Итак, мечта сбылась. Украина вернула себе статус житницы. По итогам первого квартала 2016 года доля АПК в общей структуре экспорта выросла до 43%. Таковы данные Государственной фискальной службы. В 2015 году этот показатель был около 40%. На начало апреля 2016 года фактические объемы экспорта зерновых культур составили почти 30 млн. тонн.
По данным Минагрополитики, в первом полугодии 2015-2016 маркетингового года Украина нарастила поставки зерновых культур на внешние рынки на 13% по сравнению с предыдущим годом. Еще в 2014 г. продажи продтоваров и сельхозпродукции вышли на первое место, заняв долю 30,2% в общей структуре экспорта. В 2015 году эта доля уже составила 38,2%. То есть все другие виды промышленности экспортировали товаров лишь в 1,5 раза больше, чем аграрии и пищепром.
В 2015 году, несмотря на девальвацию гривни, аграрии получили рекордную сумму чистой прибыли — 89,5 млрд грн (в 2014 году 35,3 млрд грн). В долларовом эквиваленте чистая прибыль составила 4,1 млрд долл (в 2014 — 3 млрд).
Самыми прибыльными культурами традиционно является подсолнечник (80,3% рентабельности), рапс (44%), зерновые (43,2%), соя (38,4%).
Казалось бы, можно было бы радоваться. Аграрный сектор выбрался из «ямы», в которой он оказался в 90-е годы прошлого века после развала СССР и краха плановой экономики. Однако на общем фоне оптимистические показатели работы АПК выглядят скорее как ложка меда в бочке дегтя. А если подобная тенденция сохранится, то последствия могут быть весьма плачевные.
Во-первых, производство сельхозпродукции не может иметь уровень рентабельности, сравнимый с промышленным производством. А показатели экспорта говорят нам скорее о деиндустриализации экономики Украины. Понятно, что развал промышленности во многом обусловлен событиями на Донбассе. Многие предприятия в настоящий момент находятся на территории, не контролируемой Украиной. И тем не менее, промышленный потенциал все еще значителен.
Во-вторых, если проанализировать десять ведущих групп товаров, экспортированных в 2015 году (их доля в общем экспорте составляет чуть менее половины — около 47 %), то несложно заметить, что подавляющее большинство — это сырье и продукция с низкой добавленной стоимостью. Из продукции высоких технологий в первую десятку входят только провода и кабели (здесь не грех вспомнить и об одесском заводе «Одескабель»). При этом экспорт двигателей турбореактивных, турбовинтовых и других газовых турбин — действительно высокотехнологичной продукции — составил менее 1,8% в общем объеме экспорта. А это 13-е место в рейтинге.
В-третьих, наибольший объем экспорта украинских товаров по итогам 2015 года по-прежнему приходится на Россию. Правда, в 2015 г. он уменьшился вдвое по сравнению с 2014 г. Учитывая взаимные санкции, можно предположить, что в 2016 году сокращение будет еще более существенным.
В-четвертых, увеличение экспорта сельхозпродукции и прибыльности сельского хозяйства пока что никак не сказалось на развитии сельской местности, а по ряду параметров стало даже хуже. В особенности, это касается состояния дорог.
В-пятых, вызывает озабоченность также вопрос о том, что фактически сегодня отсутствует контроль за использованием земель. Государственная сельскохозяйственная инспекция ликвидирована, но орган, который должен выполнять ее функции, до сих пор не определен.
Может случиться, что богатая земельными ресурсами Украина окажется заложником этого богатства. Данный феномен получил название «ресурсного проклятия». Суть его состоит в том, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, являются зачастую менее экономически развитыми, нежели страны с небольшими ресурсными запасами. Этот феномен чаще всего свойственен странам, богатым углеводородами. Однако есть риск того, что в формирующемся глобальном разделении труда Украине будет отведена ниша производителя продовольствия. Негативные экономические, социальные и экологические последствия этого процесса очевидны: деиндустриализация, падение уровня образования, сокращение рабочих мест и безработица, увеличение разрыва в экономическом развитии. В целом — очередная «банановая» республика, только вместо бананов – пшеница, подсолнечник и рапс.
Впору не радоваться, а бить в набат... Пока не поздно.
Сергей Гриневецкий
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.087Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |