За последнее время произошло два события, которые остались практически незамеченными на фоне войны на Донбассе, визитов Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Киев и Москву, Мюнхенской конференции.
Председатель Европейской комиссии «За демократию через право», более известной как Венецианская комиссия, Джанни Букиккио предложил Президенту Украины приостановить люстрацию и доработать соответствующий закон. Более того, г-н Букиккио назвал закон «Об очищении власти» «плохим законом». Украинские власти традиционно прислушивались к мнению Венецианской комиссии и потому вряд ли нынешнее руководство страны позволит себе его проигнорировать.
Косвенно оценку европейских юристов подтвердила и сама Верховная Рада, которая 27 января проголосовала за внесение изменений в упомянутый Закон. Внесенные изменения касаются решений о люстрации высших офицеров, которые могут быть отменены Президентом «если это обусловлено необходимостью обеспечения обороноспособности государства».
О негативных последствиях массовой люстрации говорилось и до принятия закона. Правда, говорилось довольно сдержанно. Люстрация была одним из главных лозунгов Евромайдана. И потому пошли по пути наименьшего сопротивления: «хотите – получите». Правда, уже в самом начале революционеров ждало разочарование. Ведь среди тех, кто, по идее, должен был быть люстрированным, в первую очередь хотели видеть депутатов от Партии регионов. Но в том то и дело, что подобный запрет явно вступал в противоречие с Конституцией, которая гарантирует право граждан избирать и быть избранным. Ну а «поражение в правах» это уже из сталинской практики, не имеющей ничего общего с европейским выбором. Столь же проблематичным стал и процесс люстрации судейского корпуса. В итоге под чистку попали чиновники, многие из которых просто винтики в большой государственной машине и которым нечего предъявить, кроме того, что они служили при «преступном режиме». Видимо не так-то просто побороть эффект «крайнего», так сказать, пресловутой «невістки», которой и дома-то вроде нет, а халат висит...
Кстати, хочу напомнить: отсутствие закона не помешало в свое время Виктору Ющенко уволить порядка 40 тысяч чиновников, которые работали при его предшественнике.
И почему никого не смутило, что под люстрацию подпадают многие из тех, кто сегодня занимает ключевые должности в госаппарате? А теперь в срочном порядке в люстрационный закон вносятся изменения. И судя по заявлениям Венецианской комиссии, дело не ограничится военнослужащими.
Ведь по сути все просто. Нет и не может быть увольнений чиновников по политическим мотивам. Более того, государственная служба должна быть департизирована и деполитизирована. Понятно, что речь не идет о министрах. Это должности политические.
Если же чиновник замешан в коррупции, то есть соответствующий закон, есть Уголовный Кодекс, есть правоохранительная система, пусть тоже далекая от идеальной, но есть. Тем более, что действующие законы предполагают при назначении на должность в системе госслужбы серьезную и длительную спецпроверку. В процессе задействованы сотни людей. И вполне резонен вопрос – а что делают все эти люди, нужны ли эти спецпроверки, если можно решить проблему одним махом?
К тому же «тест на коррумпированность» — путь нелегкий и, что самое главное, рискованный. Потому как лица-то на политическом Олимпе вроде как новые (хотя далеко не все), а стремление к воровству – прежнее. Зачем рушить старые коррупционные схемы, систему откатов и распила бюджетных денег, если проще ее возглавить? А показательное наказание виновных коррупционеров из прошлого режима может вызвать вполне законное желание у сограждан распространить эту практику на деятелей режима нынешнего. Впору воскликнуть «Medice, curateipsum!» – «Врач, исцели себя сам!».
Пока что мы видим дезорганизацию государственного механизма. Десятки ответственных лиц, от руководителей районных госадминистраций до вице-губернаторов и даже губернаторов, находятся в подвешенном состоянии «исполняющих обязанности». На ключевые должности порой назначаются одиозные персоны или лица, чьи профессиональные качества вызывают сомнения, в то время как профессионально подготовленные кадры подпадают под люстрацию, а вернее даже, псевдолюстрацию. К слову, далеко не все, кто требовал люстрации, хотят сегодня занять чиновничьи посты, поскольку и зарплата маленькая, и рабочий день порой неограничен, и ответственности хоть отбавляй, да и времени на общественные занятия не остается. Ибо в любом деле, в том числе и в чиновничьем, требуется профессионализм, нужна кадровая политика, в основе которой – формирование кадрового резерва.
А то складывается парадоксальная ситуация – Академия государственного управления при Президенте Украины и ее региональные институты готовят кадры для государственной службы, а «скамейка запасных» или пустует, или заполняется по принципу партийных квот. Как тут не вспомнить нашего всегда актуального земляка Михаила Жванецкого: «И что смешно. Министр мясной и молочной промышленности есть и неплохо выглядит. И что главное — мясная и молочная промышленность есть, мы ее видим и запах ее чувствуем. И, что самое главное, — продукции выпускается в 5 раз больше, чем в 40-м году... Все это действительно существует... Просто чтобы это увидеть, нужно попасть к ним внутрь. Они внутри, видимо, все это производят и, видимо, там же все это и потребляют. У них объем продукции возрастает, значит, и возрастает потребление ими же...».
Сергей Гриневецкий
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.016Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |