В июле Одесская таможня впервые с начала 2019 года выполнила и перевыполнила план по поступлениям в Государственный бюджет. Несмотря на укрепление курса гривны, рост платежей по сравнению с июлем 2018 года составил 26%, что эквивалентно 741 миллиону гривен. А по итогам 7 месяцев – более 30% или 5,3 миллиарда гривен.
И.о. начальника Одесской таможни Владимир Передерий уверен, что эти позитивные результаты достигнуты благодаря созданным за последние несколько месяцев стабильным и предсказуемым условиям для работы бизнеса.
В интервью нашему изданию Владимир Передерий рассказал о борьбе с контрабандой, кадровом голоде и мифах, которые сформировались вокруг Одесской таможни за последние годы.
Как бы вы охарактеризовали ситуацию на Одесской таможне по состоянию на начало августа?
Объективно – ситуация непростая. На таможне за последние годы скопилось множество проблем, начиная от дефицита кадров и заканчивая ситуацией с материальным обеспечением.
Сейчас в рамках тех полномочий и возможностей, которые у нас есть, мы пытаемся их решать. Но за то короткое время, которое прошло с момента назначения меня и.о. начальника Одесской таможни, удалось разобраться только с незначительной частью проблем и обеспечить стабильные и прогнозируемые условия для работы бизнеса.
И тем не менее, это привело к росту платежей в бюджет?
Да, по состоянию на 1 августа среднедневные поступления в бюджет от Одесской таможни составляют почти 146 миллионов гривен. В прошлом году этот показатель составлял менее 109 млн. грн. Т.е. мы демонстрируем рост на 34,2%. Это один из самых высоких показателей в стране.
При этом важно понимать, что за последние месяцы существенно вырос курс гривны. А так как стоимость импортируемого товара считается в долларах США, если бы укрепления курса национальной валюты не было, наши показатели были бы лучше еще на 10-12%.
За счет чего увеличились платежи в бюджет?
Есть целый ряд факторов, которые повлияли на позитивную динамику.
Среди них я бы хотел отметить увеличение количества контейнеров с импортными грузами, которые были оформлены на Одесской таможне. За 7 месяцев их общее количество составило почти 47,5 тысяч единиц, что больше на 36,5% или на 12 тысяч штук, чем за аналогичный период 2018 года.
При этом мы добились увеличения удельного веса в общем объеме налогооблагаемого импорта товаров с высоким уровнем таможенной стоимости и налогообложения, таких как: легковые автомобили, обувь, ткань, металлоконструкции, одежда, бытовая техника, игрушка, мебель.
Общая таможенная стоимость указанных товаров увеличилась более чем в 2 раза, а размер уплаченных платежей — в 2,1 раза.
Кроме того, увеличился объем импорта ряда генеральных грузов: угля, руды, и других, что также благотворно повлияло на платежи в бюджет.
Вы также сказали о неких стабильных и прогнозируемых условиях работы для бизнеса. В чем это выражается?
Во-первых, это доскональное соблюдение законодательства, соблюдение положений Таможенного кодекса и нормативно-правовых актов. Сегодня бизнес понимает, что он может оформляться по цене контракта, и к нему не будет каких-то необоснованных претензий с нашей стороны.
Во-вторых, это качественный сервис для субъектов внешнеэкономической деятельности. Сегодня мы поставили работу так, что проблемными ситуациями у нас занимаются самые опытные сотрудники. Благодаря их знаниям большинство вопросов снимается буквально за несколько часов.
Такой подход сразу же отражается на количестве оформлений. В прошлом году на Одесской таможне, говоря простым языком растамаживались порядка 30% контейнеров, которые шли через морские порты нашего региона. Остальные 70% шли транзитом – либо на внутренние таможни, либо за границу. Почему они не оформлялись в Одессе? – Потому что на других таможнях был лучший сервис и более прогнозируемые условия работы. Так вот, сегодня на Одесской таможне количество оформлений контейнеров увеличилось до 45%!
Конечно, если не будет изменений в законодательстве, этот показатель вряд ли превысит 55%-60%. Все-таки есть компании, которым по разным причинам удобней оформлять груз на внутренних таможнях. Но и 45% — это один из самых высоких показателей за последние годы.
Президент Украины Владимир Зеленский объявил о намерении побороть контрабанду. Если это явление будет искоренено, то насколько дополнительно это увеличит поступления в бюджет от Одесской таможни?
На самом деле та работа, о которой говорит президент, на Одесской таможне ведется и сейчас.
Речь идет о контроле за правильностью определения таможенной стоимости импортируемого товара, классификации товаров, их веса и страны происхождения.
Если просто, то задача таможни контролировать, чтобы бытовая техника не ввозилась под видом, например, картона. Чтобы вместо 30 тонн груза импортер не пытался заплатить положенные платежи только за 20 тонн и т.д.
Благодаря работе, которую мы ведем в этих направления, налоговая нагрузка на один контейнер в течение 7 месяцев 2019 составляет — 7,36 тыс. долл. США. Это почти на 10% больше, чем показатель прошлого года. Однако мы все понимаем, что именно в этой плоскости лежит потенциал роста поступлений от таможни. Наша цель – достигнуть показателя налоговой нагрузки на контейнер на уровне около 9 тыс. долл. США. Добиться этого можно за счет работы с импортерами, которые используют т.н. «серые схемы». Наша задача продемонстрировать им, что работать честно, честно декларировать груз, его вес и другие показатели, которые позволяют точно определить его таможенную стоимость – выгодней.
За какой период можно этого добиться?
По нашей оценке, нужно не менее 8-9 месяцев работы, чтобы импортеры увидели, что условия работы стабильны, что они не изменятся из-за каких-то кадровых ротаций. Тогда бизнес сможет нормально планировать свою деятельность.
Помимо обеспечения стабильности в работе, что еще можно было бы изменить на таможне за этот период?
Как я уже говорил, мы достаточно ограничены в полномочиях. А большинство существующих проблем носят системный характер, и повлиять на них в рамках только одной Одесской таможни нельзя. Мы надеемся, что ситуацию изменит предстоящая реформа.
Однако для себя мы также избрали несколько стратегических направлений, где возможны улучшения на местном уровне.
Это, во-первых, общение с бизнесом. Сегодня мы стараемся проводить по крайней мере одно совещания с Общественным советом при Главном управлении ГФС Украины в Одесской области в месяц или даже чаще. Так бизнес узнает о наших актуальных планах, а мы, в свою очередь, слышим бизнес и пытаемся решить те проблемы, которые у них возникают.
Второе направление – это налаживание работы пунктов пропуска. В Одесской области их состояние очень разное – от самого современного и оснащенного в Украине пункта пропуска «Орловка», который в ближайшее время начнет свою работу, до пунктов пропуска, где ремонт последний раз делался более 10 лет назад.
На сентябрь и октябрь мы планируем провести комплексны анализ ситуации, чтобы в рамках реформы представить руководству новой Государственной таможенной службы комплексное предложение по дооснащению или переоснащению всех пунктов пропуска.
Тем более, что в Одесской области при поддержке Евросоюза и EUBAM реализуется проект по реконструкции и развитию пунктов пропуска, и у нас есть понимание европейских стандартов в этой сфере.
Вы принимали участие в совещании с президентом Украины Владимиром Зеленским, на котором он потребовал от вас уволить группу таможенников, о которых есть информация об их участии в коррупционных схемах. Какова сейчас их судьба?
Понимаю ваш вопрос. С сожалением могу констатировать, что у исполняющего обязанности начальника таможни нет полномочий уволить руководителя таможенного поста. Подобные назначения или увольнения – зона ответственности исключительно руководителя Государственной фискальной службы.
Однако в виду требований президента нами были проведены определенные кадровые ротации, чтобы двух из пяти этих людей дистанцировать от принятия решений, которые могут создать неравные условия работы для каких-то из субъектов внешнеэкономической деятельности.
Остальные же лица из перечня, который озвучил президент, ушли в отпуск. Законных полномочий помешать им у и.о. начальника таможни также нет. Хотя с некоторыми я провел отдельную беседу, пытаясь убедить не упрямится и написать заявление об увольнении. К сожалению, мои доводы, в том числе о том, что такая позиция ставит под удар весь коллектив Одесской таможни, не были услышаны.
В СМИ есть многочисленные упоминания о том, что вы также содействуете контрабандным схемам и связаны с Вадимом Альпериным.
Да, я знаю об этих публикациях. Наверное, моя ошибка в том, что я раньше не реагировал на них. Думал, что люди, которые работают в органах госуправления и бизнес, который занимается импортом, понимают, что это абсурд.
Конечно же я знаю, что у этого человека есть бизнес в сфере внешнеэкономической деятельности. Но, как должностное лицо, я связан с Альпериным, как и с любым другим бизнесменом, который занимается экспортно-импортными операциям. Я знаю их имена. В рамках личного приема я могу принять юриста или представителя компании-импортера, но и все. Никаких контактов ни с Альпериным, ни с другим бизнесменом, которые выходят за рамки полномочий, я не поддерживаю. И в современных условиях, когда деятельность государственных органов прозрачна и находится под постоянным контролем общественности и СМИ, такие контакты просто невозможно было бы скрыть.
Тем не менее, в некоторых публикациях есть упоминания о случае в 2015 году, когда вы в качестве руководителя таможни проводили совещание с подчиненными прямо в кабинете Альперина.
Этот бред выдумал человек, который даже примерно не представляет себе, что такое рабочее совещание на таможне и вообще в органе государственной власти. Не может руководитель таможни поднять трубку, позвонить подчиненному и сказать, мол, давай, приезжай на совещание по такому-то адресу, который отличается от официального адреса ведомства. Каждое распоряжение у нас фиксируется. А протокол совещания? А средства связи? С подразделениями из Измаила или из Котовска как связаться во время подобного совещания, если бы оно было в реальности?
Учитывая сегодняшние технические возможности, я уверен, что, если бы такое совещание когда-либо имело место, в Интернете давно бы гуляло видео с него.
Т.е. вы утверждаете, что это выдумка?
От начала и до конца. И я могу рассказать, откуда она появилась. То ли в 2014, то ли в 2015 году группа народных депутатов проводила анализ работы таможенных органов по всей стране. Как позднее стало понятно, таким образом они пытались оказать давление на руководителей таможен с тем, чтобы получать некие выплаты за, как они тогда выразились, спокойную работу и даже поддержку.
Со мной тоже был такой разговор. За несогласие мне обещали создать проблемы. Но конечно же ни о каких выплатах речь идти не могла. Я объяснил, что никаких коррупционных доходов не получаю. А в полицию тогда не обратился только потому, что доказательств разговора у меня не было.
Спустя некоторое время в интернете начали появляться материалы и о мифических совещаниях, и о коррупции на Одесской таможне. Но в этих публикациях описываются такие фантастические вещи, о которых даже говорить смешно.
Но не будете же вы отрицать, что на таможне есть коррупция?
Нет, не буду. Коррупция действительно есть. И подтверждение этому – задержания сотрудников таможни на взятках правоохранительными органами. Однако это не системное явление, как его пытаются представить в СМИ, а отдельные случаи.
Давайте перейдем к реформе таможни. Как будет проходить этот процесс для Одессы?
Пока четкого плана действий, насколько мне известно, нет. Но мы ожидаем, что сначала сотрудники Одесской таможни будут переведены в новую службу, чтобы работа (а мы работаем 24 часа в сутки и 7 дней в неделю) не останавливалась. А затем на руководителей будет возложена ответственность подготовить представления на повышение, понижение в должностях, а в отдельных случаях на увольнение в рамках той организационной структуры, которая будет утверждена.
Думаю, сегодня все осознают, что переход на работу в новую службу без объективной и качественной оценки опыта и знаний действующих сотрудников может привести к дальнейшей потере профессионалов. А мы и так утратили значительное количество опытных сотрудников и обязаны сохранить тех, кто остался и продвинуть их.
Если мы подойдем к этому процессу взвешенно, объективно оценивая профессионализм и личные качества людей, это позволит не только без сучка и задоринки выполнить задачи по реорганизации службы, но и обеспечить выполнение плановых показателей по поступлениям в государственный бюджет, а также сохранить тот уровень качества таможенных сервисов, который есть сегодня.
Но если в новую службу перейдут все те же сотрудники, которые работаю сейчас, как это позволит улучшить работу таможни?
Люба реформа – это не просто. Государственный орган не может просто взять и остановить работу и заново набрать новых сотрудников, потом научить их работать и только потом возобновить деятельность.
Но нужно понимать, что многие существующие проблемы на таможне связаны с тем, как устроена сама система. Например, у нас есть много наработок по улучшению работы, но внедрить их мы не могли из-за того, что подчинялись ГФС или из-за того, что нужно было принять какие-то изменения в законы. А таможня сама не могла обратиться в Верховную Раду, чтобы инициировать нужный законопроект.
Теперь таможня будет отдельным органом, и изменения будут проходить намного быстрее. Соответственно, работа таможни улучшится.
Однако для внедрения изменений нужны люди, которые имеют достаточный опыт, чтобы понимать, как будет работать система в целом. Поэтому наша задача – сохранить лучших сотрудников во время реформы.
Сторінки: | 1 |
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.018Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |