С 1 мая вступил в силу новый Закон «О государственной службе». В прессе Закон называют «революционным». Он действительно содержит в себе ряд серьезных новаций, однако, если быть честным, они подтверждают правило «новое — есть хорошо забытое старое».
Например, введение должностей госсекретарей министерств. Напомню, что подобный эксперимент уже проводился в 2001 году, когда Президентом был подписан Указ «Об очередных шагах относительно дальнейшего осуществления административной реформы в Украине». Более того, введение должности госсекретаря было предусмотрено и в тех изменениях в Конституцию, которые намеревался внести Президент Леонид Кучма. Однако ровно через два года, в мае 2003 года, Президентом был издан другой Указ «О некоторых мероприятиях по оптимизации руководства в системе центральных органов исполнительной власти», который ликвидировал должности государственных секретарей министерств и их замов и вводил должности первых заместителей и заместителей министров.
То, что сейчас эта норма законодательно закреплена — безусловный плюс, поскольку по Конституции порядок и организация деятельности органов исполнительной власти определяется исключительно законом.
Из той же категории «хорошо забытого старого» — необходимость проведения конкурса на должности госслужбы. К сожалению, это правило или вообще не соблюдалось, или носило формальный характер. Посмотрим, как будет оно выполняться в нынешних условиях.
К числу плюсов закона я отнес бы разделение политических должностей и должностей государственной службы. Закон, как известно, выводит из госслужбы политиков — то есть депутатов и министров, а также их помощников, советников, пресс-секретарей, обслуживающий персонал. Позитивным моментом является запрет высшим госслужащим на членство в партиях, а всем госслужащим — занимать должность в руководстве партий и принимать участие в предвыборной агитации. Опять же, посмотрим, как будет выполняться...
Далеко не бесспорная норма закона — запрет на совмещение госслужбы для председателей местных государственных администраций с выполнением обязанностей депутата местного совета (тем более, что Конституционный Суд Украины еще 4 декабря 2001 года признал такой запрет неконституционным).
В свое время, в бытность председателем Одесской областной государственной администрации, я настаивал, чтобы председатели районных администраций прошли через «сито народного доверия», а именно: баллотировались в областной совет по своим районам. Напомню, что тогда в областной совет избиралось по три депутата от каждого района и города областного значения. В целом, замечу, это позволяло получить в итоге довольно профессиональный состав областного совета. Пусть и лояльного, но зато результативного.
Сегодня изменились принципы формирования областных и районных советов. Более того, в рамках заявленной децентрализации ожидаются и определенные изменения в деятельности областных и районных госадминистраций. Поэтому сегодня эта норма соответствует требованиям времени. Тем более, что Закон обратной силы не имеет, а Национальное агентство по вопросам государственной службы поспешило заявить, что граждане, которые совмещают госслужбу и депутатскую деятельность в местных советах до 1 мая, могут продолжать такое совмещение и после вступления в силу новой редакции закона о госслужбе.
Ну и, наконец, самый острый вопрос — вопрос об оплате чиновничьего труда. За 25 лет мы выяснили, что ничто не обходится так дорого государству, как чиновники с низкой зарплатой. Сегодня в зарплате госслужащего львиную долю составляет не оклад, а различные доплаты — за выслугу лет, за ранг, за интенсивность. Новый закон устанавливает, что общий размер премии госслужащего за год не может составлять более 30% фонда его должностного оклада. Надбавка за выслугу лет на государственной службе устанавливается на уровне 3% должностного оклада за каждый календарный год стажа госслужбы, но не более 50% должностного оклада. Все это, конечно, прекрасно, если речь идет, например, об окладе в 10000 гривен. Тогда еще где-то как-то можно вести разговор. Но если речь идет об окладе в две-три тысячи гривен, то толку от этого будет мало.
Много вопросов вызывает норма закона, которая предусматривает возможность финансирования заработных плат госслужащих как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств программ Европейского Союза, международных организаций и других стран. Ведь речь идет о государственных служащих, в том числе о тех, кто имеет доступ к государственной тайне, к государственным ресурсам и т. д. И без того кадровая политика Украины вызывает недоумение, когда в нарушение норм Конституции и законов по ускоренной программе раздается украинское гражданство «варягам», когда на ключевые должности назначаются граждане других государств. Оплата труда чиновников из внешних источников — это фактическое признание несостоятельности своего государства.
Сергей Гриневецкий
Сторінки: | 1 |
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.020Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |