ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Актуальні теми  >  Міркування
ЧЕРНОМОРСКИЙ ДНЕВНИК. ВЫПУСК №3. 05.06.2018
18:12 / 07.06.2018
ЧЕРНОМОРСКИЙ ДНЕВНИК. ВЫПУСК №3. 05.06.2018

РУМЫНИЯ: КОНЕЦ СКАЗКИ

Случилось то, чего, с одной стороны, ожидали, с другой, не верили, что это случится. Конституционный Суд Румынии принял решение о том, что Президент Румынии Клаус Йоханнис обязан отозвать Лауру Кодруцу Ковеши с должности руководителя Национального антикоррупционного департамента (DNA), в соответствии с запросом министра юстиции Тудорела Тоадера.

С требованием уволить главу антикоррупционного ведомства министр юстиции выступил еще 22 февраля нынешнего года. Среди претензий, выдвинутых в адрес Ковеши — превышение полномочий, давление на правительство и вмешательство в ход деятельности ведомств, проволочки в решении ряда дел, отсутствие реакции по проверкам отдельных прокуроров, публичные заявления, наносящие вред имиджу Румынии, и многое другое. Всего в 36-страничном докладе, представленном Тудорелом Тоадером общественности, содержались обвинения в 20 «нетолерантных действиях».

Президент Румынии отказался уволить Ковеши. «Аргументы для отзыва, представленные министром юстиции, меня не убедили. — заявил он — Фактически, они даже не отвечают примененным правовым положением. Я не буду принимать предложение об отзыве госпожи Ковеши, главного прокурора DNA». Высший совет магистратуры Румынии также отклонил требование министра юстиции.

В итоге 23 апреля Премьер-министр Румынии Виорика Дэнчилэ обратилась в Конституционный Суд с просьбой принять решение по конфликту между министром юстиции и президентом.

Ковеши руководит антикоррупционным ведомством с 2013 года. Только за последние пять лет DNA передал в суд дела четырнадцати министров и бывших министров и пятидесяти трех парламентариев. В отношении двадцати семи из них уже были вынесены окончательные обвинительные приговоры. Были вынесены решения о наложении ограничений и аресте имущества на более чем 2,3 млрд. долларов США.

Румыния приводилась в качестве примера того, как надо бороться с коррупцией. Сама Ковеши чрезвычайно популярна среди граждан. Но подобная бурная активность пришлась по нраву далеко не всем.

После прихода к власти в 2016 году социал-демократов, они попытались обуздать антикоррупционное ведомство. В начале 2017 года правительство приняло два постановления, одно из которых предполагало помилование осуждённых по нескольким статьям уголовного кодекса, а второе — внесение изменений в уголовный кодекс с целью декриминализации ряда статей, касающихся коррупции. В ответ в Румынии прошли многотысячные акции протеста, по итогам которых правительству пришлось отменить скандальные решения.

Однако, единожды потерпев неудачу, социал-демократы решили пойти по пути проталкивания нужных законопроектов через парламент. В декабре прошлого года законопроекты, ограничивающие полномочия антикоррупционных органов и ставящие их под контроль правительства, были поддержаны вначале нижней палатой, а затем — Сенатом Румынии. Ни протесты внутри страны, ни негативная реакция европейских структур и Госдепартамента США не помешали социал-демократам добиться цели.

К слову, Конституционный суд Румынии возглавляет бывший социал-демократ Валер Дорняну, что дает основание оппозиции говорить о предвзятости суда.

Судебное решение уже вызвало серьезный резонанс в обществе. Группа из 37 организаций, включая «Коррупция убивает», «Инициатива Румыния» и «Группа за социальный диалог», подписали совместное письмо с просьбой к президенту Клаусу Йоханнису начать консультации с гражданским обществом и политическими партиями по итогам решения Конституционного суда. Консультации должны быть сосредоточены не только на увольнении главного прокурора ДНК, но и на борьбе с коррупцией в целом.

Румынские масс-медиа уже говорят о завершении определенного этапа в борьбе с коррупцией. Этапа, связанного с именем Лауры Ковеши.


МОЛДОВА: НОВАЯ «ДОРОЖНАЯ КАРТА» В ПРИДНЕСТРОВСКОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ

29-30 мая в Риме состоялся очередной раунд Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, который более известен как формат «5+2» (Молдова и Приднестровье — стороны переговоров, Украина, Россия, ОБСЕ — гаранты переговорного процесса, ЕС и США — наблюдатели).

Чиновники ОБСЕ оценивают результаты встречи как «исторические». Действительно, за последние полгода было сделано немало. Открыт мост через Днестр между селами Гура Быкулуй и Бычок, согласованы вопросы апостилирования (признания юридической силы) приднестровских дипломов, механизм доступа фермеров из Дубоссарского района к землям за трассой Каменка — Тирасполь, вопрос функционирования в Приднестровье школ, где происходит обучение на румынском языке (т.е. на основе латинской графики, а не на кириллице, принятой в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике).

И наконец, в апреле было подписано соглашение, регулирующее порядок выдачи номеров автотранспорту из Приднестровья, согласно которому эти номера будут носить нейтральный характер, не будут содержать никакой символики или дополнительных обозначений: только три буквы и три цифры на белом фоне. Пункты регистрации и выдачи номеров будут расположены в Тирасполе и Рыбнице. Их откроют при поддержке Миссии ОБСЕ в Молдове, там будут работать представители обеих сторон.

Все эти вопросы не решались годами. Следующим вопросом, которым займутся Кишинев и Тирасполь, станет восстановление телефонной связи между двумя берегами Днестра. До конца июня планируется согласовать «дорожную карту», а к осени закрыть вопрос.

Впрочем, далеко не все разделяют оптимизм зарубежных дипломатов. В экспертной среде задают вопрос не ведет ли тактика «малых шагов» к ползучей легитимизации приднестровского режима? Тем более, что практически ни одно из подписанных соглашений не является однозначным по своим последствиям.

Так, к примеру, приднестровская сторона заявила, что она намерена установить на открытом мосту свой таможенный и пограничный пост, что, естественно, скажется на свободе передвижения людей и товаров. Возникают вопросы и по предоставлению молдавской лицензии предприятию «Интерднестрком» из Приднестровья, которое предоставляет услуги мобильной связи и Интернета и является монополистом на Левобережье. Возникает законный вопрос — будут ли учтены при восстановлении телефонной связи интересы молдавских операторов телефонной связи?

Говорят, что принятые меры должны решить проблемы «простых людей». Но не получится ли так, что «простые люди» из Приднестровья получат преимущества по сравнению с «простыми людьми» из Правобережной Молдовы. Ведь, к примеру, Приднестровье получает безоплатный российский газ, что дает возможность держать коммунальные тарифы на низком уровне, в то время как на Правобережье платят за него сполна. И растаможка автомобиля в Тирасполе обходится дороже, чем в Кишиневе.

Но зато чиновники из ОБСЕ получили возможность говорить об «истории успеха», который выглядит значительнее на фоне отсутствия прогресса в урегулировании украинского кризиса.

Правда, вне повестки переговоров оказался вопрос о выводе российских войск и вооружений из Приднестровья. Спецпредставитель ОБСЕ Франко Фраттини в марте в интервью российскому каналу Russia Today заявил о стремлении Молдовы добиться вывода российских войск: «Эти подходы оторваны от реальности. Неоправданно каким-либо образом говорить о российском военном присутствии, пока мы не разрешим пакет проблем, который включает в себя другие важные аспекты». А без вывода российских войск сложно говорить о каком-либо урегулировании вообще.

В феврале представители неправительственных организаций Молдовы выступили с заявлением, в котором подвергли критике позицию Миссии ОБСЕ в Молдове. «Мы удивлены, — говорилось в нем, — демонстративным игнорированием посредниками в формате «5+2» военных учений российских военных войск (ОГРВ), незаконно размещенных в Республике Молдова вместе с ополченцами так называемой приднестровской армии. В 2017 году Россия провела 150 военных учений (по сравнению с 48 в 2016 году), связав их с маневрами, проводимыми так называемым Западным военным округом Российской Федерации, при отсутствии четкой позиции со стороны посредников. Мы отмечаем отсутствие ответственной позиции Миссии ОБСЕ в Республике Молдова по военным вопросам и вопросам безопасности, прискорбное отсутствие военных вопросов и вопросов безопасности Молдовы в повестке дня формата «5+2», которые могут создать ложное представление о толерантном отношении к пребыванию российских войск на суверенной территории РМ».

Тогда представители гражданского общества и политических эксперты обратились к правительству Республики Молдова с призывом разработать единый и четко сформулированный план политики реинтеграции страны. Такой план обещали представить еще в 2017 году. Однако воз, как говорится, и ныне там.

А тем временем при поддержке ОБСЕ реализуется практика «малых шагов», последствия которых далеко неоднозначны, а более глобальные вопросы отходят на второй план.

К сожалению, приходится констатировать, что и у Украины пока нет четко сформулированного целостного видения приднестровского урегулирования, в частности, вопрос о статусе Приднестровья, о «красных линиях», которые не должны нарушаться в ходе этого процесса, и многое другое. Есть определенная политика в отношении Приднестровья, есть действия по нейтрализации угроз и рисков со стороны сепаратистского анклава, но целостного видения нет. И это в то время, когда у России есть шанс сыграть роль «миротворца».


БОЛГАРИЯ: ПОВОРОТ НА ВОСТОК

С перерывом в неделю Россию посетили оба ведущих политика Болгарии. 21-22 мая в Москве побывал Президент Румен Радев, а уже 30-го по проторенной дороге в Первопрестольную прибыл и премьер-министр Бойко-Борисов.

Правда, глава правительства перед тем, как поехать в столицу России, посетил Киев, где встретился с Петром Порошенко. Но по сравнению с Россией, Украина не является для Болгарии ведущим торговым и экономическим партнером. Поэтому итоги встречи с украинским главой были более чем скромными: стороны договорились активизировать работу по строительству автотрассы из Одессы до Варны через Румынию.

С Россией же все намного серьезнее. Румен Радев выступил с идеей строительства «Болгарского потока» — газопровода, обеспечивающего прямые потоки российского газа в Болгарию, а из нее — Сербию, Венгрию, Австрию и на север Италии.

Поднимал Радев и вопрос о реанимации еще одного российско-болгарского проекта — строительства атомной электростанции в Белене. В настоящий момент основным производителем электроэнергии в Болгарии является АЭС «Козлодуй» — единственная АЭС в Болгарии. В 2006 году Болгария в рамках выполнения требований о вступлении в Евросоюз была вынуждена закрыть первые четыре блока этой станции, на которых работали реакторы ВВЭР-440. Сейчас на станции работают пятый и шестой блоки с реакторами ВВЭР-1000. Сроки действия ранее выданных лицензий энергоблоков заканчиваются в 2017 и 2019 году соответственно. Изначально планировалось, что АЭС «Белене» в Болгарии будет построена при участии России. Международный тендер на строительство двух энергоблоков выиграл в 2006 году АЭС «Атомстройэкспорт» (входит в Росатом), однако проект был остановлен в 2009 году, а в марте 2012 года правительство Болгарии, которое возглавлял нынешний премьер-министр Бойко Борисов, заявило о прекращении проекта. Было принято решение о строительстве блока №7 АЭС «Козлодуй» с использованием оборудования, заказанного «Белене». При этом София отказывается выделять на проект бюджетные деньги. В конце 2013 года было объявлено, что на седьмом блоке будет установлен реактор AP-1000 от компании «Westinghouse». Однако американцы не проявили должного интереса к данной идее и она заглохла.

При этом, отказавшись от российского участия, Болгария была вынуждена оплатить неустойку. Российские предприятия уже изготовили первый комплект оборудования для «Белене», был собран реактор.

«Росатом» предъявил заказчику строительства — НЭК Болгарии — судебный иск на 1 млрд. евро. И в июне 2016 года Арбитражный суд при Международной торговой палате в Женеве постановил компенсировать российскому «Атомстройэкспорту» ущерб в объеме 620 млн. евро, затем сумма была скорректирована до 601,6 млн. Помимо этого, до полного погашения всей суммы ущерба ежедневно начисляется неустойка в размере 130 тыс. евро. В декабре 2016 года НЭК полностью выплатил долг за АЭС.

Но проблема осталась. Более того, Болгария уже вложила в строительство порядка 3,5 млрд. левов и это весьма солидная сумма. В нынешнем году в Софии подняли вопрос о возобновлении строительства АЭС. И естественно, что взоры обратились к Москве. Представители Росатома уже выразили готовность участвовать в строительстве на коммерческой основе. Кроме россиян, интерес проявила и Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC).

7 июня болгарский парламент принял предложение ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии») о возобновлении поиска возможностей строительства АЭС „Белене”. Решение депутатов предусматривает, что проект будет реализован путем нахождения стратегического инвестора, по рыночному принципу и без государственных гарантий. Таким образом перед Россией появляется еще одна возможность укрепить свое влияние в странах ЕС. Стоит напомнить, что Россия уже намерена строить АЭС «Пакш-2» в Венгрии и предоставила на эти цели кредит в 10 млрд. евро.

Что касается газопровода под условным названием «Болгарский поток», то этот проект не нашел поддержки со стороны России. И это было очевидно, поскольку буквально через несколько дней после визита Румена Радева, 26 мая, российский «Газпром» и правительство Турции подписали протокол о сухопутном участке газопровода «Турецкий поток» для поставок российского газа европейским потребителям.

Поэтому Бойко Борисов на встрече с российским президентом говорил уже не столько о каком-то отдельном болгарском проекте, сколько о возможности продления «Турецкого потока» до Болгарии.

Путин, в свою очередь, не преминул вспомнить о том, что Болгария в свое время отказалась от проекта «Южный поток», в результате чего Россия понесла ущерб в размере 800 млн. евро. Реакция Борисова напомнила фразу из старого анекдота «болгарский слон — младший брат русского слона».

«Я очень благодарен, что на нас не держат зла по этому поводу. Старший всегда больше, всегда прощает», — заявил он. И выглядело это весьма некрасиво и унизительно. Ответ Путина был в духе старшего брата: «Меня очень смущает, кто старший, кто младший, имея в виду, что старшего все время побуждают к тому, чтобы заплатить. Но мы понимаем, о чем идет речь. При реализации проектов большого масштаба нужны гарантии, прежде всего финансовые гарантии, которые выражались бы либо в суверенных гарантиях правительства Болгарии, либо в соответствующих решениях Еврокомиссии».

Визиты первых лиц Болгарии дали повод российским масс-медиа в очередной раз поговорить о порочности политики «русофобии» и необходимости дружбы с Россией.

Поворот Софии в сторону Москвы не является чем-то из ряда вон выходящим. Ранее усилиями Болгарии, к примеру, была похоронена идея Румынии о создании объединенной флотилии НАТО на Черном море.

В поведении болгарских политиков играют роль не только некие исторические симпатии болгар к России. Стоит учитывать и изменения во внутриполитических раскладах. Борисов и его партия ГЕРБ с небольшими перерывами находятся у власти с 2009 года. Однако по итогам досрочных парламентских выборов в 2017 году им пришлось пойти на создание коалиции с объединением националистических сил «Объединенные патриоты», в которую входит, к примеру, партия Атака, занимающая последовательно пророссийские и евроскептические позиции. Бойко Борисов вынужден учитывать это в своей практике, если он хочет удержаться у власти. К тому же экономика Болгарии серьезно завязана на российскую и ущерб от санкций, введенных ЕС весьма ощутим.

В целом, учитывая результаты визита французского Президента Эммануэля Макрона в Россию, приход к власти в Италии пророссийского правительства, может сложиться довольно неблагоприятный тренд для Украины.

Артем Филипенко, политический эксперт


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.014
Перейти на повну версію сайту