Для шоу в этот раз все было идеально: место действия (ресторан «Сулугуни»), основные действующие лица (спецназ пограничников), и даже дальнейшее развитие шоу во времени и пространстве (назад, откуда пришел — в Польшу). Кроме одного — желания главного шоумена, главного актера участвовать в этом шоу. Так хотелось вновь попугать всех обещанием спрыгнуть с крыши, помахать толпе рукой на которой болтаются полицейские «браслеты». Но не пришлось. Зря ты, Миша обидел в свое время пограничников, ой зря…
Социальные сети откликнулись на высылку Саакашвили в Польшу очередной порцией шуток и приколов, суть которых можно было выразить несколькими фразами «Скатертью дорога!», «Слава Богу!» и «Как он утомил!». Понятно, что шутили в основном те, кого сторонники экс-президента Грузии огульно зачисляют в «порохоботы». Украинская политика вообще построена на эмоциях, а не на разуме, и Саакашвили умеет эти эмоции вызывать, как резко негативные, вплоть до откровенной нелюбви, так и диаметрально противоположные, вплоть до обожания.
Именно поэтому обо всем, что связано с Саакашвили и его деятельностью в Украине, сложно говорить беспристрастно. С одной стороны, хорошо, что нам удалось увидеть Михо в действии, иначе многие еще продолжали бы себя тешить иллюзиями относительно его реформаторских способностей, а сам он оставался бы в статусе «нереализованного шанса» Украины. Для кого-то он остается таким «шансом» и до сих пор. С другой, очень жаль, что на развенчание мифа ушел год из жизни Одесской области, который, наверняка, можно было бы потратить с большей пользой.
А теперь попробуем проанализировать последствия этого шага без эмоций, без гнева и пристрастия. И ответить на три вопроса. Что случилось? Кому это выгодно? Чего ожидать?
Начнем с первого вопроса. Несмотря на незначительный личный рейтинг, Саакашвили выполнял некую социальную роль, причем выполнял ее настолько рьяно, что некоторые любители конспирологии даже выдвигали идею, что Михо работает на Банковую. Дело в том, что Саакашвили удалось канализировать протест, направить его в определенное русло. Причем весьма узкое. За несколько месяцев лозунги протестующих прошли путь от требований так называемой «большой политической реформы» через требование принять закон «Об импичменте» к простому и понятному «долой Порошенко». При этом те, кто критически относится к нынешней власти, но не разделяет откровенно популистских лозунгов Михо, оказались вне протестной активности. Сам характер высказываний Саакашвили, экзальтированность его сторонников вызывает отторжение у людей, критически мыслящих и не склонных верить в обещания все изменить за 70 дней. При этом готовность части адептов Михо идти на радикальные действия — жечь шины, крушить, драться с полицией и нацгвардейцами (что показала попытка штурма Октябрського дворца) вызвала опасения даже у его сторонников типа Найема, Лещенко и Залищук.
Да, в роли «козла-провокатора» Саакашвили был, безусловно, удобен для правящей верхушки. Но в том-то и дело, что как раз эту роль Михо и не собирался играть. И вот здесь существовали определенные риски.
Во-первых, человеческий фактор в акциях протеста — величина с переменным характером. Достаточно непредумышленного действия или умышленной провокации, чтобы контролируемый протест превратился в неконтролируемый с жертвами и разрушениями.
Во-вторых, накручивание протестов работало против международного авторитета украинской власти и лично Петра Порошенко. В победе Майдана визуальная составляющая сыграла немаловажную роль. Хотя сторонникам Саакашвили было очень и очень далеко до третьего Майдана, но «картинку» они все же создавали, причем не только для российских, но и для западных СМИ. А западному зрителю не всегда можно объяснить специфику отечественной политики, которая не вписывается в рамки западной рациональности.
Кто получит выгоду от высылки Саакашвили? Тут тоже не все однозначно. Уже грядущий очередной «марш за импичмент» будет показательным. Если «без» Саакашвили количество митингующих сократится (а скорее всего, так и будет), то будет очевидной победа команды Порошенко. Но победой только тактической. Временной. Потому как «вечные революционеры» и «вечно всем недовольные» остались, как остались неудовлетворенными и их желания посадить, уволить и отобрать. А «зрадофильские» и «всепропальщицкие настроения по-прежнему активно раскручиваются политиками, масс-медиа и социальными сетями.
А значит, кто-то должен занять эту нишу. И кажется, что все знают имя этого человека. Очевидно, что определенные выгоды от высылки Саакашвили Юлия Тимошенко получит. Пусть не сразу, но получит. Другое дело, что это будет она одна. И неизвестно, окажутся ли в этой обойме те, кто начинал все эту бучу — Семенченко, Соболев, Лещенко и другие.
Чего ожидать? Здесь можно задать вопрос несколько по-другому: чего не стоит ожидать? Не стоит ожидать, что Саакашвили успокоится и свернет свою деятельность. Конечно, он может попытаться еще раз прорвать границу, но для власти и первого-то случая было более чем достаточно. Второй прорыв может закончиться кровью. Михо, конечно, на это наплевать. Он неразборчив в средствах. Но вот Украине нет.
Скорее всего, нас ждет бурная медийная активность экс-президента. Благо, технические средства дают возможность общения из студии даже на удалении. Можно даже не сомневаться в том, что его будут приглашать и цитировать телекомпании, скажем так, критически настроенные по отношению к нынешнему политическому режиму. Тем более, что как реальная политическая фигура Саакашвили будет уже не опасен.
Автор: Артем Филипенко
Сторінки: | 1 |
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.023Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |