичмента уже называли главным выгодополучателем от разгорающегося в США скандала, связанного с трамповским «принуждением к сотрудничеству» украинского визави в поиске компромата на Байдена.
Скандал бьет и по самому Байдену уже как минимум тем, что его сын сотрудничал с функционерами режима Януковича, которого западные лидеры через какое-то время после его прихода к власти начали избегать. Но если все же окажется, что бывший вице-президент США давил на украинскую власть, требуя уволить с поста генпрокурора Виктора Шокина с целью не стимулировать ускорение антикоррупционных реформ в Украине, а оградить сына, рейтинги Байдена могут вообще обвалиться.
Уоррен, кстати, достаточно быстро отреагировала на этот скандал. Она заявила: «Сейчас в Овальном кабинете сидит президент, который продолжает совершать преступления... Он продолжает, потому что он знает, что его министерство юстиции не будет действовать, и считает, что Конгресс не будет действовать против него. Сегодняшние новости подтвердили, что он думает, что он выше закона. Если мы ничего не сделаем, он будет прав». При этом добавила, что участие Конгресса в работе Трампа по отношению к Украине сильно затруднено. То есть сконцентрировалась на вине президента, не попытавшись даже использовать ситуацию против своего главного конкурента на предстоящих партийных выборах.
И это вполне может сыграть ей на руку, так же как и, казалось бы, нелогичная пассивность на последних дебатах. В их ходе бывший вице-президент поначалу довольно неплохо очертил свои позиции, но потом довольно слабо отбивался от нападок соперников-однопартийцев. Уоррен же от этой травли явно самоустранилась. И это ей точно не повредит: практика показывает, что рейтинги наиболее агрессивных критиков фаворита обрушиваются раньше, чем снижается его поддержка.
Дай миллион!
Однако и без такой расчетливой сдержанности госпоже сенатору есть чем покорять электорат, что прекрасно демонстрирует ее растущая на законодательных инициативах популярность. Недавно она презентовала масштабный проект борьбы с коррупцией, который может (в случае принятия, конечно) запретить высокопоставленным американским чиновникам и членам Конгресса состоять в правлениях некоммерческих организаций, а лоббистам — многие виды деятельности по сбору средств, в том числе на политические кампании.
Также документ предусматривает ужесточение ограничения на получение политиками подарков или денежных вознаграждений и запрет федеральным судьям уходить с поста во избежание расследований о нарушении профессиональной этики. Под запретом могут оказаться мировые соглашения по делам, связанным со здоровьем населения и безопасностью, а также защита от групповых исков для всех дел, связанных с трудоустройством, защитой прав потребителей, антимонопольной политикой и гражданскими правами.
Уоррен объясняет избирателям, что в современной Америке правительство работает лишь на богатых и влиятельных: крупные энергетические, страховые и медицинские компании, которые через лоббистов продвигают свои интересы в ущерб простым людям. Она утверждает, что многие инициативы, продвигаемые прогрессивными демократами, например, реформа федеральной системы уголовной юстиции, введение гарантированных отпусков по уходу за ребенком, более жесткий контроль над оборотом оружия и программа доступной недвижимости, не продвигаются «из-за того, что крупные корпорации и миллиардеры, которые не хотят платить налоги и следовать правилам, используют свои деньги и связи, чтобы помешать им».
У многих на слуху предложение Уоррен обложить двухцентовым налогом каждый доллар в тех состояниях, которые превышают сумму в $50 млн. Считается, что это поможет быстро собрать пару-тройку триллионов на продвигаемые демократами социальные программы.
Не меньший резонанс вызвало следующее ее высказывание: «Чтобы восстановить баланс сил в нашей демократии, способствовать конкуренции и быть уверенными в том, что технологические инновации следующего поколения будут не менее яркими, чем в прошлом, необходимо разрушить наши крупнейшие технологические компании».
Казалось бы, таким образом наехав на Facebook, Apple, Google и Amazon, Уоррен замахнулась на то, что составляет немалую часть национальной гордости американцев, — технологическое первенство США в мире, из-за чего трамписты и другие консерваторы постоянно называют ее социалисткой (в американском консервативном лексиконе это практически ругательство). Но борьба с монополиями вполне годится и для либеральной повестки, тем более что слова сенатора неожиданно для многих получили поддержку от создателя одной из вышеупомянутых компаний — соратника Стива Джобса, этнического украинца Стива Возняка.
«Apple давно следовало бы развалить на независимые подразделения, которые находились бы далеко друг от друга, и дать им работать самостоятельно... Я думаю, что большие IT-компании стали слишком большими, у них появилось много контроля над нашими жизнями и они забрали наше право выбирать, — заявил он, присоединившись к тем, кто считает монополизм IT-гигантов опасным. Кстати, Элизабет Уоррен считает такой монополизм вредным еще и потому, что он мешает развиваться малому IT-бизнесу. Стоит отметить, что и другой социалистический тезис программы Уоррен — введение дополнительного налога на сверхбогатых — также нашел поддержку у ее потенциальной жертвы — Билла Гейтса.
Не обманула, а заблуждалась
Но Уоррен ищет путь к избирателям не только через экономические программы. Сенатор применяет современные пиар-технологии, активно проводя кампанию в соцсетях. Она лично звонит избирателям, пожертвовавшим деньги на ее кампанию, и тратит по пару часов на селфи с участниками предвыборных митингов. Казалось бы, зачем? Ведь эти люди и так ее поддерживают. Однако такое внимание стимулирует многих включаться в агитацию на общественных началах.
Не забывает Уоррен и о критике нынешнего главы Белого дома. Так, представляя свою антикоррупционную программу, она не преминула заявить: «Не сомневайтесь: администрация Трампа — самая коррумпированная администрация нашего времени». Тот отвечает ей (пока что) снисходительной взаимностью, называя социалисткой и «Покахонтас» и намекая тем самым на давний скандал с утверждением Уоррен о наличии среди ее предков американских индейцев (которых в ее обозримой родословной не нашлось). Но сможет ли он выиграть такими методами у стремительно набирающей обороты демократки?
От попытки обвинить ее во вранье Уоррен уже успешно отбилась, сумев выиграть выборы в Сенат у республиканца, который также использовал этот инцидент против нее. Тогда ее братья и сестры рассказывали, что были уверены в наличии в их жилах крови чероки и делаваров из-за рассказов бабушки, а работодатели в университетах, которых Уоррен якобы хотела таким образом обмануть, заявили, что не ориентировались на ее происхождение при приеме на работу. Сама же госпожа сенатор в преддверии президентской избирательной кампании-2020 прошла ДНК-тест, показавший, что индейские предки у нее возможны, но очень далекие, и извинилась перед индейским вождем, заявив, что не имела права называть себя потомком коренных американцев, имея для этого столь слабые основания.
Ну а трамповские обвинения в социализме не мешают Уоррен уже сейчас опережать его на пару процентов в социологических опросах. Тем более что она, еще недавно республиканка, куда более умеренная и куда менее левая, чем Берни Сандерс, у которого Дональд Трамп и впрямь может убедительно выиграть. Ну а слова нынешнего президента о том, что он будет рад посоперничать с Уоррен, так как легко победит, всерьез воспринимать не стоит: он обо всех так говорит, включая «сонного Джо», как он называет Байдена.
Как возможное перемещение Элизабет Уоррен в Овальный кабинет скажется на Украине, говорить, пожалуй, рано. Но, с одной стороны, она, возможно, и будет благодарить Провидение, пославшее страну, обрушившую рейтинги ее главных соперников. Но с другой — может счесть Украину слишком токсичной (впрочем, таково будет мнение любого, кто окажется 46-м президентом США) и попытаться максимально оградиться от нее. Хотя нормальное отношение к нашей стране со временем вернется, впрочем, украинским коррупционерам станет труднее налаживать контакты с американскими: контрагенты будут опасаться утечек с нашей стороны.
Ну а отношение «Покахонтас» к нашей основной проблеме — российской агрессии — вполне адекватно ситуации. 16 сентября она дала интервью, в котором обвинила Россию в использовании коррупции «для подрыва украинской демократии» и заявила следующее: «Незаконно аннексировав часть украинской территории и спровоцировав войну на востоке Украины, Россия поставила под угрозу концепцию целостной, свободной и пребывающей в мире Европы, которая успешно реализовывалась почти четверть века. Наш ответ должен быть сосредоточен на выработке надежной стратегии, направленной на укрепление безопасности союзников НАТО, для которых вновь усиливающаяся Россия представляет угрозу, на поддержку независимости суверенитета и территориальной целостности Украины, а также на привлечение России к ответу и сдерживание дальнейших безрассудных действий с ее стороны». Тут и комментировать нечего.
Руслан ВЕСЕЛ
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.017Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |