О пользе изучения истории сказано немало слов. Гораздо меньше — о вреде чрезмерного увлечения ею.
Как отметил Эрнст Ренан «ошибочный взгляд на собственную историю — это один из способов формирования нации».
Украинцы слишком долго были безгосударственной нацией (не считать же таковым симулякр в виде Украинской ССР) и именно поэтому нуждаются в собственном «ошибочном взгляде» и собственно мифологии, куда без нее.
Наши северные небратья живут прошлым. Потому как нет у них ответа на запуск Falcon Heavy, кроме как «а мы Гитлера победили». Но используя историю в качестве «мягкой силы», активно продвигая концепты «общего народа» и «общей победы» для возвращения «неразумных хохлов» они втягивают в эти споры не только политиков и историков, но и сотни тысяч обычных людей. Тезис «Украина — не Россия» звучит как «Украина исторически не Россия». Выстроенная Москвой ловушка исторической памяти захлопывается.
Мы настолько увлеклись деконструкцией советских и современных российских мифов, что забыли простую вещь: наша историческая память не уникальна, а наша историческая правда волей или неволей вступает в противоречие с исторической правдой не только русских, но других народов, в том числе тех, кого мы хотим видеть в числе союзников.
Нет, можно конечно, поставить своей задачей доказать свою вечную правоту и создать условия для новых споров и конфликтов по поводу истории.
Возьмем к примеру, Турцию. История украинского казачества неотделима от борьбы с турками и крымскими татарами. И скорее всего, воспетые в песнях и стихах черноморские походы запорожцев не вызовут восторг у современных турецких историков. Можем напомнить, «а ведь когда-то Сагайдачный был под Стамбулом». А турки в ответ — «Крымнаш». А заодно и Хаджибей с Очаковым. Причем свои претензии на Крым могут обосновать ну не менее убедительно, чем Россия. Как-никак три столетия Крымское ханство было вассалом Османской империи.
Вот и повод. Хотя нас сейчас гораздо больше должны волновать проблемы «Турецкого потока» и режима проливов. Слава Богу, пока до исторических споров с турками не дошли. У них уже есть головная боль — геноцид армян.
Вообще найти «исторический повод» для ссоры с соседями не просто легко, а очень легко. С Румынией? Пожалуйста, «Северная Буковина — Румыния». С Молдовой? Запросто. «Приднестровье никогда не входило в состав Молдавского княжества». С Венгрией? Так Мукачевский замок — это символ борьбы венгров против австрийского господства, прославленный именами Илоны Зрини и Ференца Ракоци.
Да в самих себе тоже не мешало бы разобраться. И не только по отношению ко Второй мировой, УПА и Советской армии.
К примеру известная поэма Шевченко «Гайдамаки». Великолепные, насыщенные энергией стихи. Но загвоздка — во время Колиивщины резали не только иноверцев — католиков и иудеев, но и своих соплеменников — греко-католиков. Чем не повод?
И еще о России... У нас слишком много времени уделяется на обсуждение того, как жить без России в прошлом и слишком мало на то, как жить без России в будущем. Даже если в Одессе памятник Екатерине ІІ, это не избавит нас от необходимости покупать российский газ или ядерное топливо, на котором работают украинские атомные электростанции, производящие половину всей электроэнергии.
Памятник Ивану Мазепе или переименование проспекта генерала Ватутина в проспект Романа Шухевича вызывает вполне ожидаемое раздражение со стороны Москвы. Да, приятно, что они бесятся. Но пока что это игра по их правилам. Было бы более приятным, чтобы они тратили значительную часть телевизионного эфира, рассказывая россиянам о плохом качестве украинской бытовой техникой, смартфонов или солнечных батарей или призывая их не пользоваться украинским программным обеспечением или соцсетями.
Это, конечно, мечта. Очень хотелось бы, чтобы с приставкой «пока».
Сегодня есть риск втянуться в бессмысленный спор вокруг исторической памяти. Но только уже с поляками. Спор бессмысленный и безрезультатный. Более того, учитывая разницу потенциалов, еще обреченный на поражение.
А вот несмотря на все выпады польских политиков, продолжать выстраивать совместные проекты — для этого порой и гордость свою унять придется. Потому как Польша — не Россия. В России Путин на ближайшие годы, предсказуемое и прогнозируемое поведение, в том числе и в отношении Украины. А в Польше сегодня при власти ПиС, завтра — кто-то другой.
Худой диалог лучше хорошего спора на тему истории. И чем быстрее мы выкарабкаемся из ловушки исторической памяти, тем лучше.
Автор: Артем Филипенко
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.016Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |