Проявленный интерес к моим публикациям о некоторых особенностях принятого Верховной Радой Украины Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад» (далее – Закон) потребовал обсудить еще и отдельные детали этого документа.
Напомню, что главными, на мой взгляд, проблемами Закона, отраженными в предыдущих статьях, являются отсутствие системного подхода к решению проблем административно-территориального устройства Украины и конституционная неурегулированность самой системы АТУ (отсутствие предусмотренного п. 13 ст. 92 Конституции Украины закона об административно-территориальном устройстве).
Тем не менее, упомянутый Закон вызвал широкий интерес у представителей территориальных громад и сразу же высветил ряд вопросов для его практической реализации.
1. Так, еще одной, на мой взгляд, проблемой Закона является полное отсутствие расшифровки отдельных категорийных понятий, например:
- «Внешняя граница юрисдикции советов объединенных территориальных громад (п. 2 ч. 1 статьи 4 Закона);
- «качество и доступность публичных услуг» (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона) и т.д.
2. Очень неконкретно и расплывчато в Законе отражены критерии объединения территориальных громад («исторические, природные, этнические, культурные и другие факторы» – п. 4 ч. 1 ст. 4, или «качество и доступность публичных услуг, предоставляемых объединенной территориальной громадой, не могут быть ниже, чем до объединения» — п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона).
3. Не до конца ясным представляется вопрос о том, какое именно количество «членов территориальной громады» (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона) подает предложения об объединении громад, и каким образом собственно проводится общественное обсуждение внесенного предложения (ч. 3 ст. 5 Закона).
4. Также в Законе отсутствует детализация пунктов, которые должны быть включены в план организационных мероприятий по добровольному объединению территориальных громад (п. 3 ч. 1 ст. 7).
5. Сомнения вызывает и предусмотренный частями 3-6 ст. 7 Закона «превентивный» контроль соответствия подготовленного проекта решения об объединении территориальный громад Конституции и законам Украины, причем сразу по двум причинам: во-первых, такой контроль не предусмотрен Конституцией Украины, а, во-вторых, в соответствии со ст. 124 и 144 Конституции Украины решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции Украины приостанавливаются в установленном порядке с одновременным обращениям в суд, а не возвращаются на доработку.
Кроме того, Закон вообще не предусматривает механизм доработки проекта решения об объединении территориальных громад в случае его возврата из областной государственной администрации или Совета министров АРК.
6. Не четко выписаны и положения ч. 7 ст. 7 Закона о процедуре окончательного решения вопроса о добровольном объединении громад. Достаточно решений сессий соответствующих советов или все-таки необходимо проводить референдум?
Кстати говоря, действующее законодательство Украины вообще на сегодняшний день не позволяет провести местный референдум из-за отсутствия такого закона.
7. Большие вопросы вызывает и процесс исполнения уже принятых бюджетов местных советов в случае принятия решения об объединении громад. Например, ч. 4 ст. 8 говорит о раздельном исполнении бюджетов каждого совета до окончания бюджетного периода, правда, умалчивая о том, кто именно и как будет это делать.
Или ч. 2 ст. 10 Закона говорит о том, что предложения о финансовой поддержке объединенной территориальной громады вносятся Советом министров АРК или областной государственной администрацией в Кабинет Министров Украины до 15 июля. А как быть, если объединение громад происходит после 15 июля? Получается, что раздельное исполнение бюджетов громад может продлиться полтора года. При этом неясно, как будет приниматься бюджет (бюджеты) объединенной территориальной громады на следующий год.
Не до конца определенными является и ряд изменений, внесенных в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине». Например, ст. 6, где предусмотрена возможность выхода территориальной громады из уже созданной объединенной громады. Правда, даже проект закона о механизме такого выхода отсутствует.
Или ст. 14-1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», которая предусматривает введение должности старосты, вообще не предусмотренной ст. 141 Конституции Украины.
Вообще говоря, складывается устойчивое впечатление, что Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад», призван решить еще какие-то вопросы, помимо собственно объединения громад. К примеру, полностью перекроить де-факто карту территориального устройства Украины, причем так, что сами территориальные громады будут просто поставлены перед фактом, и ни о какой добровольности этого процесса и речи не будет.
По-моему, замахнулись на главное национальное богатство Украины — на землю!
Сергей Гриневецкий
Сторінки: | 1 |
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |